anton21 (anton21) wrote in rus_vopros,
anton21
anton21
rus_vopros

Category:

деревянный модерн карельского перешейка, питер

автор Юлия Терехова:
Расцвет дачной жизни в пригородах Петербурга, и в частности на Карельском перешейке, пришелся на начало XX века.

[Spoiler (click to open)]

Если прежде собственные загородные дома были доступны лишь высшей знати, то с конца ХIХ-го столетия выезжать на дачи могли позволить себе уже и научные светила, и те, кого сегодня мы назвали бы средним классом: врачи, юристы, ювелиры …
Дачи снимали, а если позволяли средства, то и строили собственные. У петербуржцев очень популярным был Карельский перешеек, его южная часть.
Ныне это Курортный район Петербурга: Ольгино, Шуваловский Парк, Александровская, Сестрорецк, Курорт, Осиновая роща. Здесь находятся, возможно, лучшие из сохранившихся дач эпохи модерна.
Дача НиКиТина находится в Коломягах — бывшем пригороде, а ныне одном из районов Санкт-Петербурга. Здесь, среди городских построек, рядом с коттеджным новостроем, до сих пор стоят одноэтажные дома старой постройки.
Генерал А.П. Никитин — герой первой Отечественной войны, портрет его висит в эрмитажной галерее 1812 года. Усадьба Коломяги принадлежали ему с 1834 года. После смерти графа Никитина хозяйкой дома стала его дочь Елизавета. Загородный дом был построен по проекту архитектора А.И. Мельникова, академика Петербургской Академии Художеств, автора многих построек в нашем городе, в том числе и здания училищ правоведения по адресу Фонтанка, дом 6/1. Строение с четырех колонными портиками и полуциркульными окнами выдержано в стиле классицизма с элементами французского ампира. В плане здание квадратное с уступами. Интерьер танцевального зала с двумя рядами окон был расписан, как требовали вкусы того времени, масляными красками и украшен скульптурным фризом с включенными в него лепными гербами родов Никитиных и Орловых-Денисовых. Напротив дачи через дорогу сохранились остатки кирпичного здания. Здесь когда-то были оранжереи, пасека и сельскохозяйственная ферма, которые размещались непосредственно в саду усадьбы. В 1880 году сюда была завезена американская сельскохозяйственная техника: жатвенные сноповязальные машины, и была устроена их демонстрация. Сегодня, глядя на еще крепко стоящие стены дачи, воссоздать былое великолепие усадьбы можно лишь умозрительно. В 1992 году «Ленинградская панорама» писала о даче Никитина: «Через проёмы разбитых окон и выломанных дверей видны залы. Стены ободраны до кирпичной кладки, сбита лепнина, снято покрытие полов, паркет сожжён. От лестниц остались две проржавевшие металлические балки…». В советские годы здесь располагались различные организации, такие как магазин, интернат … Сейчас здание закрыто, попасть в него нельзя. Равно как и в другое здание расположенное в Шуваловском парке — в дачу Георга Месмахера, Дача георга МеСМаХера была построена его братом, знаменитым петербургским архитектором Максимилианом Месмахером в конце 1870-х годов.
М. Месмахер, спроектировал дом в стиле историзма, отдавая дань уважения национальным традициям зодчества. В многочисленных башенках и шпилях можно увидеть и русский терем, и среднеевропейский особняк, и готический собор, Высокие крыши дома говорят в пользу французского барокко.К сожалению, дача Г. Месмахера сейчас разрушается.
Дача АгаФона ФаБерже, эту каменную дачу, по сведениям отважных исследователей — краеведов, взял в аренду или даже купил Горный институт. Сегодня строение обнесено забором и проникнуть в него стало практически невозможно, хотя его состояние вполне допускает посещение его людьми, изучающими культурное наследие края. Дача Агафона Фаберже, сына известного ювелира Карла Фаберже, была построена Карлом Шмидтом в 1900 году и перестроена позднее художником Иваном Гальнбеком, работавшим в фирме Фаберже.
У Агафона Карловича было собственное ювелирное производство, к тому же, он слыл лучшим в России оценщиком драгоценных камней и с 22-х лет служил экспертом Бриллиантовой комнаты Зимнего Дворца.
Его состояние достигало сорока миллионов рублей. Поэтому даже после всех разорений в его кабинете осталось немало удивительных вещей. Каменная дача в стиле модерн находится в Осиновой Роще, на севере Петербурга. Найти ее непросто — она удалена от Песочного шоссе и скрыта разросшимся парком. Что с другой стороны, видимо, помогло ей сохраниться в приличном состоянии до наших дней. Снаружи строение напоминает английский коттедж. Балкон второго этажа поддерживают четыре колонны из красного гранита. Сохранность дачи при ее относительной доступности поражает. Сохранились мраморные камины и оригинальная расстекловка дверей Судя по всему, стекла тоже родные — в военные годы это было одно из немногих мест, куда не долетали немецкие бомбы и снаряды. В блокаду здесь был госпиталь. Потом был детский сад для детей важных персон. Особенных перестроек здание не претерпело. Нетронутой сохранилась и мраморная лестница с дубовыми перилами в несколько пролетов. Она полукругом идет вдоль стены, напоминая о стиле интерьеров аристократических поместий Англии и Франции. Из холла гости проходили в зал который, судя по нынешнему цвету его стен был когда-то желтым. Это был музыкальный зал, где давались балы и проводились приемы. Несмотря на разрушения, зал сохранил лепнину и паркет. Восхищает кессонированный дубовый плафон, выдержанный в классицистическом стиле. Вероятно, стены тоже были обиты дубовыми панелями, как это было характерно для модерна. Из желтого зала можно было по-пасть в кабинет Фаберже с сохранившейся и сегодня жемчужиной дома — камином с голландскими изразцами XVIII века. В лучших традициях, изображения практически не повторяются и все имеют подписи на русском языке. Удивительна сохранность этого камина, не-смотря на то, что посещающие это здание искусствоведы и ревнители старины отмечают, что каждый раз не досчитываются того или иного изразца.Зал второго этажа имеет балкон, выходящий на главный фасад здания. Его огромные стеклянные двери-окна — это шедевр стиля модерн. Новые строительные технологии ХХ века позволили снабдить здание большими окнами, плавные линии рам которых как будто повторяют природную красоту растений. К сожалению, многие части дома сегодня находятся в очень неудовлетворительном состоянии. Западная сторона дачи (двусветный зал)-оранжерея, выходящая в сад огромным окном, разрушается, заходить сюда просто опасно! Если же подняться на третий этаж, развернется прекрасная картина: лестничные пролеты внизу и огромный балкон, проходящий по периметру холла и завершающийся стеклянным плафоном. Дом стоит посреди парка, сейчас, увы, заросшего. Дом, с его растительными мотивами, является в некотором роде продолжением природы, его обступившей. Интерьер дома и сад связывают большие окна. Нет сомнений, дача Фаберже — абсолютный шедевр модерна. Конечно, при своих владельцах дача выглядела совсем по-другому. Современники называли ее «малым Эрмитажем», потому что на даче на-ходились два совершенно уникальных собрания драгоценных камней и марок (свыше 300 тысяч экземпляров). Украшением внутренних помещений, комнат была антикварная мебель. Старинные ковры и гобелены, фарфор и бронза, гравюры, иконы, миниатюры, скульптуры — все это безвозвратно утрачено после революции.Но тому, кто умеет видеть, и в оставшихся мелочах, которые нельзя вынести или украсть, откроется множество чудес, таких как искусный набор паркета, продолжающий закругление лестницы. Адрес дачи Фаберже — Песочное шоссе, 12.
Дача герБиХа. Адрес этой дачи д. 14, 4-й линии поселка Александровская: этот дом перестал существовать, хотя само здание находится в очень приличном состоянии. Ну что ж, это вполне в духе времени! Деревянная оштукатуренная дача Гербиха была спроектирована в 1905-1910 годах неизвестным архитектором. Здание, как будто собранное из удачно выстроенных разно-высотных объемов, легко объединяет их в одно целое. Замечателен купол над одноэтажной частью строения, который отсылает нас к шлемам русских воинов и шлемовидным куполам церквей. Напомним, что остроконечная форма буденовок, которые носили бойцы Красной армии, была разработана еще для царских солдат художниками круга Билибина. Удивительно хороши большие окна, которые словно впускают сад в дом, что очень соответствует духу и идеологии времен модерна. Некоторые окна совсем круглые. Круг как совершенная форма был неизменно любим архитекторами модерна. Впрочем, у нас могут и не тратиться на то, чтобы сносить — просто дождутся, пока само развалится, как упал купол дачи на соседней, 3-й линии поселка Александровская. Архитектор этой дачи тоже неизвестен. Удивительна же она своим стилем: турецким, о котором свидетельствует не только купол, находящийся на грани разрушения, но и крыльцо с характерной крышей. Совсем в ином стиле была выстроена в городе Курорт дача доктора медицины И. Ф. Кречева.
ДаЧа КреЧеВа была построена в 1906-1909 годах неизвестным архитектором, с явной оглядкой на архитектуру Франции. Высокая крыша, замысловатая форма окон. Окна на лестничном марше. Интересно выполненное крыльцо. Эта дача, к счастью, сегодня жилая, в хорошем состоянии. В отличие от другого дома в соседнем с Курортом Сестрорецке, которая, хотя и числится по городскому кадастру «в среднем состоянии», в действительности сгорела, и все ее прелести доживают последние деньки. Это деревянный дом Л. Ф. Фертиц.
доМ Фер ТиЦ был построен в 1905-1908 годах неизвестным архитектором. В настоящее время купол его уже провалился. И теперь этот дом, кроме стиля модерн, являет собой лишь романтические руины. В советские годы в доме располагалось детское медицинское учреж-дение, благодаря чему перед входом появились две очаровательные статуи оленей. Сегодня в дом с некоторой осторожностью можно зайти и… увидеть фантастическую картину: колонны, некогда поддерживавшие купол, теперь устремлены прямо в небо. Некоторые из них сгнили и обвалились, поэтому круг, державший купол, разомкнулся. Зато над входом в дом сохранился балкончик — атрибут многих зданий Петербурга и его окрестностей, с которого хозяева дома приветствовали своих гостей и соседей. Но при пожаре боковые части здания сильно пострадали. И скорее всего восстановлением этого дома уже никто не будет заниматься. Поэтому, пока он еще стоит, его нужно обязательно посетить, чтобы попрощаться с ним. Следующий дом, к счастью, пока находится в здравии. Что и неудивительно, ведь его владелец — известный в прошлом врач Д.М. Цвет
ДаЧа ДоКТора ЦВеТа была возведена в 1910 году по проекту архитектора Фридриха фон Постельса, самая известная постройка которого — дом с мозаиками на Большой Зелениной улице в Петербурге. После решительного ремонта здание лишилось балкончиков, наличников и карнизов, оригинальных дверных и оконных переплетов. Нет уже и цветных стекол, которые так любили обыгрывать не только архитекторы модерна, но и вообще все дачники. Кое-где на дачах близ Петербурга и сейчас можно увидеть остатки цветных стекол. Сохранились общий план и интересное решение волнистой обшивки, предупреждающей проникновение влаги внутрь дома. Дом находится на берегу реки Сестры, и из его окон, должно быть, открывается замечательный вид. Разностилие зданий, построенных в эпоху модерна, не может не поражать воображение, но грустно - в Питере процветает варварство
по материалам -- http://www.vbrg.ru/articles/zhurnal_doroga_znanijj_/derevjannyjj_modern_karelskogo_pereshejjka_avtor_julija_terekhova/






начало -- http://rus-vopros.livejournal.com/6232289.html
Tags: дачи, карельский перешеек, питер, руский вопрос, сестрорецк
Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments