anton21 (anton21) wrote in rus_vopros,
anton21
anton21
rus_vopros

Categories:

Храм Святой Софии (Истамбул)

Оригинал взят у agritura в Еще немного о Святой Софии (Стамбул)

Мне очень нравятся вот эти низко развешанные светильники - они дают эффект раскинувшейся над посетителями паутины с каплями сверкающей росы.






Начало ЗДЕСЬ




Небольшая постройка справа - усыпальница Мурата Третьего


Получив много комментариев в сообществах, куда я отправила предыдущий рассказ, хотела бы добавить несколько слов в защиту репутации строителей, а то я обвинила их во многих ошибках.




Эллинические кувшины из Пергама. По легенде, три таких кувшина случайно обнаружил крестьянин у себя в огороде. Они были наполнены золотом, но честный гражданин все отдал султану.

Никто и никогда до Исидора и Анфимия не строил ничего подобного; мало кто способен на такое и сейчас! Это был совершенно гениальный проект, как по размерам, так и по красоте. На мой взгляд, решение внутреннего пространства собора поистине шедеврально! Находясь внутри, вы чувствуете себя помещенным в чудесный светильник огромных размеров – игра света и теней, необычное чередование объемов рождает ни на что не похожие ощущения. Храм долгое время был настоящим рекордсменом среди христианских культовых сооружений – 56 метров высотой и 31 метр диаметр купола! Главный неф храма имеет ширину 38 метров.











Резные капители колонн - подлинное сокровище Айя-Софии. На некоторых можно разглядеть монограммы императора. Позднее похожие, только намного проще, делали на Руси:




Фрагменты колонны и капители дворца Ивана Третьего (Москва, Исторический музей). Софья Палеолог, видимо, на пальцах объясняла супругу, как выглядят византийские капители, да и нельзя делать с известняком то, что позволительно с мрамором.

Только через тысячу лет его обогнал собор святого Петра в Риме. На площади Софии (7570 кв.м.) легко бы уместились 8 главных теннисных кортов Уимблдона. Османы по достоинству оценили совершенство инженерного решения византийских зодчих – подавляющее большинство стамбульских мечетей, построенных позднее, имеют узнаваемые черты храма Святой Софии. Помимо уже описанных мною строительных приемов, Исидор и Анфимий применили некоторые антисейсмические приемы:

1) При исследовании под электронным микроскопом обнаружилось, что микротрещины в растворе кладки имеет тенденцию схватываться вновь, а не расширяться.



Знаменитая Плачущая колонна. Дядька пытается поймать счастье и Sarcoptes scabiei


2) 40 окон в поясе купола призваны брать на себя нагрузку и разрушаться первыми при землетрясении. Оригинальная идея архитекторов: зачем укреплять слабые места, если их все равно придется восстанавливать после толчков?! Поставим туда окна – их легче заменить.

3) В основании колонн помещены своего рода амортизаторы - медные пластины, которые во время толчков позволяют колонам немного смещаться, а не ломаться.
Благодаря этому София пережила сильные землетрясения в 869, 989, 1344, 1766, 1894 и 1999 годах. Вот такие были гениальные ребята!



Наружные аркбутаны, достроенные позднее для укрепления постройки

Нельзя не упомянуть и турецкий период в жизни Святой Софии. Но, прежде чем перейти к этому, стоит сказать, что в гораздо большей степени храм был разорен во время нашествия крестоносцев в 1204 году, чем при завоевании армией Мехмеда Второго. «Рыцари» полностью разграбили собор, утащили всю золотую и серебряную утварь, прихватив с собой и знаменитую Туринскую Плащаницу. Правда, накануне Четвертого крестового похода у правительства Византии возник серьезный конфликт с Венецианской республикой, в Константинополе даже был разорен Венецианский квартал и подвергнут пыткам посол Энрико Дандоло, но с храмом все равно нехорошо как-то получилось.




Мраморные врата (предп. 9 век). Созданы они, по-видимому, для того, чтобы отделить от галереи помещение, предназначенное для собраний священнослужителей. Справа и слева от дверного проема - ложные врата, символизирующие вход в Рай и вход в Ад.





Орнаменты на мраморных вратах с изображениями растений и животных

Дандоло потом вернулся с крестоносцами, прожил до 97 лет и был погребен в Софии. В некоторых источниках указывается, что Дандоло почти ослеп в результате византийских пыток, в других говорится, что он был практически слеп до этого – ведь зрение дядька потерял в возрасте где-то от 70 до 90 лет, бывает такое. Моя прабабушка, например, в 90 лет жаловалась, что плохо слышит.

В самой Византии, надо сказать, к тому времени ситуация сложилась некрасивая – борьба за власть, чехарда правителей, натравливающих друг на друга плебс, восстания и погромы и т.д. При Палеологах был небольшой ренессанс, но и он был слабо выражен и непродолжителен. К моменту вторжения оттоманов империя обнищала и измельчала: она состояла из самого Константинополя, Мореи (Пелоппонес) и нескольких остовов. Большинство старых домов было в руинах, население составляло около 50 000, это притом, что в период расцвета в Константинополе проживало до 400 000 человек. По противоположной стороне Босфора преспокойно разгуливали турки, Мехмед задолго до вторжения начал в самом узком месте Босфора строить свою крепость прямо напротив стен Константинополя.





Орнаменты на сводах галереи второго яруса живописные, мозаики, как на нижнем ярусе, сохранить не удалось. Зато здесь свело и просторно


Некоторые путешественники того временем, видевшие Константинополь перед нападением османов, писали, что город находится в запустении, храм Софии сильно обветшал, и стены его грозят обвалиться со дня на день (остановите меня: я сейчас пишу роман про 15 век и про Софью Палеолог; Византия – моя страсть. Меня сейчас занесёт!!!). Перед самым вторжением люди все-таки кинулись к храмам, в Софии регулярно проводились литургии, на которые собиралось множество жителей, просящих защиты у Бога. Только на него, да еще на мощные стены императора Константина им приходилось уповать. Все сторонники Византии отвернулись от нее в 1453 году, занятые своими обострившимися проблемами. Последняя литургия в Святой Софии, в уже 53 дня осажденном Константинополе, происходила ночью 28 мая 1453 года.





Замечательные резные орнаменты верхних галерей

Вместе со своими согражданами молился последний император Константин Одиннадцатый Палеолог, чтобы затем покинуть храм и взойти на стены родного города, ставшие для него Голгофой. 29 мая в собор Святой Софии через главные врата вошел султан Мехмед Второй Завоеватель и, склонившись в сторону Мекки, произнес молитву, вознося славу Аллаху – с этого момента храм стал мечетью Айя-София. Вселенский Патриарх, тем не менее, продолжал находиться в Константинополе, теперь уже Стамбуле, и пытался оказывать влияние на православный мир. Основным аргументов московитов, переставших признавать его власть, было как раз то, что православные храмы-святыни Царьграда отныне осквернены мусульманами. С тех пор Владыку на Руси выбирали сами, не дожидаясь указаний павшего Царьграда.





Михраб вырезан из цельного куска мрамора. В вершину портала вделан камень, привезенный из Мекки. Медные светильники подарены султаном Сулейманом Первым (Кануни, Великолепным) в 1526 году, после победоносного похода на Венгрию. В это время украинка Настя Лисовская, известная как Роксолана-Хюррем, еще не была его законной женой, но уже стала любимой наложницей и родила ему четырех детей.

Надо отдать должное османам, они отнеслись вполне терпимо к бывшей христианской святыне. Мозаики со святыми, конечно, заштукатурили, некоторые покрыли деревянными щитами, убрали алтарную преграду, достроили кое-что, да еще кости дожа Дандоло выбросили собакам. По мусульманским обычаям в мечети нельзя хоронить покойников, только снаружи, да и не испытывал, похоже, Мехмет никакого почтения к организатору крестовых походов.





Окна верхней галереи

В самом храме в алтарной части установили михраб – место, указывающее направление на Каабу в Мекке. В Софии он получился чуть в стороне от центральной оси. Рядом с храмом построили медресе и приют для бездомных.

Поначалу возвели всего один минарет – на юго-востоке от мечети, еще один – северный, достроен позже архитектором Мимаром Синаном в 16 веке. Вообще, в 16 веке была произведена основная «исламская» перестройка мечети. Храм был укреплен снаружи разными не очень красивыми, но прочными штуками.




Минбар





Ложа султана


Синан построил внутри и палатку для муэдзинов – муэдзин-махвели, я о ней писала в первой части. Синан также возвел гробницу Селима Второго Пьяницы (сына Роксоланы), еще три гробницы возвели в начале 17 века. В 16 веке был установлен и довольно высокий минбар – кафедра для проповедей. Еще два минарета пристроили при Мураде Третьем в конце 16 века. Долгое время в мечети хранилась библиотека Махмута Первого, со временем ее перенесли в Сулеймание. А вот Ложа Султана появилась в Софии уже в 19 веке (высота ее от пола – 2 метра 10 см).





Основание базилики, стоявшей здесь до нынешнего храма

На закате Оттоманской империи, в начале 20 века храм опять пришел в упадок. Существует легенда, что Кемаль Ататюрк, прогуливаясь, заглянул в мечеть (он был атеистом) и пришел в ужас от ее состояния. Он тотчас же издал указ о превращении Айя-Софии в музей и о передаче ее на государственное обеспечение. Реставрации в храме начинались еще в 19 веке, но затем ученых и реставраторов из Софии изгнали и только что раскрытые мозаики опять забелили. Уже в 20 веке произведена была масштабная реставрация, штукатурку сняли, и теперь сюда могут попасть все, кто захочет.



Так выглядел вход в базилику 404-415 г.г.

Таким образом, храм Святой Софии, простоявший почти полторы тысячи лет, 916 лет служил христианским храмом, 481 год – мусульманской мечетью, а с 1935 года это всемирно известный музей.








Фронтон и другие элементы базилики 404-415г.г., в большом количестве представленные в сквере возле Святой Софии

Помимо всего упомянутого, что я хочу рассмотреть в деталях при следующем посещении: след ладони на высоте 4 метра и нормандские граффити – надпись руническими знаками: «Здесь был Вася»… простите! «Здесь был Халдан». Еще хочу увидеть самые древние орнаменты с изображениями рыбок (рыба - старинный символ Христа). А вот загадывать желание у Плачущей колонны я не буду – говорят, она лечит болезни глаз, но я, знаете ли, опасаюсь заразных болезней кожи!

В качестве бонуса - изображения Айя-София разных лет:
















Вот и все.


Tags: архитектура, христианство
Subscribe

promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments