anton21 (anton21) wrote in rus_vopros,
anton21
anton21
rus_vopros

Русские в Латвии Улманиса: радикально-правый взгляд

Оригинал взят у ugunskrusts83 в Русские в Латвии Улманиса: радикально-правый взгляд

Изучение жизни русской диаспоры в Латвии межвоенного периода особенно актуально в свете попыток ряда русских национал-антикоммунистов сформировать несоветскую русско-латвийскую идентичность. Действительно, если на что и следует ориентироваться несоветским русским в Латвии, так это на опыт политической активности  русского меньшинства (до 1940 г.), которое состояло не из советизированных переселенцев, а из автохтонного русского крестьянства Латгалии и белых эмигрантов, многие из которых участвовали в освобождении Латвии от большевиков. Особый и весьма замкнутый кластер составляли старообрядцы.







Вдвойне интересно знакомиться с жизнью латвийских русских по «правым» эмигрантским источникам. Напомню, что после переворота 15 мая 1934 г. Латвия стала государством «третьего пути»; одним росчерком пера новый президент Карлис Улманис запретил 114 партий (в т.ч. ультраправые) и создал концлагерь для парламентариев. Русские националисты, как внутри Латвии, так и за её пределами, не могли не симпатизировать авторитарным методам управления нового «крестьянского» режима, хотя политика Улманиса в отношении меньшинств вряд ли отвечала их интересам.

Надо отметить, что вопрос о национализме улманисовского режима дискуссионен в первую очередь для самих латышей. Во-первых, «отец нации» преследовал не только коммунистов, но и правых националистов из организации «Громовой крест». Во-вторых, есть непроверенная информация, говорящая о том, что переворот 15 мая был совершен Улманисом при поддержке СССР. Следовательно, в третьих, вызывает ожесточённые споры решение Улманиса не оказывать отпор советской аннексии в 1940 г. Некоторые историки обвиняют «вождя» в малодушии, резонно указывая на пример Финляндии, сумевшей отстоять независимость от большевиков. Но, в отличие от Суоми, ни одно из прибалтийских государств не имело своей «линии Маннергейма» и военно-ориентированной экономики, – поэтому, даже скооперировавшись между собой, эти страны не смогли бы долго продержаться против восточного соседа.

И всё-таки русские фашисты помещали на страницах своей прессы хвалебные отзывы о вожде «крестьянского государства». В самой же Латвии одними из наиболее ярых приверженцев нового режима стали… русские монархисты. Горячо поддерживал «национальную революцию» князь Ливен, – участник сопротивления большевизму и глава латвийского отдела «Братства русской правды». По его мнению, «цель у вождей движения в Латвии та же, как у Муссолини и Гитлера, т.е., оздоровление нации очищением ее от партийной розни и от марксистского влияния».Своего корреспондента в Латвии держава и наиболее радикальная правая газета Русского Зарубежья – берлинское «Новое слово». Впрочем, распространение этой газеты на территории Латвии будет запрещено из-за доноса. Статьи «Нового слова» с описанием быта латвийских русских любопытны в двух отношениях. С одной стороны, их автор позитивно оценивает режим, установившийся в результате «национальной революции» 15 мая 1934 г. С другой же – пропагандирует построение русской жизни в Латвии на началах «арийского национализма». Надеюсь опубликовать серию статей из «Нового слова» на латвийскую тематику, где автор, скрывшийся под псевдонимом «Рижанин» пламенно обличает евреев и масонов, закравшихся в ряды русской общины. Ниже – одна из таких статей.

В СОБСТВЕННОМ СОКУ

(От корреспондента «Нового Слова»)

День русской культуры. — Ветераны канцелярий. — Курьез «торжества православия». — Молодежь на задворках.

Тринадцатый раз мы готовимся праздновать День русской культуры.

Это все, что у нас — русских — осталось и за что цепляется сейчас всеми суставами дряхлеющих рук наша русская «общественность».

Именно дряхлеющая. За 16 лет существования независимой Латвии она сильно одряхлела, да и 16 лет тому назад не была молодой. В силу стечения обстоятельств, верховодство русскими общественными делами попало тогда в руки обомшелых ветеранов бывших российских канцелярий, судебных палат и адвокатуры, — то-есть всего, что уцелело в «тылах» (молодежь — до гимназистов включительно — дралась на антибольшевистских фронтах) да так и осталась за ними.

Сперва ветераны канцелярий вообще не подпускали к столу общественности молодые силы, боясь конкуренции, а теперь и хотят сотрудничества с молодежью, но упущено время: молодежь выросла на задворках русской общественности и образовала свой собственный лагерь, разбившись на ряд группировок.

До 1934 г. «ветераны» ревниво оберегали свои позиции от натиска молодежи ради заманчивой перспективы — попасть в парламент. Ради этого «достижения» они грызлись друг с другом, создавали десятки политических партий и все — «во имя русского дела».

Попадая в парламент, они меньше всего заботились о русских интересах (исключение составили когда-то только покойный архиепископ Иоанн и проф. И. Ф. Юнатов).

А тогда в их распоряжении было все: была широкая культурная автономия, было уважение к русской культуре в среде старшей латышской интеллигенции.

За 14 лет парламентской чехарды «ветераны» растеряли все: и культурную автономию, и уважение к себе государственного большинства, и даже не сумели поддержать уважения к своей великой культуре среди нарождающейся (младшей) латышской интеллигенции.

«Ветераны» почувствовали это только после 15 мая 1934 г., когда, слава Богу, парламентская говорильня скоропостижно скончалась, и Латвия перешла на путь национального строительства.

Теперь в их распоряжении остался только День русской культуры. И, в связи с этим днем, им очень нужна молодежь: похлебка «в собственном соку», которую подносили до сих пор «ветераны» в виде Дня русской культуры мало кого удовлетворяла.

И «ветераны» решили пригласить в комитет по устройству Дня русской культуры представителей молодежи.

*
В прошлом наши Дни русской культуры стали непопулярными как раз среди молодежи.

И не потому, что наша молодежь настроена не-национально.

Обычно ко Дню русской культуры выпускалась однодневка-газета или (иногда) даже целые сборники, посвященные русской культуре, а торжества открывались актом, на котором произносились речи и делались доклады.

Перелистывая издания в связи с Днем русской культуры, молодежь находила там высокопарные
и нагло-беззастенчивые статьи и поучения таких «деятелей» русской культуры, как М. Ганфман (еврей), проф. Лазерсон (тоже еврей), проф. Вайнтроб (тоже еврей). А на торжественном акте та же молодежь слушала с недоумением речи и доклады тех же «русских культурных работников».

Среди главарей нашей общественности не имелось собственных культурных сил, и они звали на помощь «варягов» — от представителей местного иудейства.

*

В этом нет ничего удивительного. Почтенные «ветераны» впитали молоко русской культуры из сосцов «русской» же прессы, олицетворявшейся когда-то в России многочисленными «либеральными» органами, руководимыми теми же «варягами», вырвавшимися из-за пределов знаменитой «черты оседлости». Поэтому в Риге, в те времена, когда освященная латвийской конституцией культурная автономия меньшинств позволяла «ветеранам» создать свою национальную прессу без «чужеродного» влияния, они признали «вполне отвечающей русским интересам» газету «Сегодня» (орган, печатающийся на русском языке, но посвященный интересам иудейства и ведущийся иудеями) и шли у нее на поводу.

*

Этот «повод» очень характерно почувствовался на одном из недавних заседаний Культурно-просветительского об-ва в связи с устройством Дня русской культуры (с присутствием делегатов от молодежи).Был возбужден вопрос о том, кто откроет акт речью о русской культуре. Один из очень обомшелых «ветеранов» внес предложение:

  Конечно, надо спросить проф. Вайнтроба.

Молодежь запротестовала.

  Хватит нам Вайнтробов! Нужен русский.

«Ветеран» обиделся.

  Русский... Русский... А чем же плох Вайнтроб? Еврей? Что же из этого? Если хотите знать, только благодаря этому еврею я проникся религиозностью. Его лекции о христианстве сделали во мне духовный сдвиг и послужили к торжеству православия во мне ...
Вот и говорите потом: еврей, еврей ...

Странный, конечно, случай «торжества православия» по почину еврея-професора, но характерный для уразумения сущности принципа, на котором строится и наших «ветеранов» представление и о русской культуре и о действительных национальных задачах.

*

Молодежь чужда этому духу. Ею руководит стремление к действительным, не замутненным источникам русской культуры. В ней воскресает здоровый национализм, основанный не только на общехристианском признаке, но и на арийском.

Верхи русской общественности, оттолкнув ее на задворки, дали ей возможность развиться по собственному разумению и в результате...

Попытки «ветеранов» привлечь к сотрудничеству молодежь, терпят крушение, и у нас никогда не может быть достигнуто трогательное единение во имя русской культуры и старого, и малого, которое должно бы вылиться во величественный апофеоз — День русской культуры.

*

Впрочем, чего же хотеть?

По почину «ветеранов» нашу общественную мысль выражает газета «Сегодня» (иудейская), наш театр, в лице «Русской драмы» – под водительством А. Гришина (еврея), а миссионером православия для наших столпов общественности является проф. Вайнтроб (еврей).

Неудивительно, что молодежи не по пути с этим течением. Пусть робко, но она желает возжечь свой светильник от подлинного священного огня русской культуры и нести его в мир.

И потому поздняя попытка «ветеранов» приобщить и молодежь к своему «зеленому столу» Дня русской культуры терпит крушение...

Обомшелым ветеранам придется снова вариться в собственном соку — без молодой закваски, без новых дрожжей.

О молодежи, ее чаяниях и стремлениях — в другой раз.

Рига.

Рижанин.

«Новое слово», 23 февраля 1936 г., № 8, с. 4.



Tags: история, руский вопрос
Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments