nngan (nngan) wrote in rus_vopros,
nngan
nngan
rus_vopros

О культурном оскудении России в петровскую эпоху

[...]Оригинал взят у nngan в О культурном оскудении России в петровскую эпоху
Борис Башилов

«В эпоху допетровскую, — пишет С. Платонов в своих "Лекциях по русской истории", — отношение к рукописям в грамотных слоях московского общества было самым внимательным, потому что в то время рукопись заменяла книгу, была источником и знаний, и эстетических наслаждений и составляла ценные предметы обладания; рукописи постоянно переписывались с большой тщательностью и часто жертвовались перед смертью владельцами "по душе": жертвователь за свой дар просит монастырь или церковь о вечном поминовении своей души»..

Но вот пришла совершенная Петром I революция — и рукописи перестали ценить и беречь. «В XVII веке рукопись очень ценилась тогдашним культурным классом, — указывает Платонов, — а теперь, в XVIII веке, этот класс уступил место новым культурным слоям, которые к рукописным источникам старины относились презрительно, как к старому негодному хламу. Духовенство также перестало понимать историческую и духовную ценность своих богатых рукописных собраний и относилось к ним небрежно. Обилие рукописей, перешедших из XVII века в XVIII век, способствовало тому, что их не ценили».

Многое из древней русской старины спасли богатые старообрядцы, скупившие древние иконы, старинную резьбу по дереву, домашнюю утварь и передававшие их стоявшим в глухих лесах старообрядческим скитам. Об этом свидетельствует глубоко изучивший старообрядческие скиты и побывавший во многих из них автор знаменитых романов "В лесах" и "На горах" Мельников-Печерский.

В романе "В лесах" он так описывает один из старообрядческих скитов, хоронившийся в приволжских лесах.

«Мать Манефа была вся в свою предшественницу Екатерину. Обитель при ней процветала. Она считалась лучшей обителью не только во всем Комарове, но и по всем скитам Керженским, Чернораменским. Середи ее, на широкой поляне, возвышалась почерневшая от долгих годов часовня, с темной, поросшей белесоватым мхом кровлей. До трех тысяч икон местных, средних и штилистовых стояли в большом и в двух малых придельных иконостасах, а также на полках по всем стенам часовни. В середине большого пятиярусного иконостаса, поставленного у задней стены на возвышенной солее, находились древние царские двери замечательной резьбы, по сторонам их стояли местные иконы в серебряных ризах с подвешенными пеленами, парчовыми или бархатными, расшитыми золотом, украшенными жемчугом, дробницами. Перед ними ставлены были огромные серебряные подсвечники с пудовыми свечами. Древний Деисус с ликами апостолов, пророков и праотцев возвышался на вызолоченном табле старинной искусной резьбы.

С потолка спускалось несколько паникадил с прорезными золоченными яблоками, с серебряными перьями, с репьями и витыми усами. Малые образа древней иконописи, расставленные по полкам, были украшены ризами обронного, сканного и басманного дела с жемчужными цатами и ряснами. Тут были иконы новгородского пошиба, иконы строгановских писем первого и второго, иконы фряжской работы царских кормовых зоографов Симона Ушакова, Николы Павловца и других.

Все это когда-то хранилось в старых церквах и монастырях или составляло заветную родовую святыню знатных людей допетровского времени. Доброхотные датели и невежественные настоятели, ревнуя не по разуму о благолепии дома Божия, заменяли в своих церквах драгоценную старину живописными иконами в так называемом новом вкусе.

Напудренные внуки бородатых бояр сбывали лежавшие в их кладовых дедовское благословение, как ненужный хлам, и на вырученные деньги накупали современного фарфора, парижских гобеленов, редкостных табакерок и породистых рысаков или растранжиривали их с заморскими любовницами, — пишет Мельников-Печерский, большой знаток истории раскола и допетровской старины. — Старообрядцы, не жалея денег, спасали от истребления неоценимые сокровища родной старины, собирая их в свои дома и часовни. Немало таких сокровищ хранилось в обители матери Манефы. Были тут и комнатные иконы старых царей, и наследственные святыни знатных допетровских родов, и драгоценные рукописи и всякого рода церковная и домашняя утварь» (Мельников-Печерский А. "В лесах". Ч. II. Гл. I).

Много чудесной русской старины спасли старообрядцы.

(из кн. Борис Башилов. "
Русская мощь. Пламя в снегах")

В настоящий сборник вошли работы Бориса Платоновича Башилова (Юркевича, 1908–1970), созданные им в 1949–1952-е годы и выходившие в русских аргентинских газетах и издательствах. Книга включает историко-политологические этюды, разоблачающие различные мифы о России (миф о русском "сверхимпериализме", мифы о русской душе и русском характере), наблюдения "внутреннего эмигранта", а также статьи, опубликованные в издававшейся И. Л. Солоневичем газете «Наша Страна», в которых сбежавший от большевизма публицист пытался донести до читателей правду о русском народе.
Tags: русская история, русская культура, русские писатели, старообрядцы
Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments