Константин Геннадьевич Черепанов (kcherepanov) wrote in rus_vopros,
Константин Геннадьевич Черепанов
kcherepanov
rus_vopros

ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ РОССИИ

Передача «Контекст» на телевизионном канале «Культура» с участием главного редактора «Литературной газеты» Юрия Полякова стала поистине явлением общественного мнения в России. Мы приводим две публикации: информационное сообщение и беседу с Юрием Поляковым в ежедневнике «Собеседник».

 

ЮРИЙ ПОЛЯКОВ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

Итоговая программа «Контекст» является продолжением информационного вещания телеканала «Культура». В студии «Контекста» мы обсуждаем то, что волновало современную культуру целую неделю, то, о чем мы рассказывали в «Новостях культуры». 

Почему российские зрители не смотрят отечественное кино так, как голливудское? Почему антреприза успешней репертуарного театра? Кто сможет защитить архитектурные памятники от исчезновения? И чем нас удивят музеи? Что такое современное искусство, какие книги стали бестселлером и почему? Любой человек, следящий за новостями культуры, задает себе эти вопросы. Эти и другие темы каждую неделю в прямом эфире будут обсуждать ведущий и его гости. Иногда возмущенно споря, иногда радостно соглашаясь. 

Ведущий Юрий Поляков: «Я считаю, зритель должен знать, что происходит на базовом уровне культуры. Подбирая экспертов, мы старались, чтобы они не были единомышленниками. На мой взгляд, беда основных программ о культуре заключается в том, что там сходятся единомышленники и говорят о нюансах. У нас же большинство экспертов – это люди, не только действительно хорошо разбирающиеся в своей сфере, но самое главное, что их взгляды порой сильно отличаются от моих взглядов. В этом как раз и предполагается некая драматургия, и я смею надеяться, даже прорыв в осмыслении культурного процесса».

 

«Новый проект создан не только для тех, кто глубоко погружен в контекст современной культуры, но и для всех, кому интересно разобраться и вникнуть в то, что сегодня принято называть культурным процессом, – считают руководитель программы Ольга Любимова и продюсер Сергей Шитов. – Мы приглашаем самых ярких представителей культурной сферы нашей страны. Мы не диктуем правила, а даем возможность высказать свою точку зрения самым известным экспертам кино, театра, литературным обозревателям, арт-критикам, музыковедам и многим другим. И еще одна тема, которая будет присутствовать в нашей программе всегда – это современная поэзия. Только в данном проекте хотелось бы не обсуждать или осуждать, а послушать и попытаться осмыслить процессы, происходящие в поэзии. От выпуска к выпуску мы попытаемся представить зрителям современных российских поэтов и их творчество. Место встречи всегда одно – памятник Александру Сергеевичу Пушкину, будь то Москва или Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Иркутск или Краснодар». 

Телеканал "Культура" Адрес информации http://www.lgz.ru/

Юрий Поляков: Хочу покончить с вкусовщиной

 

  •  
  •  

Итоговая программа «Контекст» («Россия Культура»), которую ведет писатель Юрий Поляков, отвоевывает для культуры утраченные позиции. О ней ведь и в новостях-то, если это не чья-то смерть, говорят мимоходом. А уж анализировать и вовсе не берутся, сохраняя привилегию за политикой и спортом.

– Это большой недостаток нашего ТВ, что культура ушла, – соглашается ведущий. – Серьезные деятели, которым есть что сказать, говорят мало. На канале «Культура» ситуация другая, все-таки там поток информации большой. Но обобщающей передачи действительно не было. А без нее то, что случилось в культуре за неделю, куда-то в Лету сразу и уходит. Мне кажется, «Контекст» будет иметь своих зрителей. Федеральные каналы сами себя убедили в том, что наш зритель хочет только развлекаться. Это такой поддавок, чтобы оправдать появление в эфире достаточно пустяковых, за редким исключением, программ.

– Как вы подбираете экспертов для обсуждения? Ведь тот же спектакль «Околоноля» можно оценить как хорошую пьесу Суркова (если это все-таки он писал), испорченную Серебренниковым, а можно – как беспомощную литературу, вытянутую на классе режиссера. Смотря кому дать слово.

– Экспертов подбирал канал. Среди них преобладают люди с либеральными взглядами, но тут ничего не поделаешь: у нас телевидение в принципе либеральное. То, что хотя бы ведущего пригласили с нелиберальными взглядами – уже большой шаг вперед.

– Но вы свои убеждения не очень афишируете?

– Наоборот. С некоторыми экспертами откровенно спорю. Например, с теми же Галиной Юзефович и Александром Гавриловым, которые пытались рассматривать сочинения Акунина как литературу. Я же считаю, что это явление коммерческого книгоиздания, никакого отношения к литературе не имеющее. Но я, конечно, никогда не позволю себе того, что позволяет Познер, который дает очень долго и нудно разглагольствовать своим единомышленникам и тут же затыкает рот, как только кто-то начинает говорить вещи, не совпадающие с его представлениями.

– Может, так и надо? Он на ТВ, в отличие от вас, давно.

– Нет, так нельзя. В таком случае дантист может у пациента, который ему несимпатичен, рвать зуб без наркоза. Я тоже не новичок на экране. Я вел передачи «Подумаем вместе», «Дата», в 90-е годы «Стихоборье» – это была, кстати, последняя поэтическая программа на ТВ. Поэтому одно из моих предложений, когда оформлялся «Контекст», было связано с тем, чтобы обязательно звучали живые голоса поэтов. Вообще, сначала была идея, чтобы поэт читал стихи около памятника Пушкину в том городе, где он живет. Таким образом мы хотим показать, что литература есть не только в Москве и Петербурге, но и в губернской России, которую столичные тусовки просто блокируют (это видно по спискам «Большой книги», «Нацбестселлера», «Букера»). Если это получится, то будет символично.

– Чего еще от программы хотите?

– Идея «Контекста» принадлежит Сергею Шумакову. Она заключается в полифоничности подачи информации и очень близка мне как главному редактору «Литературной газеты». В свое время я и пришел в нее во многом потому, что был возмущен тем, как необъективно отражают процесс толстые журналы. Причем это я чувствовал на себе. Мой поход на ТВ связан с тем, чтобы попытаться противостоять губительному для развития культуры принципу вкусовщины и групповщины.

Если передача пойдет (было всего четыре эфира) и у нас получится «острая объективность», то потраченных сил будет не жалко. Все-таки ведение передачи – большая нагрузка с учетом того, что я не только активно работающий прозаик и драматург, но и главный редактор.

– Выйдет у вас не сегодня завтра новая книга или премьера… Расскажете о ней по ТВ или промолчите?

– Не расскажу, это будет нескромно. А с другой стороны, я же не могу делать вид, что тот Поляков, который пишет романы и пьесы которого идут в десятках театров, включая столичные, и тот, который ведет «Контекст», – два разных человека. Это смешно. Я в щекотливом положении. Но цель – привести телевизионную версию современного культурного процесса в соответствие с реальностью – настолько значительна и важна, что я готов ради нее смирить мое писательское самолюбие…

Беседу вела Ольга Сабурова

Комментарий: Как это ни странно, но до появления телевизионной передачи «Контекст» в России не было общественного мнения. Была разноголосица группировок, всякие и разные группы дудели кто во что горазд, мнения сталкивались и сшибались, в этой разноголосице базарных звуков тонуло и гасло все, что имело хоть какую-то претензию на позицию. Вместо общества людей, знающих себе цену и своему мнению, был элементарный базар звуков, голосов, мнений, протестов, среди которых тонула даже государственная позиция. Был даже не рынок, а просто базар. Базарили все и за базар не отвечал никто! Особенно веско прозвучало резюме г-на Грызлова из правящей партии «Единая Россия»: парламент де не место для дискуссий! Если даже парламент не место для дискуссий, то общественного мнения просто нет!

И вот телеканал «Культура» совершил прорыв! Появилась обозрение «Контекст», которое стало обозревать и давать оценку всем явлениям культуры, в которой было предоставлено слово всем концепциям и всем критикам, что сделало «Контекст» площадкой для выработки общественно-интеллектуального мнения. Значение этого общественного подвига и прорыва не переоценить: общество России вместо издавания разных нестройных криков и воплей, начало говорить и думать о том, что говорит! Юрий Поляков, в свое время совершивший общественный прорыв повестями «Сто дней до приказа» и «ЧП районного масштаба», Поляков умудренный житейским и общественным опытом в качестве писателя и главного редактора «Литературной газеты», вновь взорвал общество России! На сей раз он СОВЕРШИЛ ПОСТУПОК и подал пример конструктивной и деятельной работы по созданию общественного мнения России!.. Поскольку даже власть, в лице президента и премьер-министра, являет узость мысли и кружковщину, вместо государственного подхода, Поляков первый в России начал производство общественного мнения и профессионально-публицистической критики!

То что это так, докажу простейшим примером: представьте общество России в виде свиней активно и с хрустом жрущих в своих корытах-кормушках, озабоченных лишь собой и своим корытами-кормушками. И вдруг этим жирным и сладострастным свиньям начинают напоминать о культуре, о событиях в кино, театрах, литературе, опере, балете, приглашенные на передачу критики начинают спорить о разных концепциях, вырабатывая в споре более или менее согласованную общественную позицию! Конечно, свиньи не станут после этого людьми, но выясняется, что страна населена не свиньями, захватившими радио, ТВ, прессу, печатные и интернетовские СМИ, а людьми! Вместо фильмов и информационных и развлекательных передач свинского уровня теперь можно надеяться пойдут передачи и информации и для людей тоже. Можно надеяться даже на то, что государственная политика перестанет создавать государство для свиней и хряков, реформируя социальное государство в свинское, наглое и беспардонное, а станет государством и для людей России тоже!.. Ведь именно об этом сказано самим Юрием Поляковым:

- Мне кажется, «Контекст» будет иметь своих зрителей. Федеральные каналы сами себя убедили в том, что наш зритель хочет только развлекаться. Это такой поддавок, чтобы оправдать появление в эфире достаточно пустяковых, за редким исключением, программ.

И ниже:

- Мой поход на ТВ связан с тем, чтобы попытаться противостоять губительному для развития культуры принципу вкусовщины и групповщины.

На самом деле, и Юрий Поляков, не может это не понимать, явление такой критической передачи как «Контекст» означает большее, чем просто обозрение. Это именно попытка сконструировать общественное мнение в России, для начала хотя бы в сфере культуры. Это война людей против свиней, захвативших общественное и государственное пространство России! Особенно меткий и жесткий удар по свиньям Юрий Поляков наносит, приглашая в программу поэтов, читающих свои стихи: стихи свиньям? Нет, стихи для людей! Но именно здесь свиньи, захватившие страну и общественное мнение России,  особенно отчетливо понимают свое место: у кормушки, у корыта!

Именно с этой целью, открыто обращаюсь к Полякову: «Уважаемый Юрий Михайлович! Введите правило в Вашей передаче: пусть поэты читают по ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ. Одно – любимое из классики, второе – свое! Первое в начале передачи, второе – в конце!».

Это надо не свиньям и обществу свинского уровня, а это надо людям и человеческому обществу. Россия должна вновь стать страной для людей!..

25 января 2011 "Собеседник №3" Адрес беседы http://www.sobesednik.ru/culture/yurii-polyakov-khochu-pokonchit-s-vkusovshchinoi Видео всех передач Полякова «Контекст» можно просмотреть по адресу http://www.tvkultura.ru/page.html?cid=11564

Subscribe
promo rus_vopros сентябрь 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments