nngan (nngan) wrote in rus_vopros,
nngan
nngan
rus_vopros

Синдром брейского кюре

Originally posted by nngan at Синдром брейского кюре

Статья 1993 года, но актуальности, предполагаю, не будет терять еще очень долго…

С некоторых пор, собственно говоря, со времени начала гласности жизнь и история нашей Церкви стали предметом повышенного внимания. На страницах газет, журналов, да и в устных выступлениях то и дело мелькает слово «сергианство». Термин этот весьма специфический, и многие люди, даже церковные, имеют о сергианстве понятие довольно смутное. Более четверти века, с тех пор как я стал активным членом церкви, а затем принял и священный сан, я много размышлял о судьбах христианства в XX веке и теперь почитаю за благо поделиться своими посильными соображениями.
.

Ложью и умолчанием

Сергианство как таковое имеет точную дату появления на свет — 29 июля 1927 года. Именно в этот день «заместитель патриаршего местоблюстителя и временный патриарший священный синод» опубликовали «Послание пастырям и пастве», более известное под именем «декларации митрополита Сергия (Страгородского)».

Документ этот заслуживает особого рассмотрения, ибо он явился первым в бесконечном ряду подобных посланий, «соборных постановлений», интервью и так далее и тому подобное, где иерархия наша была принуждена свидетельствовать свою преданность большевицкому режиму и бессовестно отрицать известные всему миру факты о кровавых гонениях на христиан. Пожалуй, самым трагикомическим и абсурдным из всего этого вороха лжи было поздравительное письмо, которое в 1949 году направили ко дню семидесятилетия «Глубокочтимому и дорогому Иосифу Виссарионовичу», «вождю, учителю и другу трудящихся» все без исключения тогдашние епископы Московской патриархии.

Но вернемся к декларации митрополита Сергия. Рассматривать этот документ можно с самых разных точек зрения, мне же наиболее существенными представляются три из них.

Первая — психологическая. С этой точки зрения декларация есть попытка слабыми человеческими силами с помощью лжи и умолчаний спасти церковь и даже не столько самую церковь, сколько находящихся в смертельной опасности служителей алтаря и их паству.

За сим существует точка зрения каноническая, церковная. Тут декларация выглядит как апостасия, вероотступничество — отречение от крови и дела Новомучеников и Исповедников Российских.

И наконец, третья позиция, которую я бы назвал юридической. С этой точки зрения декларацию митрополита Сергия и его синода можно считать неким предвозвестником последовавших через десять лет знаменитых московских процессов, на которых подсудимые публично оговаривали себя, признавали мнимую вину свою и своих товарищей, говорили о безусловной правоте убивавшего их всех сталинского режима.

Как известно, сценарии для сталинских «публичных» процессов сочинялись на Лубянке. У меня есть косвенное, но весьма существенное доказательство, что и декларация 1927 года составлялась по тому же адресу. Во всяком случае «временный патриарший священный синод», члены которого подписали документ, был сформирован в НКВД. В 1926 году именно эту группу архиереев предлагали возглавить новомученику архиепископу Серафиму Угличскому (Самойловичу).

Декларация митрополита Сергия была первым плодом некоего конкордата, который был заключен несколькими русскими архиереями с большевицким режимом. Объявлялось о легализации церковного управления, а от верующих взамен требовалась абсолютная лояльность безбожным властям.

Конкордат с уголовниками

Я полагаю, никто не сомневается и никогда не сомневался в том, что намерения у митрополита Сергия были самые благие. Но маститый иерарх не учел одного существеннейшего обстоятельства — ему пришлось заключать конкордат с уголовниками. А с блатными, как известно, никакие договоры заключать невозможно. Ведь Сталин был уголовником в прямом, в юридическом, смысле слова — вспомним его активнейшее участие в большевицких «экспроприациях», ограблениях ради увеличения партийных капиталов.

Митрополит Сергий горько ошибался, полагая, что взамен лжи и умолчаний безбожные властители позволят ему и его последователям оставаться хоть в какой-то мере автономными и самим решать вопросы внутрицерковной жизни.

Ну а теперь вернемся к первоначальному вопросу: что же такое сергианство? Что именно обозначается этим термином?

Ответ может звучать так: сергианство есть реализация в жизни православной Церкви известнейшего принципа — цель оправдывает средства. Насколько мне известно, авторство этого циничного правила принадлежит самому Никколо Макиавелли, а уже в XVII веке его усвоили и стали им пользоваться в своей активной деятельности отцы-иезуиты.

В свое время митрополит Сергий возымел цель сделать церковную жизнь легальной и упорядоченной. В тюрьмах и лагерях томились тысячи и тысячи клириков... Притом многим из них угрожал расстрел, их надо было спасать.

Цели благие?
Несомненно, благие!

Но для этого потребовалось поставить Церковь в подчиненное по отношению к безбожной власти положение.

Благие цели, благие намерения митрополита Сергия оказались тем самым материалом, которым, по известному присловью, выложена дорога в ад.

«Нечестивым же нет мира...»

В сороковых годах иерархию вовлекли в крикливую и постыдную «борьбу за мир» (а по существу за всемирное владычество коммунистов). Идеологи Московской патриархии изобрели даже специальную псевдобогословскую дисциплину — «мирологию». Это была ересь в чистом, в классическом виде. Для того чтобы оправдать большевицкую «борьбу за мир», из Священного Писания тенденциозно выбирались и произвольно трактовались отдельные тексты. И все это в явном противоречии истинному учению церкви о войнах как об одном из наказаний Божьих, насылаемых на людей за грехи. В жизни христиан во все времена наличествует лишь одна «борьба» — за праведность, личную и общественную, поскольку для того чтобы стяжать подлинный мир, необходимо главнейшее и единственное условие — благочестие. Вот слова великого пророка Исайи (48,22): Нечестивым же нет мира, говорит Господь».

Еще один плод сергианства — «богословие революции». Это тоже вполне определенная ересь, учение, которое трактует о якобы имеющем место сродстве христианства с так называемыми «освободительными идеями» и, в частности, даже с безбожным марксизмом...
И еще одна ересь, связанная с сергианством, — экуменизм. Каноны Вселенской православной церкви издревле категорически запрещают нам молитвенное общение с инославными. Кстати, сам митрополит Сергий в этом отношении был безупречен. Мне вспоминаются его слова, сказанные о каком-то имеющем быть экуменическом собеседовании: «Мы, православные, относимся к присоединению к нашей церкви инославных, как к спасению утопающих. Странно было бы, если бы утопающий со своей стороны выставлял спасающему какие-то условия».
До конца пятидесятых годов Московская патриархия в вопросах экуменизма стояла на позициях строго канонических. Но к шестидесятому году Хрущев и его идеолог Суслов посчитали для себя выгодным еще более вовлечь Церковь в свою международную деятельность...

Не велит Бог брататься с Джуной

Но все это уже история, день вчерашний... Распался «нерушимый союз», разбрелась коммунистическая партия, нет больше на Старой площади в Москве «отдела агитации и пропаганды ЦК», нет и учрежденного Сталиным «Совета по делам религий», словом, всех тех, кто цинично манипулировал нашими иерархами...

Ну а что же сергианство? Неужто и оно сгинуло?

Ничуть не бывало! Живо оно, живехонько!

Только теперь у Московской патриархии иные задачи, новые цели. Теперь речь идет не о выживании в условиях «социалистического концлагеря». Теперь необходимо вернуть Церкви соборы в Московском Кремле, да и другие многочисленные здания. Пришла пора потеснить наглых музейщиков, отобрать у них мощи, чудотворные иконы и иные святыни...

Благие цели?
Несомненно, благие!

Ну а как же их достичь? Только вступив в самые близкие, доверительные отношения с нынешними власть имущими.

И вот мы регулярно видим по телевизору, как в Патриаршем соборе на самых почетных местах стоит со свечечками «команда президента». Это всем известные персонажи, они лба-то перекрестить не умеют, а их по временам пускают и в Святой алтарь.

В данном случае я оставляю в стороне, какие они политики и как выполняют свои прямые обязанности, речь идет о совсем ином аспекте их жизни. Вот сам господин Ельцин. Он, как известно, «мальтийский кавалер», а кроме того принял «посвящение» и «докторскую степень» от всем известной ведьмы Джуны и даже награжден ею «орденом богини Бау». По канонам Православной церкви подобных лиц не то чтобы в алтарь, а в самый храм не допускают несколько лет, в течение которых они обязаны усердно молиться и каяться...

Кто-нибудь скажет: ну, это ерунда... Подумаешь, патриарх обнимается с президентом. Но это вовсе не пустяки. Одно из самых страшных знамений нашего теперешнего безвременья — разгул язычества, магии, астрологии и даже прямого сатанизма. Вспомните, что произошло в Оптиной Пустыни в самый день Святой Пасхи... Мы, священнослужители, должны бить тревогу, твердить об этом в каждой проповеди. А как же это возможно, когда мы сами через посредство патриарха и президента братаемся с Джуной?..

От Христа можно отречься. Лишь бы деньги платили

Некоторое время тому назад я и несколько моих единомышленников ввели в обиход еще один термин для обозначения сергианства — «синдром брейского кюре». Когда-то давным-давно, читая книгу «Характеры и анекдоты» французского писателя Шамфора, я натолкнулся на любопытнейшую запись (она, как видно, относится к периоду войн с гугенотами):

«Брейский кюре несколько раз переходил из католичества в протестантизм и обратно. Когда его друзья удивились такому непостоянству, он воскликнул: «Это я-то непостоянен? Я склонен к измене? Ничего подобного. Мои убеждения всегда неизменны: я хочу оставаться брейским кюре».

Много лет тому назад, во времена брежневские, когда в некоторых городских храмах доходы были весьма и весьма значительны, а потому и уровень жизни некоторых клириков был очень высок, один мой достойнейший собрат произнес горькую шутку:

— Я знаю, что у нас есть такие батюшки, которые были бы вполне готовы отречься от Христа, если бы им при этом оставили церковь.

Вот это и есть «синдром брейского кюре» в классической форме.

Ах, как мы томились в те годы!.. Помнится, стыдились, стеснялись читать в своих храмах патриарший послания с проклятиями «американским империалистам» и «генералу Пиночету»... Как мы мечтали о тех временах, когда наконец ослабеет на нашем горле мертвая большевицкая хватка... Мы думали, вот тогда-то в Москве соберется настоящий, свободный поместный собор, и он осудит и само сергианство, и мирологию, и богословие революции, и экуменизм... Мы полагали, что те из нас, кто повинен в неблаговидных поступках, принесут Господу покаяние, и мы наконец «единеми усты и единем сердцем» прославим бесчисленный сонм Новомучеников и Исповедников Российских...

Увы! — этим упованиям так и не суждено было сбыться.

Ваши пороки — наши пороки

Но не только это печалит меня. Я вижу, как на глазах меняются многие из моих единомышленников — весьма достойные священники. Оказалось, что кое-кому мешало вовсе не сергианство, не вынужденная лживость иерархов, не явные ереси Московской патриархии, а лишь тотальная большевицкая несвобода. Как только отменились драконовские законы, как только стало возможно действительно управлять своим приходом — проповедовать, ремонтировать здания, учреждать школы и врачебницы, многие батюшки этим вполне удовлетворились. Словом, пусть мой епископ-еретик — сергианец, экуменист, пусть он говорит и делает что угодно, лишь бы он не мешал мне заниматься приходскими делами.

Это что же — «синдром брейского кюре»?

Разумеется, но увы! не только этот синдром. Митрополит Сергий еще в декларации 27-го года изо всех сил стремился отождествить православных христиан с прочими «советскими людьми». Помните? «Ваши радости — наши радости». По прошествии стольких десятилетий можно с великой грустью прибавить: «ваши пороки — наши пороки».

Я пишу это с горечью и великой болью за себя и за своих собратьев. Господи, прости нас грешных, до чего же мы тут все — «советские люди»...

прот. Михаил Ардов


Новое Время, № 47, 1993
Tags: рпц мп, сергианство
Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments