anton21 (anton21) wrote in rus_vopros,
anton21
anton21
rus_vopros

история национализма на территории ри со второй половины 20-го века

история национализма народов РИ, тактические и иные соображения



https://www.youtube.com/watch?v=722wBpupjqI

а самое интересное ниже под спойлером,

конфликты обрекли на провал все попытки создания единого эмигрантского антикоммунистического фронта в начале 1950-х годов. Конечно, в них, как всегда и везде, особенно в эмиграции, было много личного (через 30 лет Максимов даже утверждал, что у эмигрантов нет идеологических расхождений, а есть только разные шкурные интересы), но всё в первую очередь крутилось вокруг вопроса сохранения/реформирования/роспуска империи после свержения коммунизма.

[читать далее в Руском Вопросе]



Оригинал взят у labas в тактические и иные соображения
Несколько лет назад доктор исторических наук Айдын Балаев опубликовал написанное в первой половине 1951 г. открытое письмо А.Дудангинского-Фаталибейли, возглавлявшего во время войны Азербайджанский национальный комитет, генералу Л.Бичерахову.
Так как письмо было опубликовано с некоторыми лакунами, часть которых содержит любопытную, как представляется мне, информацию, привожу его полный вариант.

Господин !
Совсем недавно в Вестнике Российского Антикоммунистического Объединения "Наш путь" №3, прочитал Вашу статью "Открытое письмо к эмиграции порабощенных народов".
Вот уже годы, как некоторые круги русской эмиграции во всех политических центрах Запада твердят о том, что национально-освободительные движения нерусских народов были сфабрикованы Гиммлером и Розенбергом помимо воли этих народов и называют всех "фашистами", "нацистами", "квислингами", "поклонниками Гитлера".
Мы считали ниже своего достоинства отвечать на это, но Вам, во время 2-ой мировой войны примкнувшему к национально-освободительному движению Северного Кавказа, во главе с уважаемым Ахмед-Наби Магома, я вынужден ответить.
Вы пишете: "Оформить национальный вопрос в структуре высшего руководящего органа, являющийся основным, разделяющим эмиграцию, вопросом в антибольшевицкой освободительной борьбе, генералу А.А.Власову помешали две причины: с одной стороны органы власти, подчиненные министрам Гиммлеру и Розенбергу, культивировавшим и поощрявшим непримиримую вражду ими же назначенных представителей национальных центров народов СССР против русского народа вообще и против объединения с движением, возглавлявшимся ген. А.А.Власовым, и с другой стороны, то обстоятельство, что при личной встрече ген. Власова с некоторыми представителями национальных групп, на предложение генерала о единении и сотрудничестве в общей антибольшевицкой борьбе, последовал категорический отказ, сопровождавшийся пояснением, что они предпочитают большевизм сотрудничеству с русскими антибольшевиками. Это заявление национальных центров до некоторой степени можно объяснить тем, что представители министерств Гиммлера и Розенберга дали национальным группам обещание всемерно поддерживать сепаратное разрешение их национально-государственных вопросов
В этих условиях и кинематографическом темпе нагромождавшихся неблагоприятных условий, национальные представительства в структуре высшего руководящего органа, возглавлявшегося ген.Власовым, не получили ни должного отражения, ни должного оформления. И все же, несмотря на это многие независимые авторитетные политические деятели нерусских народов вошли, сотрудничали и поддерживали общую антибольшевицкую борьбу того времени".

Чтобы доказать неcправедливость Ваших утверждений господин генерал, для примера я остановлюсь на Национально-освободительном Движении Азербайджанского Народа в период 2-ой мировой войны.
Общеизвестно, что тюрко-мусульманские и другие нерусские народы были завоеваны Царской Россией, а их независимые демократические республики (1918-1921 гг.) были покорены Советской Россией и насильно присоединены к СССР. Поэтому наши народы не могли сражаться за своих поработителей, так как это противоречило бы нашим национальным традициям и законам нашей священной религии.
После непрерывных восстаний и кровавых битв наш народ пришел к убеждению, что кровавый большевизм может быть уничтожен в союзе с внешней силой, и поэтому он был естественным союзником любой державы, объявившей войну СССР. После заключения союзного договора Сталина с Гитлером, все симпатии нашего народа были на стороне Западных Держав.
Когда Сталин вместе с Гитлером делил Польшу, лишал независимости Балтийские страны, громил Финляндию - мы с затаенным дыханием ждали объявления войны СССР со стороны Англии, Франции, Скандинавских и других европейских стран. Тогда мы были бы их естественными союзниками, как против Сталина, так и против Гитлера. Но… получилось иначе. Патриотический долг Западных держав связал их с СССР, а нас с Германией.
Как ради нас Западные Державы не отказались от союза с Кремлем, так и мы не могли ради них, переступив традиции наших отцов, сражаться за Великую русь или же за Советский Союз, – за поработителей нашего народа!
В числе других народов, порабощенных большевизмом, также сыны нашего народа, оголяя советский фронт, перешли на сторону Германии, чтобы вместе с ней бороться за свободу и независимость своей Родины.
Число Азери-тюрков, оказавшихся на стороне Германии, было около 150 тысяч, а число всех тюрков и кавказцев доходило до миллиона. Все эти массы были посажены в лагеря военнопленных, где они медленно вымирали, – в числе них был и я.

Надеясь закончить войну к зиме 1941 года и колонизировать все страны, Гитлер не имел никаких намерений создавать легионы, организация которых относится к началу 1942 года. Национал-социалисты смотрели на легионы, как на дешевую вспомогательную силу. Одним из таких дешевых солдат был и я. Люди шли в легионы, чтобы спастись от голодной смерти и хотя бы, в качестве дешевого солдата, умирая отомстить. Если Вы и другие руководители считали это позорящим национальную честь, то тогда должны были обратиться к военнопленным с призывом: "Не идите в легионы, и я прийду в концентрационный камп умирать вместе с вами".
Одновременно, с созданием легионов, в Берлине, в целях пропаганды были созданы кое-какие национальные организации и газеты, которые руководились немцами. Всем было запрещено молвить или писать слово "независимость", а вместе этого все должны были обильно употреблять ничего не означающее слово "Фрайгайт" – Свобода.
Больше других моральному оскорблению подвергались мы, так как нам не разрешалось называться своим подлинным национальным именем Азери-тюрок, а "азербайджанец", присвоенным нам Сталиным. А наше дорогое национальное знамя было изуродовано путем изъятия символа: "Полумесяц и Звезда". Безусловно, как и все, находившиеся в Берлине, так и мы, фронтовые солдаты, не могли примириться с этим положением.

Находясь на фронте, я писал генералу Кестрингу. В сохранившемся ответном письме господин генерал благодарил бойцов батальона за героизм, называя его легендарным и добавил: "Сведение азербайджанских частей в единый военный организм будет зависеть от их дальнейших боевых успехов".
В главную квартиру фюрера я писал: "В деле руководства национальными частями немцы показали свою полную беспомощность. Для примера возьмем батальон №804. Этот батальон одним их первых выступил на фронт, и от Таганрога до Псебайской совершил 800-километровый поход, с боями взял станицу Беслинеевскую, Баговскую, Зугунжу и в непрерывных боях с партизанами очистил весь район 4-ой горной дивизии. При отступлении с Кавказа, ведя арьергардные бои, дошел до Кубани и получил боевой участок у Старо-Корсунской, где в ряде оборонительных боев разгромил 40-ую краснознаменную и 119-ую бригады, 153 стрелковую дивизию красных. Боевой участок батальона дважды посетил командир корпуса ген.Конрад, который вместе с начальником 4-ой горной дивизии объявили благодарность батальону за проявленный героизм, приравнивая его к германской части.
Большинство бойцов было награждено боевыми орденами и штурмовыми знаками. Командир батальона майор Д-р Глогер был награжден золотым немецким крестом. В это же самое время батальоны №№ 805 и 806, состоящие из тех же Азери-Тюрков, доведены были немецким персоналом до отчаяния: над ними издевались, били, пачками отправляли в лагеря военнопленных, оскорбляли национальную честь. В батальонах из тысячи бойцов осталось по 300 чел. в каждом. Приведенные примеры говорят о том, что дело не в Азери-Тюрках, а в немецком руководстве". Далее требовалось передать руководство национальным вождям и свести Азербайджанские части в единый военный организм.
По поводу этого письма я был вызван к ген. Гельмих. Перед моей поездкой в Главную Квартиру все Азери-Тюрки, находившиеся в Берлине, собрались под председательством министра Халил-бея Хасмамеда, обсудили вопрос о том, следует ли продолжать сотрудничество в этих унизительных условиях или же уйти? Мы решили: "Признает ли нашу независимость Германия или нет, но мы не имеем морального права в этот тяжелый момент оставлять наших соотечественников без национального руководства, так как это было бы преступлением перед Родиной. Хотим мы этого или нет, наши легионеры включены в борьбу. Надо стремиться всячески защищать их честь, достоинство и жизнь. Нужно сделать так, чтобы их кровь не пропала даром, как кровь наемных солдат, а чтобы эта дорогая кровь текла бы по тому незасыхающему руслу, по которому извечно течет благородная тюркская кровь, а именно, по руслу Свободы и Независимости".
Для достижения этого мы воспользовались первой уступкой со стороны немцев - Азербайджанским штабом и решили созвать Конгресс, на котором объединиться и продемонстрировать волю нашего Народа, принять политическую программу и избрать руководство национально-освободительным движением и предъявить требования Германскому Правительству.
Для созыва Конгресса было много препятствий, так многим сановникам из Остминистерства и других ведомств это не нравилось. Саботировали это начинание и некоторые немецкие офицеры, вроде ген. Риттер фон Нидермайера. Срок созыва Конгресса трижды откладывался и особенно острые споры произошли между нами и Вермахтпропагандой, требовавшей от нас, чтобы мы объявили на Конгрессе врагами Азербайджанского Народа Англию, Америку и другие Западные Державы.
(Этот занимательный документ сохранился).
Это требование мы отклонили, как несоответствующее истине.

Наконец, 6 ноября 1943 года нам удалось созвать Конгресс, продолжавшийся до 10 ноября. На Конгресс собралось около 300 делегатов, представителей старого и молодого поколения. Требуя признания независимости, делегаты гордо заявили: "Мы не сражаемся для того, чтобы заменить одного хозяина другим. Как мы не терпели царских наместников, так не потерпим и правителя любой другой нации. Азербайджаном управляли и будут управлять Азери-Тюрки, как и Кавказом управляли и будут управлять кавказцы".
На этом Конгрессе был избран наш Верховный орган "Меджлис Национального Единения", куда вошли как создатели Азербайджанской Республики и ее Армии, так и представители молодого поколения, члены Азербайджанской Делегации при Лиге Наций и члены "Прометей".
Я хочу только напомнить, что Конгресс происходил в обстановке, когда Польша, Чехия и Моравия. Балтийские и другие страны были лишены независимости и управлялись райхскомиссарами, когда Кох безконтрольно управлял Украиной, когда райхскомиссар Кавказа г-н Шикеданц во всю гремел своим огромным аппаратом, когда руководители Германии верили в окончательную победу и в торжество своей теории.
В этой обстановке требование независимости было смерти подобно, потому, что оно лишало всей перспективы господ райхскомиссаров, гауляйтеров, короче говоря, опрокидывало вверх дном национал-социалистическую расовую теорию.
Наша политическая программа, принятая на Конгрессе, ни от одного пункта которой мы не отказались, не имеет ничего общего ни с фашизмом, ни с национал-социализмом и ни с коммунизмом, а предусматривает устройство Азербайджана на демократических началах. Вот так, в Кайзергофе, в Берлине, в той обстановке нужно было быть демократом, а теперь им может быть всякий.
Помимо всех свобод и созидательной деятельности, в программе было предусмотрено тесное братское единение со всеми тюркскими и кавказскими народами. В отношении России было сказано, что "мы желаем полного успеха и расцвета русскому народу на своей собственной территории, мы будем лучшими друзьями Национальной России".
В отношении других народов: "Мы будем с подобающим нам гостеприимством относиться к трудящимся других народов, лишь бы у них была воля вместе с нами лояльно трудиться. Национальная честь ни одного народа не может и не должна быть задета в новом Азербайджане".
Как Вы видите, даже в той обстановке и евреи не были исключены.
Пункт 10-ый гласил: "Кто бы кто не был при большевиках, каждому Азери-Тюрку будет предоставлена полная свобода трудиться и творить. Мы не позволим, чтобы в Новом Азербайджане происходило сведение старых счетов. Все обиды должны быть забыты."
На это райхскомиссар Кавказа Шикеданц сказал: "Der Kerl hat scheinbar viel auf dem Kerbholz, dass er eine so großzügige Amnestie vorhat"1
Видимо райхскомиссар хотел с программой декоммунизации ворваться в Азербайджан.

После Конгресса завоевывание прав происходило быстрее. Мы стали называться своим настоящим именем - Азери-Тюрки. Полумесяц и Звезда стали блистать на нашем знамени. Слово "независимость" не сходило со страниц газеты.
Легионеры были приравнены в правах к немецким солдатам. Был заявлен протест против отправки наших солдат на Запад и таким образом основная масса азербайджанских войск сражалась на Востоке (162 тюркская дивизия, Легион и 807 батальон были отправлены на Запад до Конгресса).
Если собрать приказы генералов, командиров частей, бесчисленные письма, радиопередачи, статьи немецкой прессы, то получится целый том славы и нет нужды что-либо другое писать о боевых действиях Азери-Тюрков в период 2-ой мировой войны.
Вспоминается мне статья в немецком журнале "Сигнал" в №12 от 1944 года, которая приблизительно начиналась так: "Аслан означает лев. Это звание заслужили бойцы-азербайджанцы своим героизмом в горах Кавказа и на Кубанском предмостном укреплении. Среди легионеров с Востока они первыми получили знаки за храбрость и штурмабцайхены", и статья заканчивалась: "Отбросив политический оппортунизм, в годы победы, азербайджанцы заявили, что они народ тюркской расы, им всегда были и останутся. А когда немецким армиям пришлось отступить, некоторые союзники предпочли измену верности. Но нисколько не дрогнула решимость азербайджанцев, ибо верность звучит гордо в горах Азербайджана".
В отличие от немецких были учреждены и Азербайджанские ордена. В ответ на высшую немецкую кровь Азери-Тюркам указом Меджлиса было запрещено смешивать свою высшую тюркскую кровь с чужой кровью.

Что же касается наших встреч с немецкими деятелями и что при них говорилось, могут засвидетельствовать многие немцы. Сохранилось немало и документов. Я хочу только отметить встречу, в мае 1944 года, с Райхсминистром Альфредом Розенбергом, которому было заявлено, что "если мы будем знать, что вместо большевиков вы будете хозяевами в Азербайджане и в других тюркских и кавказских странах, мы ни одного шагу с вами не ступим".
На это Райхсминистр ответил: "Das Reich muß sein Wort erhalten"2 и добавил: "независимость не выпрашивают, а заслуживают" (свидетели: Багдасарян и проф.Менде). Как это ни было тяжело, Имперское Правительство признало независимость Азербайджана и других тюркских и кавказских стран, за подписью самого философа национал-социализма Райхсминистра Альфреда Розенберга. Подписывая этот акт, А. Розенберг очень поздно признался в несостоятельности собственной расовой теории и еще раз засвидетельствовал неугасимость духа независимости у тюрков и кавказцев.
То, что акт был подписан за два месяца до капитуляции или же за пять минут до того – не имеет никакого принципиального значения. Это признание нам дорого тем, что оно добыто кровью наших бойцов. Если уж национал-социалистическое правительство признало независимость нашей Родины, то нужно полагать, что демократические державы без каких-либо колебаний учинят это.

Признание независимости наших стран задержалось из-за возражений Гиммлера, который требовал вхождения всех национальных организаций в Комитет ген.А.А.Власова, от чего мы категорически отказались, заявив, что "после признания нашей независимости Германией договариваться с ген.Власовым и другими антибольшевицкими организациями и войти с ними в союз - наше личное дело".
Ведение переговоров со штабом Гиммлера, Бергером и другими было поручено мне. Позже штаб Гиммлера потребовал от нас не полного вхождения, а посылки двух ответственных представителей от каждого Комитета в КОНР.
В ответ на это СС-группенфюреру Бергеру было заявлено: "Если не будет безусловного признания независимости наших стран, то мы вместе со своими соотечественниками пойдем в тюрьму и пусть история нас судит".
И лишь после этого Гиммлер дал свое согласие и акт признания был подписан 17 марта 1945 года.
Такова истина! Теперь же я спрашиваю Вас, г. генерал: кого назначил Гиммлер? Кто эти многие независимые авторитетные политические деятели нерусских народов, которые вошли в КОНР? Если Вам тяжело будет назвать имена других, так прошу назвать имена Ваших Северо-Кавказцев, были ли там г.г. Баммат, Магома, Кантемир, Джаваги, Коцок, Шамиль, Султан Кылыч Гирей и др.?
А от Азербайджана в КОНР вошел фельдфебель Ислам Мамедов - дезертир из 162 Тюркской дивизии. Укажите мне хотя бы на один Азербайджанский взвод, ушедший к ген.Власову. Почему же Вы сами не вошли, а собирались командовать Кавказской Армией?
Согласно желаниям ген.Власова, мою встречу с ним устроил барон Вольф, где присутствовали ген.Жиленков, полк.Сахаров и др. В этой затянувшейся, открытой и честной беседе мы вспоминали Ленинград, друзей и обсудили все вопросы. Никогда я ему не заявлял, что мы предпочитаем большевизм сотрудничеству с русскими антибольшевиками. Первым и последним условием сотрудничества с русскими антибольшевиками я ставил и ставлю необходимость декларации о признании полной независимости всех нерусских народов. Без этого искреннего сотрудничества между русскими и нерусскими не может быть, без этого ни один подлинный патриот, борящийся за независимость своей Родины, не сядет за один стол с русскими. Стоя на позиции полной независимости всех нерусских народов, я не хочу играть в дипломатию или в тактику с русским, я не хочу и не могу кривить душой.

Характерно то, что до последнего времени никто из представителей нерусских организаций не собирался сотрудничать с русскими, а вот как запахло деньгами, нашлись и люди, и "тактические соображения"3. Лишь бы деньги были, а "тактические", "моральные" и всякие другие мотивы всегда найдутся.
"Тактические соображения" заключаются в том, будто они, сотрудничая с русскими, создадут иллюзию за железной завесой, что статус-кво будет сохранено, и тогда русские, переходя во время войны на эту сторону, будут сражаться против русских или даже совершат внутреннюю революцию. Забавно было бы знать, почему до появления денег этих "тактических соображений" не существовало? Ведь русские организации существуют давно! А некоторые русские4 организации утешают себя тем, что они по "денежно-тактическим соображениям" появились там, а как только прекратится финансирование, то по соображениям борьбы с русским империализмом любого рода, цвета и названия, за "абсолютнейшую" независимость Родины они уйдут оттуда.
Им терять нечего, по "тактическим соображениям" покушали, а теперь можно искать что-либо иное. С другой стороны, если был бы организован Комитет помощи нерусским народам, тогда эти нацмены, именно нацмены, ибо их иначе нельзя называть, не сотрудничали бы с русскими.
С третьей стороны, тюрко-мусульманские деятели и борцы, живущие в Турции и других мусульманских странах, не позволят им говорить от имени наших народов, и их мощный протест приведет сладкую "тактическую" жизнь нацменов к печальному концу. Точно также поступят деятели и борцы других нерусских народов. Далее, работа такого объединения будет парализована атаками многочисленных русских организаций, оставшихся в стороне. Уже первые сообщения журнала "Нью Лидер" вызвали неимоверное волнение среди русской эмиграции, и они пишут: "... что происходило и что готовится за спиной русской общественности, о чем какие-то 'известные люди' с кем-то договариваются за счет русской политической эмиграции... Что же это за демократические политдеятели, которые игнорируют русскую общественность и за ее спиной, в глубокой тайне, делают какие-то темные сделки". Так что создание Политического Центра из 4-х русских организаций с привлечением нацменов с "тактическими соображениями" не объединит и не успокоит эмигрантские организации, а наоборот послужит невиданной до сих пор борьбе между ними.
А все это, в свою очередь, поведет к тому, что наряду с существующим Американским комитетом, будет создан комитет помощи правым русским организациям5 и нет сомнения, появится и Комитет помощи нерусским народам.
Лучше не будем самих себя обманывать, лучше не будем обманывать друг друга, не обманывать Американский комитет борьбы за свободу народов СССР. Посоветуем этому комитету не заниматься напрасным трудом.

Ведь русскому народу, от курносого комсомольца и до маститого академика ясно, что поражение большевизма означает неминуемую и никакой силой неотвратимую свободу и независимость для всех нерусских народов, и все попытки политического Центра, с привлеченными нацменами, никакую иллюзию у русского народа не создадут и ни в чем его не убедят. Там, русские отлично знают, что в составе демократической федерации не удержать нерусские народы, а это возможно только насилием. Там, нерусские народы прекрасно знают, что Российская Демократическая Федерация, включающая в свой состав их страны, неминуемо переродится в беспощадную диктатуру.
Вот что писалось в журнале "Look" от 16 июня 1942 года:
"But in Asia, defeat of Japan is not enough for us to promise. What the people of East Asia want to know is whether this is a war to destroy Japanese imperialism merely for the sake if restoring Western imperialism- They suspect it is.
Until the colonial peoples of Asia are convinced that defeat for Japan means freedom for themselves and not a restoration of the old imperialism_ they will have little heart for a war against Japanese aggression.
Few Americans, if I know them, are interested in dying to restore 19 century imperialism in Asia. Neither is such aim consistent with the spirit of the Atlantic Charter.
And we must convinced them of our sincerity. There must be no weasel words, no exceptions. What is holding back such declaration of independence for Asia? Selfishness? Pride? Face?
But the sacrifices they would have to make are more apparent that real. Whether the imperialists like it or not, a new world is being born in Asia. And that new world will be born with or without benefit of clergy"6

Комментарии к этому излишни. В действительности чего же меньшего можно обещать нерусским народам. Вот к этому заключению должны прийти и все свободные страны, Американский Комитет и, в первую очередь, русская эмиграция.
Священная задача русской эмиграции - выступить с новой идеей. Смело, честно и открыто объяснить русскому народу непреклонное веление нашей эпохи и объяснить ему, что русскому народу после ликвидации большевизма нечего терять кроме: гибельных империалистических вожделений, утопической идеи мессианства, ужаснейшей советско-колхозно-стахановской жизни, а приобретает он целый мир, т.е. Россия вместе со свободными и независимыми нерусскими народами, имея правительство народное, войдет в состав Мировой федерации и будет служить благоденствию Человечества.
Вот в этом случае русскую эмиграцию поймут и русские, и нерусские. Тогда мы сможем создать искреннее сотрудничество, не замаранное примесью "тактических соображений".
Если же не найдется ни одной русской организации, которая из-за боязни быть обвиненной в "разделе России" не вступит на этот истинный путь, тогда лучше оставить нерусские народы в покое, а также и не утешаться "тактическими нацменами".
В этом случае будем продолжать борьбу параллельно, хотя бы и не атакуя друг друга. Вот почему, г-н генерал, предложенная Вами схема объединения не реальна. Вы уловили, чего хотят, и поспешили угодить.

В этой же статье Вы повествуете о Вашей деятельности в 1918 году, о каком-то добровольном союзе народов, созданном Вами, о Вашей борьбе против красных, против турок и английских деятелей.
Сыны Азербайджана и Северного Кавказа, с чувством наибольшего отвращения вспоминают Ваши действия того времени.
Мы благодарны Турецкому Народу, помогшему нам избавиться от безчинств Вашего отряда. Уходя из Баку Вы не забыли захватить казну. Когда Вы были изгнаны из Баку, Вы двинулись на Дербент и в кровавых битвах против Северо-Кавказцев захватили Петровск.
По данным Северо-Кавказцев, умертвили родственников Омара Гайдарова, убили дагестанских депутатов. Затем пришли на помощь Северо-Кавказцам турки, разбили Ваш отряд, выгнали Вас из Петровска, освободив Северный Кавказ от Ваших безчинств.
Об этом подробно расскажут деятели Северного Кавказа и Азербайджана.
В эмиграции, начиная с 1922 года, Вы стали примыкать к северо-кавказским патриотам, а в 1926 году под крылышком Саида Шамиля Вы вошли в "Прометей" - организацию, боровшуюся за полную свободу и независимость всех нерусских народов.
Когда же в 1941 году Саид Шамиль уехал в Турцию, Вы примкнули к Комитету, возглавляемому А.Н.Магома и до конца 2-ой Мировой войны были с ним и к генералу Власову не пошли.
И так выходит, что Вы по "денежно-тактическим соображениям" были в "Прометее", по тем же соображениям примкнули к "гиммлеровскому комитету" А.Н.Магома и с теми же соображениями собираетесь войти в "Политический Центр". Мы, солдаты Азербайджана, тогда не собирались Вам позволить сидеть с нами за одним кавказским столом, но когда А.Н.Магома заявил нам, что Вы пересмотрели свои взгляды и честно сотрудничали с другими азербайджанскими деятелями в "Прометее", тогда, из-за любви к Северному Кавказу мы согласились принять в свою семью.
Г-н генерал! Вам не позволительно оскорблять наши Национально-Освободительные Движения, называя их созданиями гиммлеровскими или розенберговскими, тем более, что Вы до конца примыкали к Комитету Северного Кавказа и кормились подле него.

Я приглашаю Вас, г-н генерал на Суд!
Я обращаюсь к чести борцов за независимость Азербайджана и Северного Кавказа и прошу открыто высказать их свое мнение по этому поводу.
Я заявляю, что готов выступить перед судом любого народа, имеющего претензии к нашему национально-освободительному движению. Кратко описав Национально-Освободительное Движение Азербайджана, я выношу это на суд общественности и прошу руководителей и борцов всех народов, знакомых с нашей борьбой, окинуть строгим, требовательным и беспощадным взором все наше Национально-Освободительное Движение и на страницах печати (или письмами) открыто высказать свое мнение. Я также прошу об этом всех немецких ученых, политических и военных деятелей.
Направляя это письмо в Верховные Суды Союзных Держав, я покорно прошу правосудие установить истину в нашей борьбу и таким образом восстановить справедливость.
Как и всегда я заявляю, что я готов выступить перед судом любого народа, имеющего претензии к нашему Национально-Освободительнлму Движению.
В заключение я должен сказать, чего бы это нам ни стоило, что мы отомстили за слезы наших матерей и сестер, жен и детей, за кровь наших отцов и братьев и наконец, мы горды тем, что сражались против бича человечества – КОММУНИЗМА.
Пусть Аллах Великий не оставит наши труды, нашу кровь тщетными.
А. Фаталибей.
Руководитель Азерьайджанского Национально-Освободительного Движения.
München 22, Postfach 103.

1 - "Очевидно, у парня рыло в пушку, раз он планирует такую великодушную амнистию".
2 - "Рейх должен получить свое слово". Возможно, имеется в виду "Рейх должен сдержать свое слово", т.е. halten, а не erhalten.
3 - здесь и далее речь идет о создаваемом (и созданном в августе 1951 г.) при американской поддержке Союзе освобождения народов России, а затем - Координационном Центре Антибольшевистской Борьбы, в который помимо русских вошли и отдельные национальные организации.
4 - вероятно, описка. По смыслу: нерусские организации.
5 - намек на то, что в тот момент при Американском Комитете по освобождению от большевизма тон задавали левые политические организации, в частности, меньшевики.
6 - "Но в Азии нам недостаточно пообещать разбить Японию. Люди в Восточной Азии хотят знать, не является ли целью войны не только уничтожение японского империализма, но и восстановление империализма западного. Они подозревают, что так и есть.
Пока жители азиатских колоний не убеждены, что поражение Японии означает свободу для них, а не восстановление прежнего империализма, они не найдут в себе мужества, чтобы воевать против японской агрессии.
Немногие американцы, если я вообще таковых знаю, готовы умереть за то, чтобы восстановить в Азии империализм 19 века. Не сочетается такая цель и с духом Атлантической Хартии.
И мы должны убедить их в нашей искренности. Не должно быть двусмысленностей, не должно быть исключений. Что удерживает от подобной декларации независимости для Азии? Эгоизм? Гордость? Сохранение лица?
Но жертвы, на которые они должны пойти, более кажущиеся, чем реальные. Хотят того империалисты или нет, но в Азии рождается новый мир. И этот мир родится с благословлением святых отцов или без оного".

Hoover Institution Archives, Boris I. Nicolaevsky Collection, Box 284, Folder 10 (по микрофильму в коллекции BSB)






Tags: история, национализм
Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments