anton21 (anton21) wrote in rus_vopros,
anton21
anton21
rus_vopros

Categories:

Мемориальная квартира Константина Романова в Петербурге.

Оригинал взят у slavynka88 в Мемориальная квартира Константина Романова в Петербурге.
Оригинал взят у slavynka88 в Мемориальная квартира Константина Романова в Петербурге.
В “Описании Российского императорского города Санкт-Петербурга” 1794 года Мраморный дворец назван “единственным в своем роде”. Построил его Антонио Ринальди по поручению Екатерины II – так императрица хотела отблагодарить за все хорошее графа Григория Орлова. Воспользоваться монаршей благодарностью граф не успел: он умер за два года до окончания строительства, и Мраморный дворец (названный так из-за обилия мрамора в отделке его фасадов и интерьеров) остался в собственности императорской семьи. В конце концов дворец достался одному из сыновей Николая I, великому князю Константину Николаевичу – кроме Мраморного, он владел также Павловском и Стрельной. Именно в Стрельне, в 1858 году, у великого князя родился сын, ставший самым знаменитым владельцем Мраморного дворца.

Photo AD06391_02.jpg
Музыкальная комната в музее-квартире К.Р. оформлена в готическом стиле.

Константина Константиновича Романова можно не без оснований назвать “единственным в своем роде” великим князем. Офицер военно-морского флота и патрон Измайловского и Преображенского полков, главный инспектор военно-учебных заведений, важнейшим делом своей жизни он считал не военную и государственную службу, а литературные занятия. Великий князь Константин Романов всю жизнь писал стихи под прозрачным псевдонимом “К.Р.” – именно его перу принадлежит хрестоматийный текст романса “Растворил я окно”.


Photo AD06391_05.jpg
Фото 1890-х годов: великий князь Константин Константинович Романов, его супруга Елизавета Маврикиевна и их старшие дети: Иоанн, Гавриил, Татьяна, Константин, Олег и Игорь. Великий князь обожал своих детей и приказал оформить их комнаты в Мраморном дворце как сказочный терем.

За стихотворения свои Константин Романов был в 1899 году избран президентом Императорской Академии наук, которую возглавлял много лет. Популярностью пользовались драматургические опыты К.Р. – он, например, сделал собственный перевод шекспировского “Гамлета” и написал мистерию “Царь Иудейский”. Ее собирались ставить на сцене Малого театра, но Святейший синод запретил. И “Гамлета”, и “Царя Иудейского” поставили в Эрмитажном театре (первая “официальная” постановка “Царя” случилась уже после революции, в киевском театре Корша). К.Р. и на сцене выступал: у Шекспира играл заглавную роль, у себя самого – одну из второстепенных. Кроме того, К.Р. любил музыку и был талантливым пианистом – о его исполнении Моцарта и Шопена одобрительно отзывался Чайковский, который, кстати, написал на стихи князя несколько романсов.

Photo AD06391_04.jpg
Библиотека. Личные покои  Константина Романова (поэта К.Р.) в Мраморном дворце долгое время были недоступны — мемориальный музей открылся здесь только в 1998 году. В настоящее время для публики открыты кабинет, библиотека, музыкальная комната, молельня и “личная комната” князя.

К.Р. был одним из пятерых детей в семье Константина Николаевича. Жизнь их во дворце была строго регламентирована – они проводили время на “детской половине” в окружении нянь и гувернеров. Собственные апартаменты на первом этаже Мраморного дворца К.Р. получил лишь после совершеннолетия, в 1878 году – к этому моменту, будучи офицером фрегата “Светлана”, он уже успел принять участие в русско-турецкой войне.

Photo AD06391_07.jpg
“Готическая” музыкальная комната в 1903 году и после реставрации (фото ниже). Стены отделаны кожей и дубовыми панелями. Великий князь Константин Романов любил немецкую готическую архитектуру и хотел, чтобы интерьер гостиной напоминал о ней. Здесь он разучивал произведения любимых композиторов — Моцарта и Шопена. Константин Романов был способным пианистом и дружил со многими современниками-музыкантами.  Особенно близкие отношения связывали князя с Петром Ильичом Чайковским.

В то время о литературных занятиях великого князя еще мало кому было известно. Свой первый сборник он опубликовал только в 1886 году, да и тот в продажу не поступил и был разослан “близким по духу” людям, вроде Фета, Полонского, Тургенева и Гончарова. Но в оформлении своего жилища К.Р. проявил вкусы отчетливо литературные: главные помещения его квартиры в Мраморном дворце – кабинет и библиотека. Кабинет К.Р. сохранился в целости и сохранности, несмотря на все перипетии, происходившие с Мраморным дворцом – в 1937 году великокняжеская резиденция стала Музеем Ленина (ленинградцы средних лет с удовольствием вспоминают, что их здесь принимали в пионеры) и лишь в 1992-м была передана Русскому музею.

Photo AD06391_06.jpg
“Готическая” музыкальная комната после реставрации.

Стены кабинета К.Р. обтянуты золочеными кожаными обоями с гербами дома Романовых, потолок отделан красным деревом, пол выстелен чуть поскрипывающим дубовым паркетом. Кажется, что вот-вот послышатся шаги великого князя или почувствуется запах его табака. За потайной дверцей скрывается личная молельня августейшего поэта. Константин Константинович был человеком очень религиозным и к вопросам веры относился серьезно – наличие молельни рядом с письменным столом для него было не прихотью, а душевной потребностью. Каждый день из церкви Мраморного дворца, находившейся на третьем этаже, в молельню приносили икону святого, который почитался в этот день. Часть этих икон можно сегодня увидеть, заглянув в молельню через потайную дверцу. Но входить туда нельзя: и при жизни Константина Константиновича в молельню не имел права заходить никто, даже его собственные дети, а их у великого князя было девять – шесть сыновей и три дочери. Их фотографии (а также – портреты жены и матери) украшают полки в кабинете поэта.

Photo AD06391_08.jpg
Так выглядел рабочий кабинет К.Р. в 1903 году.

Женился Константин Константинович в 1884 году на принцессе Елизавете Саксен-Альтенбургской, в православии принявшей имя великой княгини Елизаветы Маврикиевны. Жили они счастливо и в согласии. Великий князь обожал своих детей и старался окружить их атмосферой волшебной сказки. Детские комнаты во дворце были оформлены как русский терем с цветными стеклами в окнах и изразцовыми печами. Даже названия детских были особенными: “гулевая”, “горенка”, “опочивальня”, “стряпущая”. В отличие от кабинета, детские комнаты Мраморного дворца практически не сохранились – их реставрация только планируется.

Photo AD06391_10.jpg
Рабочий кабинет великого князя Константина Романова украшен фотографиями близких и картинами.

Еще одна важная для К.Р. комната – библиотека: открытые полки старых шкафов заполнены книгами по научным дисциплинам, литературными и театральными журналами, словарями и художественными альбомами. Библиотека эта “рабочая”: здесь только те книги, которые великий князь хотел иметь под рукой, занимаясь литературой или готовясь к заседаниям Академии наук (к президентству своему К.Р. относился очень серьезно).

Photo AD06391_09.jpg
Личная комната великого князя. На диване, обтянутом синим шелком, он умер в 1915 году.

Между кабинетом и библиотекой располагается музыкальная комната. Стены здесь, как и в кабинете, отделаны кожаными обоями и деревянными панелями (в данном случае – дубовыми). Готическое оформление – не только дань моде, но и отражение личного вкуса хозяина. Он много путешествовал, любил европейскую архитектуру вообще и немецкую готику в особенности.


Photo AD06391_12.jpg
Угловая столовая в квартире К.Р. (фото 1903 года).

В одной из резных панелей готической комнаты есть потайная дверца. Она ведет во внутренний коридор, который соединяет “публичную” часть квартиры с личной комнатой Константина Константиновича. Эта небольшая, отделанная деревом комната, украшенная иконами, пасхальными яйцами и портретами близких, располагается в пристройке с полукруглой, как в апсиде, наружной стеной. Раньше на этой стене висела большая икона с изображением святого Константина.

Photo AD06391_11.jpg
Стены кабинета К.Р. отделаны кожаными обоями и панелями красного дерева.


Личная комната появилась в квартире великого князя позже остальных: ее пристроили только в 1912 году. Сейчас здесь стоит небольшой диванчик, обтянутый синим шелком. Это печальный экспонат: в 1915 году, в возрасте пятидесяти восьми лет, Константин Константинович умер, сидя на этом диванчике. Умер рано, но, как ни парадоксально, как раз вовремя: уже началась Первая мировая, всего два года оставалось до революции и Гражданской войны, во время которой погибли трое сыновей К.Р. Но в 1915-м до этих драматических событий было еще далеко. Тишину Мраморного дворца нарушали не шаги многочисленных туристов, а звуки музыки, голоса друзей и детей. Звуки, составлявшие домашний мир великого князя Константина Константиновича Романова – сурового государственного мужа, который в часы досуга писал сентиментальные стихи.

Photo AD06391_03.jpg
Мраморный дворец в Петербурге.

Текст: Елена Кочетова

Источник: http://www.admagazine.ru/inter/50103_memorialnaya-kvartira-konstantina-romanova-v-peterburge.php#artheader

Tags: ри, романовы
Subscribe

promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments