Оригинал взят у olhanninen в Нашлась моя дача Маннергейма в Комарово!
Вчера, спустя 40 лет я узнала правду: моя дача Маннергейма, которая сыграла такую огромную роль в моей жизни, не только оказалась дачей, принадлежащей совсем другим людям, но и буржуи там не мучили на потеху себе медведей, поскольку то, что мой любимый папа-фантазер представлял медвежатником, а я, достойно продолжая семейные повествовательные традиции, уже своим детям демонстрировала как гладиаторскую арену, где несчастные русские крепостные богатыри чуть не до смерти сражались врукопашную с неделю не кормленными медведями, оказалось всего навсего руинами смотровой площадки.
И выглядело до Великой Октябрьской Социалистической Революции все это вот так невинно.
[ Spoiler (click to open)]И выглядело до Великой Октябрьской Социалистической Революции все это вот так невинно.
Молодая дама с балкона виллы "Арфа", шедевра архитектора Гавриила Васильевича Барановского, построившего также магазин "Елисеевский" на Невском проспекте Санкт-Петербурга, любуется видами Финского залива и вдали виднеющегося Кронштадта. И понятия не имеет, что будет дальше. Бедная, хоть и богатая.
В отличие от нее, мы с вами, друзья, посмотрим на целый век российской истории со смотровой площадки этой дачи, переживая с ней то, что случилось.
Итак, фотографии одного и того же места виллы "Арфа" в Келломяках (Комарово) с начала века до наших дней. Смотрите!
Вилла "Арфа", одна из наиболее своеобразных дач в Kellomäki, располагалась на Valtakatu, ныне Большой проспект в Комарово. Считается, что её первый владелец-меломан, потребовал от архитектора построить здание, напоминающее орган или арфу своими очертаниями.
Насколько это фантастическое создание Барановского, обшитое дугообразными обтесанными стволами, стянутыми болтами, напоминает музыкальный инструмент, судить зрителям.
Небольшой концертный зал выступал центром композиции помещения, вокруг которого причудливо громоздились лесенки, в беспорядке располагались узенькие коридорчики, уютненькие комнатки, бударчики и резные балкончики, украшенные гобеленами, шелковыми драпировками, изящной мебелью и картинами. Тенистый парк, располагавшийся на трех гектарах, включал в себя сады, площадки, и был украшен беседками, скамейками, статуями и фонтанами.
А со смотровой площадки, о которой у нас преимущественно и пойдет речь, открывался вид на море. Дворец, в отличие от соседних зданий, освещался электричеством, поскольку в нем имелся эклетрогенератор, а также водопроводная станция.
Все это архитектурное богатство, по одним сведениям, было уничтожено во время артобстрелов из Кронштадта во время Великой Отечественной войны. По другим - дачу сожгла Советская Армия во время отступления 1941 года. А по третьим - финская, когда Финляндия после зимней войны отдала эти территории России, которая стала СССР.
Остались лишь руины смотровой площадки и водопроводной станции.
Интересно, посмотреть, как все это выглядело во времени.
В 1947 году смотровая площадки виллы Арфа выглядела так.
Во время моего детства в конце 1960-х и начале 1970-х еще кое-где сохранились остатки перил и чугунной решетки. Как трогательно было найти рассказ одной дамы о пионерском детстве в лагере, который в зимнее время использовался как лыжная база Ленинградского горкома КПСС, где мы отдыхали с родителями, и где я нашла свою дачу Маннергейма.
Когда выросли мои дети, смотровая площадка, с вырванными с корнем металлическими деталями и обрушившимися от ветхости и благодаря недобрым людям перилами, совсем заросла мхом.
А впавшие к 2005 году в религиозный экстаз перестроечные гопники исписали ее граффити.
К 2010 году кто-то из богатых купил эти руины и попытался восстановить собственность в меру сил и фантазии.
Смотреть на эти развалины было грустно, ностальгично, они будили романтическую фантазию, но ведь совсем разрушались, никому не нужные, и вскоре бы совсем ничего не давали ничьему воображению все равно.
Что ж, пусть хоть так, особенно мило все это выглядит в снегу, зима вообще милосердна ко всем дизайнерам. По крайней мере на улице.
Не помню, что рассказывал мой папа о развалинах водопроводной станции, но своим любопытным детям я ее представила как бункер и бомбоубежище, из которого Маннергем осуществлял руководство войной. Какой именно, не уточняла, но дети и не спрашивали.
- Как символично, - говорила я сыну и племяннику в 1990-х годах прошлого века, - что от бомбежек владельцы этого дворца прятались в те же ниши, в которых пытались скрыться героические гладиаторы прошлого от злобных медведей, которыми их травили предки владельцев!
Дети не понимали, что такое символично, но требовали подробностей. А меня и просить лишний раз не надо: живописала будьте нате!
Прости меня, водопроводная станция! Твоим строителям и в страшном сне бы не приснилось, что скажут о тебе потомки. Ну, извини, ладно?
Прости меня, и пруд, ведь на самом деле, ты оказался чашей фонтана! Но кто ж знал, кто ж знал: мои дети были тогда совсем маленькие, и очень жалели миледи, которой отрубили тут голову. Потому что я им сказала, что наш советский фильм "Три мушкетера" снимали именно тут, и немного увлеклась, рассказав эпизод казни миледи как реальную историю.
И долго вместе с сыном и племянником мы ползали по колючим кустам, куда палач закинул окровавленный топор в порыве чувств. Сами в кровь изодрались. Нашли только древко от того топора. И бережно принесли его слегка обалдевшей бабушке.
Откуда взялась эта обалденная история? А счастье вчера привалило: на почту пришел анонимный комментарий, со ссылками на эти чудесные фотографии, которые я сразу узнала и благодаря которым вспоминала всю свою жизнь, с которой неразрывно связана дача Маннергейма. И теперь уже навсегда.
Спасибо тебе автор, коллекционер и фотограф, отзовись, чудесный человек!
В заключение же все-таки скажу, что мой муж-финн, все это выслушал, покачивая головой и с сомнительной гримасой на лице. И под конец сказал:
- А Маннергейм на твоей даче "Арфа" все же был.
- Да ты что?!
- Ну да, в прежние-то времена все культурные светские люди были между собой знакомы, и молодой Маннергейм в компании с друзьями заезжал в гости к владельцам, и не раз, тем более на такую необычную виллу было любопытно посмотреть. Ты же не записываешь в дневник про всех, к кому в гости ездишь. Вот и они тоже про визит Маннергейма не записали, и он в мемуарах пропустил, а интернета тогда не было, чтобы постить все подряд.
Community Info