sanych56 (sanych56) wrote in rus_vopros,
sanych56
sanych56
rus_vopros

Categories:

Предложения, подготовленные Рабочей группой по исторической памяти, часть 5

Предложения, подготовленные Рабочей группой по исторической памяти, часть 5, окончательная и последняя.

Мои соображения по Предложениям, подготовленым Рабочей группой по исторической памяти Советом при президенте РФ , часть пятая (5).

Начало здесь, в части 1 – http://community.livejournal.com/rus_vopros/874238.html

Данные предложения были подготовлены Рабочей группой Совета по исторической памяти и переданы Президенту РФ на встрече 1 февраля 2011 года в Екатеринбурге. Фактически это только план программы, указывающий основные направления ее развития. Многие пункты программы нуждаются в детализации, ряд предложений требует закрепления нормативными документами. Рабочая группа приглашает к сотрудничеству по развитию программы всех по-настоящему заинтересованных этой темой экспертов.
http://president-sovet.ru/structure/group_5/materials/proposals_at_a_meeting_in_ekb/index.php

Ранее, 4 года назад, я предлагал нечто подобное : О Часовне с памятным приделом о памяти жертв
репрессий и геноцида русского народа в Колпино.
Известный русский философ Иван Александрович Ильин в сборниках статей «О грядущей России» и «Наши задачи» предсказал и описал кризисную ситуацию, сложившуюся в нашей стране в последнее время, и предложил известные и весьма конкретные пути выхода из нее.

Итак , ниже оставшиеся приложения Совета с 4 по 10-е




Приложение 4
Политико-правовая оценка преступлений тоталитаризма
4.1. Политико-правовая оценка преступлений тоталитарного режима в СССР до сих пор отсутствует, что создает почву для отождествления политического руководства современной России с коммунистической диктатурой, существовавшей в Советском Союзе в течение многих десятилетий. Лишь в некоторых документах, преимущественно международно-правового характера, имеются декларативные положения об огромной цене, заплаченной народом России, за преступления тоталитаризма и о решительном осуждении режима, пренебрегавшего правами и жизнью людей.[1] Сходные формулировки встречаются также в некоторых двусторонних соглашениях, заключенных Российской Федерацией со странами бывшего Варшавского договора. Здесь содержится осуждение «антигуманной сущности тоталитаризма» и подчеркивается необходимость «окончательно подвести черту под тоталитарным прошлым, которое проявилось и в попрании принципов международного права».[2]
Попытка политико-правовой оценки тоталитаризма содержится в постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.1992 № 9-П по так называемому «делу КПСС». Здесь, в частности, говорится: «В стране в течение длительного времени господствовал режим неограниченной, опирающейся на насилие власти узкой группы коммунистических функционеров, объединенных в политбюро ЦК КПСС по главе с генеральным секретарем ЦК КПСС. …Материалами дела, в том числе показаниями свидетелей, подтверждается, что руководящие структуры КПСС были инициаторами, а структуры на местах - зачастую проводниками политики репрессий в отношении миллионов советских людей, в том числе в отношении депортированных народов. Так продолжалось десятилетиями».

Определенный вклад в политико-правовую оценку тоталитаризма внес и российский парламент. Так, в преамбуле закона РФ Закон РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» говорится, что ««за годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам». Здесь подчеркивается, что многолетний террор и массовые преследования своего народа несовместимы с идеей права и справедливости.
О преступлениях тоталитарного режима говорится также в Декларации Верховного Совета СССР от 14.11.1989 «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», в законе РФ от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» и т.д.
Однако ни один из указанных выше документов не дает исчерпывающей политико-правовой характеристики тоталитарного режима, существовавшего в СССР в ХХ веке.
4.2. Главный смысл политико-правовой оценки – дистанцирование современной России от СССР и преступных действий тоталитарного режима (как во внутренней, так и во внешней политике), заявление о неприемлемости для сегодняшней политической элиты и российского общества в целом большевистских способов управления страной.
Кроме того, такая оценка – самый убедительный способ показать российскому обществу и всему миру приверженность России идеям правового государства.
В свою очередь, отсутствие такой оценки дает возможность сторонникам различных экстремистских идейных течений оправдывать преступления, жертвами которых стали миллионы людей, продолжать пропагандировать насильственные методы решения общественных проблем. Без официальной политико-правовой оценки будет сохраняться угроза возврата к этим методам.
Политико-правовая оценка необходима также для целей совершенствования российской правовой системы и правоприменительной практики. Она позволит безошибочно определять, какие из числа сохранившихся норм советского законодательства не могут долее применяться в Российской Федерации, какие из них нуждаются в замене или адекватном современным условиям толковании.
Наконец, политико-правовая оценка тоталитарного режима важна для преподавания отечественной истории в школах и университетах, для воспитания новых поколений россиян. Здесь потребны не только суждения моральных авторитетов (даже таких, как А.И. Солженицын), но и четкая юридическая квалификация.
4.3. Политико-правовая оценка может быть выработана разными способами.

Наиболее адекватным представляется путь судебной оценки, при котором каждый нормативно-правовой акт, изданный в условиях тоталитарного режима, может быть обжалован любым заинтересованным лицом – с учетом упоминавшегося выше постановления Конституционного Суда РФ – по правилам главы 24 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации с целью признания его недействующим полностью или частично со дня его принятия или иного указанного судом времени. В свою очередь, решение суда о признании нормативного правового акта недействующим влечет за собой утрату силы не только этого нормативного правового акта, но и других, основанных на нем нормативных правовых актов.
Мы имеем в виду, например, постановление Политбюро ЦК ВКП (б) от 30 января 1930 г. «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» и реализацию этого постановления (миллионы арестованных и сосланных крестьян), утвержденный Политбюро 31 июля 1937 г. Приказ НКВД «О репрессировании бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов» и его реализацию (около 800 тысяч арестованных, половина из них расстреляна) и длинную цепь подобных акций. Относительно этих преступлений в архивах сохранились многие тысячи документов, есть еще и живые свидетели.
Такое судебное разбирательство не только возможно – при условии незначительной корректировки положений ГПК РФ, - но и необходимо. Необходима общая точка отсчета для решения множества юридических проблем, связанных с прошлым, и в частности:
1. подтверждение доминирующей роли политического руководства СССР в планировании и осуществлении репрессий и, тем самым, политического характера репрессий во всех случаях, когда репрессии не связаны с объективно доказанными преступными деяниями репрессированных. Этот вполне очевидный факт необходимо судебным решением закрепить раз и навсегда;
2. подтверждение юридической ничтожности решений партийных и государственных органов о создании антиконституционных квазисудебных органов, и, как следствие, юридической ничтожности решений квазисудебных органов;
3. подтверждение фактов совершения руководителями ВКП(б)-КПСС и СССР преступлений против собственного народа – т.е. преступного (противозаконного, антиконституционного) характера решений партийных и государственных органов о проведении массовых репрессий, о насильственном изъятии имущества во время коллективизации, о депортациях народов. Жертвами этих преступлений стали многие миллионы граждан.
Эти факты имеют юридическое значение для множества россиян – жертв и их потомков. Эти факты могут иметь значение и во многих других случаях – например, при решении вопроса о том, могут ли российские города, предприятия или улицы носить имена людей, принимавших участие в организации массовых репрессий.
Политико-правовая оценка коммунистического тоталитаризма может быть дана и без использования судебных процедур. Будучи всесторонне юридически точной, политико-правовая оценка тоталитарного режима могла бы быть выражена в специальном послании Президента РФ (в качестве примера такого документа можно назвать Послание «О конституционности» от 25 марта 1993 г.), или в официальной декларации обеих палат Федерального Собрания.
Приложение 5
Завершение процесса юридической реабилитации жертв террора
Для завершения процесса юридической реабилитации жертв террора необходимо:
5.1. Внести в Закон о реабилитации поправки, расширяющие перечень категорий лиц, попадающих под действие Закона, и максимально обеспечивающие восстановление прав пострадавших от репрессий.
5.2. Предусмотреть в Законе процедуру установления факта применения репрессии в случае неполноты сохранившейся документации (дело Романовых, «Катынское дело» и др.).
5.3. В преамбулу Закона о реабилитации вернуть слова о моральном ущербе, нанесенном террором его жертвам, которые были изъяты оттуда в процессе принятия в 2004 г. федеральным законом №122-ФЗ.
5.4. Провести в инициативном (а не только заявительном, как сейчас) порядке реабилитацию по делам о репрессиях, осуществленных в административном порядке, (крестьяне, высланные во время коллективизации, иные депортации разных лет).
5.5. Заключить международные соглашения со странами, входившими в состав Советского Союза, о совместной и согласованной работе в области реабилитации.
Приложение 6
Обновление российской топонимики
Необходимо разработать и внести в Государственную думу РФ Закон о топонимике, запрещающий увековечивать память лиц, несущих ответственность за массовые репрессии и другие тяжкие преступления против прав и свобод граждан. Спорные вопросы могут разрешаться в судебном порядке, с привлечением документальных исторических свидетельств, что само по себе будет иметь важное просветительное и воспитательное значение.

Приложение 7
Образование и просвещение
7.1. Необходимо, чтобы темы тоталитаризма и государственного террора советской эпохи были должным образом представлены в школьных курсах отечественной истории ХХ века. Необходимо разработать и предложить педагогическому сообществу принципиально новый комплект учебно-методических пособий для средней школы. Для подготовки такого комплекта следует объявить специальный конкурс.
7.2. Необходима государственная поддержка научных исследований, а также издания научных и мемуарных книг по истории коммунистического тоталитаризма.
7.3. Необходимо разработать специальные научно-просветительные и культурные программы государственного телевидения.
7.4. Необходимо создать специальный Интернет-портал, на котором опубликовать все важнейшие документы политической истории Советского Союза, хранящиеся в архивах, а также важнейшие исследования российских и зарубежных ученых. Такой портал естественно станет притягательным центром внутрироссийского межрегионального сотрудничества, и – не менее важно – эффективным центром международного сотрудничества, так как соответствующие документы хранятся в архивах многих стран. Портал стал бы очевидным свидетельством открытости России, ее готовности к совместной работе над прошлым с другими странами.
7.5. Тема политического террора советской эпохи должна стать элементом постоянной экспозиции во всех исторических и краеведческих музеях Российской Федерации, такой же обязательной компонентой музейной работы, какой является тема Великой Отечественной войны.
Приложение 8
Иные меры противодействия возрождениютоталитарной идеологии в обществе
Поскольку с принятием данной программы антитоталитаризм становится частью официальной политики России, необходимо:

8.1. Поднять статус 30 октября — Дня памяти жертв политических репрессий. Целесообразно было бы, чтобы выступление Президента в этот день стало традиционным. Следовало бы также рекомендовать главам региональных администраций ежегодно принимать участие в траурных мероприятиях, проходящих в этот день в их регионах.
8.2. Принять официальное постановление о том, что публичные выступления государственных служащих любого ранга, содержащие отрицание или оправдание преступлений тоталитарного режима, несовместимы с пребыванием на государственной службе.
8.3. Провести ревизию официальных памятных дат и профессиональных праздников, с переориентацией их на события всей многовековой истории России, а не только советского периода. Например, День российской милиции (10 ноября) опирается на постановление НКВД 1917 года о создании рабочей милиции. Между тем, День полиции более логично отмечать 7 июня в честь декрета Петра I от 7 июня 1718 года об учреждении в Санкт-Петербурге Главной полиции. Положительные примеры такого рода имеются: например, День работника прокуратуры (12 января) опирается на дату Указа 1722 года Петра I. Возможно, следует переосмыслить День народного единства 4 ноября и назвать его Днем памяти жертв гражданской войны и национального примирения.
8.4. Целесообразно, чтобы Россия выступила с инициативой создания Международного института памяти, призванного стать центром совместной работы по осмыслению и преодолению тоталитарного прошлого. Такой институт мог бы стать альтернативой и дополнением национальным институтам памяти, возникшим в последние годы во многих сопредельных странах и, как показал опыт, служащих, в значительной мере, не столько задаче осмысления прошлого, сколько узко понимаемым сиюминутным национальным интересам. Для наших отношений с соседями и для нашей репутации в мире чрезвычайно важно, чтобы инициатором такого проекта выступила именно Россия.
Приложение 9
Механизм реализации программы
Выполнение такой общенациональной общественно-государственной программы не представляется возможным без самого тесного сотрудничества государственной власти на всех уровнях с обществом. В частности, к осуществлению программы следует привлечь общественные организации, а также творческие союзы, научные объединения, профессиональные сообщества – историков, музейщиков, краеведов, педагогов. И, разумеется, представителей традиционных конфессий. Крайне важно, чтобы это взаимодействие затронуло молодежь.
Прежде всего, необходимо:
9.1. Сформировать Рабочую группу из представителей Совета, Администрации Президента РФ и Правительства РФ, поручив ей в 3-месячный срок детализировать предложения Совета и разработать конкретные механизмы для реализации данной программы.
9.2. Реорганизовать Комиссию по реабилитации при Президенте РФ, расширить ее полномочия и активизировать деятельность с тем, чтобы возложить на нее в дальнейшем функции координирующего центра по реализации данной программы.
9.3. Поддержать инициативу по созданию общественно-государственного благотворительного фонда, через который в формате частно-государственного партнерства осуществлялось бы финансирование наиболее затратных компонентов программы: установка памятников, создание музейно-мемориальных комплексов и т.д.
Приложение 10
Международные аспекты программы
Реализация данной программы крайне затруднена, а ее положительный эффект для имиджа России, для модернизации общественного сознания, для самоуважения народа, для руководства страны будут ограничены, если с самого начала программе не будет придан международный характер.
Можно было бы, в частности, предложить, чтобы программа памяти стала общей для всех пожелавших участвовать стран бывшего СССР и, возможно, для всех государств бывшего «социалистического лагеря».
10.1. В таком качестве ее можно было бы представить на созванном по инициативе России в Москве саммите стран бывшего СССР (бывшего «соцлагеря»). Саммит можно было бы приурочить либо к открытию в центре Москвы памятника жертвам тоталитарного режима, или к открытию (закладке) хотя бы одного из двух предложенных мемориальных комплексов либо в Москве, либо в Санкт-Петербурге.
10.2. Возможно предложение странам бывшего СССР («соцлагеря») заключить международные соглашения о совместной работе по реабилитации жертв тоталитарного режима и о мемориализации мест захоронений жертв политических репрессий.
10.3. Можно было бы предложить создание в Интернете единой для стран бывшего СССР («соцлагеря») Книги памяти (базы данных) «Жертвы тоталитарного режима в СССР и в странах бывшего соцлагеря», а также совместную работу по созданию Интернет-портала, на котором могли бы быть размещены важнейшие документы по политической истории Советского Союза.
10.4. Рекомендуем и создание Международного института памяти, призванного стать центром совместной работы обществ и государств бывшего СССР (бывшего «соцлагеря») по преодолению тоталитарного прошлого, сближению позиций в оценках исторических событий ХХ века.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82_%D0%BF%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BC_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B8_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B5_%D0%A0%D0%A4 Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.


оригинал статьи – http://community.livejournal.com/rus_vopros/875888.html

предыдущая часть 4 – http://community.livejournal.com/rus_vopros/875763.html

Просьба – распространить у себя в ЖЖ-шках и Сообществах !


интересные недавние ссылки в РВ :
Человек чести Чамов против вши, которая зарычала http://community.livejournal.com/rus_vopros/865193.html
дал бы кто на дело ... http://community.livejournal.com/rus_vopros/867054.html
русский вопрос к Русскому Народу http://community.livejournal.com/rus_vopros/867135.html
начало в части 1 – http://community.livejournal.com/rus_vopros/875190.html
и продолжения в части 2 – http://community.livejournal.com/rus_vopros/875190.html

тэги – мемориал, колпино, русский вопрос
Tags: колпино, мемориал
Subscribe
promo rus_vopros сентябрь 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments