Уж кто-то в темноте, всезрящий как сова,
Чертит круги и строит пентаграммы,
И шепчет тайные заклятья и слова.
М. Волошин
В античном словоупотреблении слово "трагедия" предполагало предопределённость гибели тех или иных людей. Предопределяли эту гибель некие высшие силы - боги или неопределённая судьба. Трагедия в этом смысле считалась предсказуемой. Предсказывали её оракулы, пророки и боги.
Русская трагедия обладает чертами трагедии в античном смысле. Фактор предопределённости её необычайно силён. О неизбежности её предупреждали отдельные провидцы. Чувство неотвратимости гибели русского народа уже овладело многими его представителями.
Многие русские писатели XIX века чувствовали, что Россия летит в бездну. Вечно преследуемый отечественной цензурой П. Я. Чаадаев предсказал грядущий катаклизм ("Социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его противники"), точную же дату - 1917 год - "расчитал" Велимир Хлебников. Кстати, на тот же 1917 год композитор А. Н. Скрябин наметил постановку своей "Мистерии" с участием больших масс людей. Грядущую катастрофу достаточно точно, вплоть до некоторых характерных деталей, предсказали поэты-символисты А. А. Блок ("Скифы") и В. Я. Брюсов ("Грядущие гунны"). Здесь стоит вспомнить и пророческую повесть некоего Николая Фёдорова, опубликованную в 1906 году под, казалось бы, безобидным заголовком "Вечер в 2017 году" . Ну и конечно фантастический роман Александра Богданова "Красная звезда".
Ощущение какого-то разрушительного, скажем так, электричества, которое копится в обществе, ощущение того, что падает благочестие, в Церкви умножаются болезни, - это ощущение было у святых отцов XIX и даже XVIII века (например, у св. Тихона Задонского). Существуют опубликованные именно тогда тексты, которым мы можем доверять. Например, в письмах преп. Амвросия Оптинского описывается, как однажды некий купец спросил у митрополита Московского Филарета, в какой из храмов ему следует пожертвовать золотой оклад для образа Божией Матери. В ответ святитель сказал, что тому лучше раздать эти деньги нищим, потому что близятся те времена, когда оклады с икон будут срывать. Эти слова были сказаны полторы сотни лет назад и опубликованы ещё до революции (Собрание писем оптинского старца Амвросия к мирским особам: В 1 ч. Сергиев Посад, 1908. Ч. 1. С. 207).
Безусловно, исторический обвал в России подготовлялся давно и постепенно. В нашем греховном, злом мире оказывается невозможным непрерывное, поступательное, позитивное развитие. В нём всегда накопляется много ядов, в нём всегда происходят и процессы разложения. Слишком часто бывает так, что в обществе не находится положительных, творческих, возрождающих сил. И тогда неизбежен суд над обществом, "малый апокалипсис"; тогда на Небесах постановляется неизбежность революции и происходит вторжение сил, которые для истории представляются иррациональными и которые, если смотреть сверху, а не снизу, означают суд Смысла над бессмыслицей, действие Промысла во тьме. Революция, считал Д. Мережковский, есть честно сформулированная ложь, добросовестно обнаруженная гниль, подведение итога прежнему разложению. Накопление творческих и нравственных идей, накопление творческой и нравственной энергии само по себе никогда не ведёт к революции, а ведёт к развитию; к революции же ведёт накопление зла, лжи, безнравственности, социальной несправедливости.
За время бездарного правления Николая II была окончательно подорвана вера в справедливого царя. Вера в материализацию православного царства на земле окончательно рухнула в начале XX века. Уменьшилось число паломников к озеру Свелояр. "Тайна выдыхается, - писал в 1900 году В. Короленко, - нитей, связующих два мира, видимый и невидимый, становится всё меньше. Много народа припадает к берегам, чтобы услышать из глубины святой звон невидимого града. И не слышат..."
http://ltraditionalist.livejournal.com/475931.html

Community Info