sanych56 (sanych56) wrote in rus_vopros,
sanych56
sanych56
rus_vopros

ИВАН ИЛЬИН

Оригинал взят у slovo13 в ИВАН ИЛЬИН
Оригинал взят у beloedelo_spb в ИВАН ИЛЬИН
1d8be3a5aafc03753c5e347c48f

«… ибо я живу только для России»

Он был одним из тех, кто до конца своих дней болел душой за судьбу родины и искренне верил в ее возрождение на основе многовековых традиций и наследия святой Руси. Один из величайших философов ХХ века, он внес значительный вклад в формирование русской национальной идеологии. Находясь вдали от Родины, он непрестанно думал о России, ее судьбах. «Всмотритесь и вслушайтесь в «пустоту» нашей тоски и в «темноту» нашей скорби: ведь мы сами – живые куски нашей России, ведь это ее кровь тоскует в нас и скорбит, ведь это ее дух молится в нас, и поет, и думает, и мечтает о возрождении», - писал он о вынужденно оставленном отечестве.
Будущий великий философ Иван Александрович Ильин родился 28 марта 1883 года в Москве. Его родители – губернский секретарь и присяжный поверенный Округа Московской судебной палаты Александр Ильин и обрусевшая немка Каролина Луиза Швейкерт фон Штадион – с детства привили сыну исключительную религиозность, которая в последствии сильно повлияла на становление его мировоззрения. Окончив с отличием гимназию в 1906 году, молодой Ильин поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году он женится на Наталье Вокач, которой суждено будет пройти вместе с Ильиным все тяготы и лишения на чужбине до конца жизни. Февральская революция 1917 года втянула Ильина в бешеную круговерть общественно-политической жизни того времени: в этот период он пишет ряд статей по самым злободневным вопросам. Он полагал, что мятежный Февраль – всего лишь «временный беспорядок». Но за этим беспорядком следовала неминуемая катастрофа. Грянувший через восемь месяцев Октябрь четко определил для Ильина дальнейший путь – непримиримая борьба с наступившей безбожной и беспощадной властью. В 1918 году Ивана Александровича арестовывают по подозрению в участии в организации Добровольческой армии, но вскоре он был отпущен на свободу. Тогда в его защиту выступили видные московские ученые, некоторые из которых даже готовы были пойти в заложники на время подготовки Ильиным его магистерской диссертации. К счастью, все обошлось благополучно, и уже в мае того же года Ильин защитил диссертацию на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Ильин пережил все три года кровавой русской смуты ХХ века. У него был шанс уехать, как это сделали многие из его современников еще в 1917 или 1918 году. Но он оставался на родине. В своем письме Петру Струве Ильин писал: ««Я жил там, на родине, совсем не потому, что «нельзя было выехать», а потому, что Наталия Николаевна и я считали это единственно верным, духовно необходимым, хотя и очень опасным для жизни. Мы бы сами и теперь не уехали бы; ибо Россия в своем основном массиве – там; там она болеет, там же находит и найдет пути к исцелению. От постели больной матери… не уезжают; разве только – оторванные и выброшенные»
В 1922 году Ильина арестовывают в шестой раз и приговаривают к смертной казни. Но, решением Президиума ВЦИК, казнь была заменена лишением гражданства, конфискацией имущества и высылкой из России. Как и многие другие мыслители былой России, Ильин стал пассажиром печально известного «философского парохода», оказавшись на долгие годы вычеркнутым из истории родной страны. Обосновавшись в Германии, в 1923 году он становится профессором Русского научного института в Берлине. В 1925 году увидел свет один из самых знаменитых трудов Ильина – «О сопротивлении злу силой», в которой автор, отвергавший любые формы антигосударственной и анархической идеологии подверг резкой критике моральный анархизм Л.Толстого. С 1927 по 1930 Ильин состоит на посту редактора-издателя журнала «Русский колокол». Но в 1934 году он был уволен с работы и заключен под стражу гестапо. Однако благодаря стараниям Сергей Рахманинова, в 1938 году Ивану Александровичу удается уехать в Швейцарию. Но и там жизнь Ильина складывалась тяжело: швейцарские власти запретили ему заниматься политикой под страхом возвращения в Германию, он был лишен заработка и, как он сам писал о себе в те годы, оказался «рабом в демократическом государстве». Свои политические статьи Ильин вынужден был издавать анонимно. Он по-прежнему продолжал заниматься исследованиями, но тяжелая болезнь не позволила реализовать ему все задуманное: в 1954 году Иван Александрович умирает в Цюрихе.
За свою жизнь он написал более 40 книг и сотен статей, в которых продолжал традиции классиков русской духовной школы XIX века, прежде всего славянофилов. Основной задачей Ильин считал воспитание в русском народе национального духовного характера. "Россия встанет во весь рост и окрепнет только через воспитание в народе такого характера. Это воспитание может быть только национальным самовоспитанием, которое может быть проведено самим русским народом, то есть его верной и сильной национальной интеллигенцией. Для этого нужен отбор людей, отбор духовный, качественный и волевой", - писал Ильин. В своей работе «О сущности правосознания» он сформулировал три "аксиомы правосознания", лежащие в основе правовой жизни любого народа: "закон духовного достоинства", "закон автономии" (гражданин как внутренне свободный ответственный волевой центр, истинный субъект права) и "закон взаимного признания" (взаимное уважение и доверие между другими гражданами и государственной властью). Будучи убежденным монархистом, Ильин всегда оставался "непредрешенцем", считал, что навязывать монархию народу, "разучившемуся иметь царя", неосмотрительно и вредно. Для России после крушения большевизма Ильин считал необходимым найти разумное сочетание монархических и республиканских начал с аристократическим, ведущим слоем "национальной диктатуры". Истинный патриотизм он определял как любовь к духу своего народа, сплоченность в духе любви к Родине.
«Ильина называют удивительным провидцем, точно показавшим будущее России, со всей откровенностью и неколебимой прямотой, - говорит кандидат исторических наук, доцент РГГУ Евгений Пчелов, - Но в его трудах на самом деле нет ничего мистического – это чёткий и предельно заострённый анализ высочайшего интеллектуала, который прекрасно понимает смысл происходящего. Эта ясная и определённая позиция, абсолютно бескомпромиссная ко злу в обличье политических идей новой эпохи. Это верность тем идеалам, на которых зиждилась разрушенная «русская Атлантида». И потому Ильин категорически не признавал и не мог признать исторической преемственности советской власти, о чём говорит хотя бы заглавие одной из его работ – «Советский Союз – не Россия». Он писал так, потому что знал, чем была на самом деле Россия, и что с ней стало потом. И не имел никаких «розовых очков».
В творчестве Ивана Ильина апология сопротивления большевизму совершенно особое место. «Борьбу с большевизмом мыслитель рассматривал в контексте борьбы христианина с дьяволом, - рассказывает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник СПбГУ Кирилл Александров, - Ильин со всей безжалостностью указал на причины, характер и последствия осуществления большевизма в России». Будучи идейным борцом с коммунистической идеологией, Ильин предвидел и предупреждал об опасностях, которые грозят русскому народу после падения коммунизма: «Русский народ выйдет из революции нищим. Ни богатого, ни зажиточного, ни среднего слоя, ни даже здорового, хозяйственного крестьянина - не будет вовсе <...>. Это будет народ "бесклассового общества"; ограбленный, но отнюдь не забывший ни того, что его ограбили, ни того, что именно у него отняли, ни тех, кто его подверг "экспроприации"..<...>. Все будут бедны, переутомлены и ожесточены. Государственный центр, ограбивший всех, исчезнет... Итак, предстоит нищета граждан и государственное оскудение: классическое последствие всех длительных революций и войн... Подорваны все духовные и все социальные основы демократии - вплоть до оседлости, вплоть до веры в труд, вплоть до уважения к честно нажитому имуществу. В клочки разодрана ткань национальной солидарности. Повсюду скопилась невиданная жажда мести. Массы мечтают о том, чтобы стряхнуть с себя гипноз подлого страха и ответить на затяжной организованный террор бурным дезорганизованным террором".
Долгие годы в нашей стране его имя было известно лишь узкому кругу специалистов. Но в 90-е, когда в русскую культуру стали возвращаться имена великих эмигрантов, имя Ивана Ильина заняло почетное место в плеяде признанных гениев русской философии. В 1995 году, в годовщину смерти Ивана Александровича, была проведена научная конференция, посвященная его деятельности. Труды философа стали объектом множества исследований. О его жизни и творчестве был снят документальный фильм «Возвращение». В 2005 году прах Ивана Ильина был перевезен из Швейцарии в Россию: великий мыслитель был с почестями перезахоронен в некрополе Донского монастыря в Москве.
В своей автобиографической статье «Что нам делать?» он писал: «Мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России». И здесь он снова оказался провидцем. Спустя полвека после его смерти огромное творческое наследие мыслителя стало доступным читателю в России: обширный архив писем, книг и документов Ильина, вывезенный в 1965 году из Цюриха его учеником Н.П.Полторацким, был передан университетом штата Мичиган библиотеке Московского Государственного Университета. До конца своих дней он, как и множество других русских эмигрантов, жил надеждой на возвращение в Россию. И пускай ему не удалось снова увидеть родину при жизни, он вернулся в Россию после смерти – вернулся в своих бессмертных книгах. Вернулся тогда, когда особенно остро возникла необходимость поиска прочной идейной опоры нации. И такие понятия, как частная инициатива, личное творчество и самодеятельность христианина, ценность внутренней свободы и предметного мышления, готовность к каждодневной борьбе со Злом в себе и подле себя – что и составляет основу нравственных размышлений Ивана Александровича - как никогда актуальны именно сегодня.

Татьяна Кутаренкова


Tags: ильин, руский вопрос
Subscribe

promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments