Свидетель (svidetel) wrote in rus_vopros,
Свидетель
svidetel
rus_vopros

Сведения о епископах, не признавших лжи митр. Сергия, список не принявших "Декларацию" 1927г./ ч.2

Митр. Иосиф (Петровых)
Родился 15 дек. 1872 г. в г. Устюжны Новгородской губ.
В 1899 г. окончил Московскую Дух. Академию первым магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом при академии.
1900 г., 9 сент.: утвержден исп. должность доцента академии по кафедре Библейской истории.
1901 г., 26 авг.: епископом Арсением (Стадницким), ректором академии, пострижен в монашество.
В жизни митр. Иосифа имели громадное значение слова, сказанные еп. Арсением при пострижении:"Теперь, когда хулится имя Божие, молчание постыдно и будет сочтено за малодушие или безчувственную холодность к предметам веры. Да не будет в тебе этой преступной теплохладности, от которой предостерегает Господь. Работай Господеви духом горяще".
1903 г., февр.: удостоен звания магистра богословия и утвержден доцентом. Тема диссертации: "История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия".
1903 г., 9 дек.: назначен экстраординарным профессором и инспектором Московской Академии.
1904 г., 18 янв.: возведен в сан архимандрита.
1906 г., июнь: назначен настоятелем Яблочинского монастыря Холмской епархии.
1907 г.: назначен настоятелем Юрьева монастыря Новгородской епархии.
1909 г., 15 марта: хиротонисан во еп. Угличского, вик. Ярославского в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры митр. Петербургским Антонием, митр. Московским Владимiром, митр. Киевским Флавианом и др.
На этой кафедре пребывал много лет, будучи викарием арх. Тихона (Белавина), а с 1913 г. – арх. Агафангела (Преображенского). Возведен в сан архиепископа.
1905-1910 гг.: издает "В объятиях Отчих. Дневник инока", в 12 томах.
"Он очень любил литургию и служит каждый день, но это служение фактически было для него вспомогательным средством его иноческой жизни. Он не пастырствовал, он только служил. Инок поглощал в нем пастыря" (митр. Мануил).
1911 г.: посещение Афона.
1920-1921 гг.: арх. Иосиф назначен арх. Ростовским, вик. Ярославским.
1920-1925 гг.: врем. управлял епархиями Новгородской и Старорусской.
Во время обновленчества архиеп. Иосиф затворился в Угличском монастыре и оттуда управлял епархией, не участвуя активно в борьбе с обновленчеством, но и не сочувствуя ему.
1926 г., авг.: назначен митр. Ленинградским.
1926 г., авг.: выезд в Ростов для устройства дел, где задержан властями на год.
1927 г., 17 сент.: переведен митр. Сергием в Одессу. Перевод не принял, продолжал управлять Ленинградской епархией из Ростова.
1928 г., 24 янв.: подписывает акт отхода от митр. Сергия, вместе с ярославскими архиереями.
1928 г., 14/27 марта: запрещен в священнослужении митр. Сергием и Синодом. "Глава наиболее массового движения "непоминающих", получившего название "иосифлянство".
1928 г., февр.: проживал в Николо-Моденском монастыре Новгородской губ., в 35-ти верстах от родного города Устюжны.
Затем арестован и сослан в Казахстан. Прожил в ссылке несколько лет недалеко от Аральского моря, работал бухгалтером на Медном комбинате.
Убит большевиками. Имел большое количество печатных трудов.
Прот. Польский. Рассказ свидетельницы о встрече с митр. Иосифом в тайной церкви в Алма-Ате 26 августа 1937 г.:
"Какой это был чудесный, смиренный, непоколебимый молитвенник! Это отражалось в его облике и в глазах как в зеркале. Очень высокого роста. С большой белой бородой и необыкновенно добрым лицом, он не мог не притягивать к себе, и хотелось бы с ним никогда не расставаться. Монашеское одеяние его было подобрано, так же как и волосы, иначе его сразу арестовали бы еще на улице, т.к. за ним следили и он не имел права выезда.
Он лично говорил, что Патриарх Тихон предложил немедленно по своем избрании назначить его своим первым заместителем (еще одно свидетельство об исполнении Патриархом Тихоном постановления Собора от 25 янв. 1918 г. о чрезвычайном Местоблюстительстве! - Л.Р.). Почему-то в истории церковного местоблюстительства об этом еще нигде не упоминается.
Он признавал как законного главу Церкви митрополита Петра Крутицкого и вплоть до последнего ареста в сентябре 1937 г. имел с ним тайные сношения (? - Л.Р.), когда везде ходили слухи, что митр. Петр умер... Относительно десятилетней почти ссылки, до этого времени, он рассказывал, что она была чрезвычайно тяжелой. Он жил в хлеву со свиньями в плетеном сарае, спал на досках, отделенный от свиней несколькими жердями...
На другой день... митрополит уехал к себе. Теперь он жил в других условиях. После многих лет было разрешено в Чемкенте найти для него квартиру. Архим. Арсений устроил ему комнату для спокойной жизни, заботился о его еде, не только в сытости, но и соблюдением диеты (у митр. Иосифа был больной желудок - Л.Р.). Достал ему сперва цитру, затем и фисгармонию, что для митрополита, большого музыканта, было радостью. Он перекладывал псалмы на музыку и пел.
23 сентября 1927 г. было арестовано везде, в окрестностях Алма-Аты, по Казахстану все духовенство потаенных Иосифлянских церквей, отбывавших вольную ссылку за непризнание советских церквей. Все были сосланы на 10 лет без права переписки, и, как я узнала после, в числе их был и митрополит Иосиф..."

Еп. Григорий (Лебедев)
Родился в семье священника. Уроженец г. Коломны. Двоюродный брат архиепископа Товии.
Первоначальное образование получил в Московской Дух. семинарии.
Окончил Казанскую Дух. Академию со степенью кандидата богословия.
До поступления в монашество много лет трудился на педагогическом поприще и в годы Февральской и Октябрьской революций занимал должность директора одной из Московских женских гимназий.
По пострижении в монашество несколько лет прожил в числе братии Данилова монастыря г. Москвы.
19 ноября 1923 г. хиротонисан во епископа Шлиссельбургского и Лодейнопольского, вик. Петроградской епрахии.
В эти годы вместе с другими епископами - викариями Ленинградской епрахии стойко боролся с обновленчеством.
В 1927 г., после опубликования Декларации митр. Сергия и начала иосифлянского движения, держался двойственной политики: разделяя многие взгляды иосифлян, не присоединялся к ним открыто (? - Л.Р.), но "в угоду им" (митр. Мануил) не поминал митр. Сергия.
В январе 1928 г. ему было предписано Синодом возносить за богослужением имя митр. Сергия. При этом его предупредили, что, в случае невыполнения предписания. Синод будет иметь о нем особое суждение. Епископ Григорий не выполнил распоряжения и ушел на покой. Митр. Иосиф продолжал считать его своим. Уже после официального отделения от митрополита Сергия он благословил епископа Григория продолжать служение в Александро-Невской лавре в качестве его (митр. Иосифа) наместника.
В мае 1928 г. он был назначен епископом Феодосиевским, вик. Таврической епархии, но к месту назначения не поехал, остался на покое.
В 1929 году он незаметно покинул Ленинград и устроился сторожем на птицеферме в Тверской области.
В период с 1925 по 1932 г. писал толкование на Евангелиста Ап. Марка.
Был оригинальным проповедником. Собирал свои проповеди в сборник. Имеются отпечатанные на машинке несколько проповедей. Названия некоторых проповедей митр. Григория удалось уточнить. Например: "Пир веры", "О диаволе" и т.д. Имел много почитателей. День Ангела 17 ноября. Дальнейшие сведения о нем отсутствуют.

Арх. Димитрий (Любимов)
Родился в 1857 г.
Окончил СПб Дух. Академию со степенью канд. богословия. Много лет настоятельствовал в Покровской церкви в г. Ленинграде на Садовой улице.
30 дек. 1925 г. хиротонисан во еп. Гдовского, вик. Ленинградской епархии.
В декабре 1927 г. вместе с еп. Сергием (Дружининым) отделился от митр. Сергия. Один из главных деятелей иосифлянского движения.
Допускал хулу в отношении таинств, совершавшихся в сергиевских храмах.
Митр. Иосиф оставил его в Ленинграде своим заместителем, возведя его к Рождеству 1928 г. в сан архиепископа.
В 1929 г. еп. Димитрий арестован.
Скончался он в 1934 г., а по другим источникам – в Москве, в 1936 г.
Прот. Польский сообщает, что еп. Димитрий (Любимов) "богатырь здоровьем, расстрелян в 1938 г. в возрасте 83-х лет" (81-го, если митр. Мануил правильно сообщил дату рождения - Л.Р.) "за поощрение тайных странствующих церквей".

Еп. Сергий (Дружинин)
Еп. Сергий – выходец из простецов.
Образование получил домашнее. Воспитывался в Сергиевской пустыни Петербургской епархии. Там он, вероятно, был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха.
До революции был настоятелем той же пустыни в сане архимандрита, а затем исполнял пастырские обязанности при станции в двух верстах от монастыря.
О его возведении в епископский сан хлопотали его почитатели.
Несмотря на возражения преосв. Венедикта, еп. Кронштадтского, упр. Ленинградской епархией, они добились того, что архим. Сергий был вызван в Москву и там в конце сент.-октября 1924 г. был хиротонисан Патриархом Тихоном во еп. Нарвского, вик. Ленинградской епархии.
В конце 1927 г. вместе с еп. Димитрием (Любимовым) отошел от канонического подчинения митр. Сергию.
17/30 декабря 1927 г. митр. Сергий наложил на него запрещение в священнослужении, а 25 янв. 1928 г. предал каноническому суду православных епископов за то, что он нарушил данное им обещание отмежеваться от "раскольников" и продолжал служить "в состоянии запрещения".
В 1930 г. арестован. Год смерти неизвестен.

Еп. Стефан (Бех)
В 1891 г. окончил Петербургский университет.
С 1 июня 1899 г.: земский начальник Яренского уезда Вологодской губ.
С 15 января 1900 г. уволен от службы.
С 16 янв. 1901 г.: законоучитель церковных приходских школ.
В 1903 г. поступил в Московскую Дух. Академию, где 20 декабря 1903
г. был пострижен в монашество, а 5 ноября 1906 г. рукоположен во иеромонаха.
В 1907 г. окончил академию со степенью кандидата богословия.
В 1908-1914 гг. смотритель ряда духовных училищ.
С 8 окт. 1914 г. по 28 окт. 1915 г. был протопресвитером Военного и
Морского духовенства.
Был архимандритом Александро-Невской лавры.
В 1921 г. хиротонисан во еп. Ижевского, вик. Сарапульской епархии.
Епархией управлял до 1923 г. Ушел на покой.
В начале 1927 и в 1933 году упоминается как пребывающий на
покое. Это был епископ, пользовавашийся большим авторитетом среди верующих. Его считали старцем-прозорливцем за его необыкновенную проницательность. Сам он показывал себя не как епископа, а как старца-странника.
У него были духовные дети, которых он духовно окормлял. Имел необыкновенное мужество говорить людям то, что думал о них.
Служил в разных храмах г. Ленинграда. Скончался 13 апреля 1933 г.
(И.Снычев указывает на его принадлежность к иосифлянству – Л.Р.)

Еп. Иерофей (Афонин) (иногда: Афоник)
Окончил гимназию.
В 1923 г. хиротонисан во еп. Шадринского Св. Патриархом Тихоном в Донском монастыре. В Шадринском викариатстве значится до 1924 г.
Далее упоминается еп. Никольским Вологодской епархии с августа 1924 по июнь 1928 г.
В 1927 г. уклонился в иосифлянство. Возглавлял отделившихся в г. Никольске.
Скончался в июне 1928 г.

Еп. Алексий (Буй)
Из простых келейников выдвинулся в архиереи.
Хиротонисан 19.ХП.1923 г. во еп. Велижского, вик. Полоцкой епархии.
В 1924-25 гг.: еп. Петропавловский, вик. Омской епархии.
В 1925 г.: еп. Семипалатинский, вик. той же епархии.
С декабря 1926: еп. Уразовский, вик. Воронежской епархии.
В начале 1928 г. отошел от митр. Сергия.
14/27 марта 1928 г. запрещен митр. Сергием в священнослужении.
Упоминается в числе епископов, сосланных в Соловки до 1931 г. (Дейбнер)
Дальнейшие сведения отсутствуют.

Еп. Василий (Дохторов или Дохтуров)
Биографические данные отсутствуют.
16 авг. 1924 г. хиротонисан во еп. Горно-Алтайского, Новосибирской епархии.
В период 1925-27 гг. последовательно был епископом Пинежским, вик. Архангельской епархии (1925), еп. Яранским, вик. Вятский епархии (1925-26 гг.); еп. Вытегорским, вик. Олонецкой епархии (1926 г.) и епископом Каргопольским, вик. той же епархии (1927 г.).
Принадлежал к иосифлянскому движению.
У Дейбнера упоминается как ссыльный (до 1931 г.) за оппозицию митр. Сергию, место ссылки неизвестно.

Еп. Алексий (Готовцев)
Родился в 1891 г., отец – протоиерей Дмитрий Готовцев, Донской Епархии.
1916 г.: окончил Киевскую Дух. Академию (кандидат богословия). Оставлен профессорским стипендиатом.
1916 г.: постриг в Киево-Печерской лавре, рукоположен во иеромонаха. Благочинный, член Дух. Собора лавры. Помощник инспектора Киевской Дух. Академии. Его духовным отцом был иеромонах Алексий (Шепель),
знаменитый подвижник Киево-Печерской лавры.
1920г.: наместник Киево-Братского монастыря, архимандрит.
8.У.1921: хиротонисан во еп. Звенигородского, вик. Киевской епархии (с настоятельством в Михайловском Златоверховском монастыре).
1923-1927: еп. Серпуховской, вик. Московской епархии.
II. 1926 – 1У.1927: врем. управл. Московской епархией.
С IV. 1927: еп. Рыльский, вик. Курской епархии.
В 1926 г. временно управлял Курской епархией, будучи еп. Рыльским.
Принадлежал к иосифлянству (Снычев).
С 1932 г. проживал в Москве и состоял на гражданской службе.
Скончался в 1936 г. в Москве. Погребен на Пятницком кладбище.

Еп. Павел (Кратиров)
Сын бывшего Саратовского епископа Иоанна (Кратирова).
В академию поступил после окончания Вологодской Дух. семинарии.
В 1896 г. окончил Казанскую Дух. Академию со степенью кандидата богословия и назначен препод. Харьковской Дух. семинарии. После закрытия семинарии рукоположен во священника.
В 1921 г. хиротонисан во епископа Старобельского, вик. Харьковской епархии.
С 1922 г. уволен на покой.
С 1923 г. именуется еп. Ялтинским, вик. Таврической епархии, но пребывающим на покое.
В 1925 г. подписывает акт о восприятии власти митр. Петром как еп. Старобельский.
В 1928 г. в Харькове отделился от митр. Сергия и присоединился к иосифлянам вместе с архим. Киево-Печерской лавры Климентом и архим. Макарием.
Дейбнер указывает, что еп. Павел находился в Харькове на положении ссыльного.
Дальнейшие сведения отсутствуют.


Еп. Максим (Жижиленко)
Биографические данные по прот. Польскому.
Родился 2 марта 1885 г. в Калише (Польша).
Младший брат проф. уголовного права А.А.Жижиленко, выступившего одним из защитников в процессе митр. Вениамина.
Приблизительно в 1908 г. поступил на медицинский факультет Московского университета.
В 1911 г. женился и через полгода потерял жену, умершую во время беременности.
Очень почитал Св. Пантелеймона Целителя.
Окончив университет, работал в Сокольниках психиатром.
Прекрасный музыкант, занимался композицией.
В 1914 г. был фронтовым врачом, едва не умер от тифа. Работал терапевтом-практиком, потом главврачом Таганской тюрьмы.
В начале 20-х гг. тайно принял священство, разоблачен и сослан на три года на Север.

Прот. Польский:
"Врача тюремной больницы знали все... узники этой ужасной тюрьмы, переполненной сверх всякой меры преимущественно уголовными, но также в значительной степени и политическими. Хорошо знали и помнят того, за кем давно утвердилось прозвище ангела-хранителя этой тюрьмы.
...Перед ним, врачом, не раз исповедовались самые закоренелые и неисправимые рецидивисты-преступники...
Многие знали в Москве, что он спал на голых досках, что питался он тюремной пищей, что все свое жаловнье он неизменно раздавал заключенным. Он поступал так не только при большевиках, но и ранее, при царском правительстве...
Владыка, еще будучи мiрским, познакомился со Святейшим Патриархом Тихоном, которого глубоко чтил. Патриарх очень любил доктора Жижиленко и часто пользовался его советами. Их отношения со временем приняли характер самой интимной дружбы. По словам владыки Максима, Св. Патриарх доверял ему самые затаенные мысли и чувства. Так, например, в одной из бесед Святейший Патриарх Тихон высказал владыке Максиму (тогда еще просто доктору) свои мучительные сомнения в пользе дальнейших уступок советской власти. Делая эти уступки, он все более и более с ужасом убеждался, что предел "политическим" требованиям советской власти лежит за пределами верности Христу и Церкви. Незадолго же до своей кончины Святейший Патриарх высказал мысль о том, что, по-видимому, единственным выходом для Русской Православной Церкви сохранить свою верность Христу будет в ближайшем будущем уход в катакомбы. Поэтому Патриарх Тихон благословил профессора доктора Жижиленко принять тайное монашество, а затем, в случае, если в ближайшем будущем высшая церковная иерархия изменит Христу и уступит советской власти духовную свободу Церкви, - стать епископом.
Михаил Александрович выполнил волю покойного Патриарха Тихона и в 1927 г., когда митр. Сергий издал свою известную декларацию, – принял тайное монашество с именем Максима".

Тайно хиротонисан в феврале 1928 г. митр. Иосифом и еп. Димитрием в Ленинграде во еп. Серпуховского (митр. Мануил).
Пользовался огромным авторитетом в Серпухове и соседних городах. Известен как "Таганский старец". Ему приписывается авторство послания духовенства и мiрян г. Серпухова, в котором митр. Сергий оценивается как продолжатель обновленчества, а также "Молитвы о Св. Церкви", получившие среди верующих название "Молитвы относительно большевиков".
Польский сообщает, что сохранилась часть переписки духовной дочери еп. Максима с о. Романом Медведем (Москва), которая когда-нибудь "послужит образцом величия и духовной красоты той исторической трагедии, которая выпала на долю Церкви в самые тяжелые дни ее испытаний." (Прот. Польский не сообщает, почему переписка не опубликована на Западе - Л.Р.).
Арестован в середине 1929 г. Три года Соловков.

Рассказ врача проф. И.М.Андреева (у Польского):
"Новоприбывший коллега был высокого роста, богатырского телосложения, с густой серой бородой, седыми усами и бровями, сурово нависшими над добрыми голубыми глазами.Каждого вновь поступающего врач-епископ исследовал очень подробно, и первая запись в истории болезни всегда бывала огромной. Кроме основного диагноза главного заболевания, доктор Жижиленко всегда писал диагноз всех сопутствующих заболеваний и давал подробное заключение о состоянии всех органов. Его диагнозы всегда были точны и безошибочны... При последующих обходах, казалось, мало обращал на него (больного) внимания и задерживался у койки не более минуты, щупая пульс и пристально глядя в глаза.
...Умирали больные всегда на его руках. Казалось, что момент наступления смерти был ему всегда точно известен. Даже ночью он приходил внезапно в свое отделение к умирающему за несколько минут до смерти. Каждому умершему он закрывал глаза, складывал на груди руки крестом и несколько минут стоял молча, не шевелясь. Очевидно, он молился. Меньше чем через год мы, все его коллеги, поняли, что он был не только замечательный врач, но и великий молитвенник.
Ко времени прибытия владыки Максима на Соловках были следующие епископы - "иосифляне": еп. Виктор Глазовский, еп. Иларион, викарий Смоленский и еп. Нектарий (Трезвинский). К "сергианам" же принадлежали: арх. Антоний Мариупольский и еп. Иоасаф (кн. Жевахов). Менее яростным, но все же "сергианцем", был арх. Иларион Троицкий, осуждавший декларацию митр. Сергия, но не порвавший общения с ним, как "канонически правильным" Первосвятителем Русской Церкви.
...Епископы Виктор, Иларион (Смоленский) и Нектарий довольно быстро нашли возможность не только встретиться, но и сослужить с владыкой Максимом на тайных катакомбных богослужениях в глуши Соловецких лесов.
...Всех арестованных по церковным делам (а таковых, по официальной секретной статистике, в 1928-29 гг. в Соловках было до 20%) при допросах обязательно спрашивали, как они относятся к "нашему" митрополиту Сергию, возглавляющему "Советскую Церковь". При этом ликующие следователи-чекисты со злорадством и сарказмом доказывали строгую "каноничность" митрополита Сергия и его Декларации, которая "не нарушала ни догматов, ни канонов".
...Несмотря на чрезвычайные строгости режима, рискуя быть запытанным и расстрелянным, владыки Виктор, Иларион, Нектарий и Максим не только часто служили в лесах острова, но и совершали тайные хиротонии нескольких новых епископов. Совершалось это в строжайшей тайне даже от самых близких.
Тайных катакомбных "храмов" у нас в Соловках было несколько, но самыми "любимыми" были два: "Кафедральный Собор" во имя Пресв. Троицы и храм во имя св. Николая Чудотворца. Первый представлял собою небольшую поляну среди густого леса в направлении на командировку "Саватьево". Куполом этого храма было небо. Стены представляли собою березовый лес... Храм же св. Николая находился в глухом лесу в направлении на командировку "Муксольма". Он представлял собою кущу, естественно созданную семью большими елями...
(О будущем): "Владыка Максим... оставался пессимистом или, как он сам себя определял словами К.Леонтьева, "оптимистическим пессимистом". Приближается трагический конец мiровой истории, а потому, по слову Господню, надо "восклонить головы" в ожидании непременного торжества Христовой правды..."
(Пасха): "Белая соловецкая ночь была на исходе. Нежное розовое соловецкое пасхальное утро играющим от радости солнцем встречало монастырь-концлагерь, превращая его в невидимый град Китеж и наполняя наши свободные души тихой нездешней радостью. Много лет прошло с тех пор, а благоухание об этом нежном пасхальном утре незабываемо живо, словно это было вчера. И сердце верит, что между нами тогда был святой..."
Расстрелян в декабре 1930 г.

V. Викторианская (вятская) группа
Еп. Виктор (Островидов)
Окончил Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.
Пострижен в монашество во время учения в академии. По окончании академии состоял иеромонахом Иерусалимской Духовной Миссии, с 13 янв. 1909 г. – смотрителем Архангельского Духовного училища.
22 сент. 1910 г. назначен настоятелем Зеленецкого монастыря Петроградской епархии с возведением в сан архимандрита. Управлял монастырем до самой революции. Был наместником Александро-Невской лавры.
26 дек. 1919 г. хиротонисан во епископа Уржумского, вик. Вятской епархии.
В 1923 г. был назначен епископом Глазовским и временно управляющим Вятской епархией.
В 1926 г. поручено управление Ижевской и Воткинской епархией. Во время обновленчества твердо стоял за православие, в 1927 г. оказался во главе оппозиции против митр. Сергия в Вятской и Воткинской епархиях. "Причиной этого оказался его горячий, прямой характер, не терпящий компромиссов" (митр. Мануил).
Еп. Виктор, по-видимому, и раньше относился с предубеждением к митр. Сергию. Своему другу, еп. Уржумскому Авраамию, он пишет:
"Его заблуждения о Церкви и спасении в ней человека мне ясны были еще в 1911 году, и я писал о нем в старообрядческом журнале, что придет время и он потрясет Церковь".
"Неизвестно, была ли наложена на еп. Виктора какая-либо мера взыскания. В известных нам постановлениях Синода о запрещении уклонившихся в разделение имя еп. Виктора не упоминается. Может быть, митр. Сергий оставил его без наказания, принимая во внимание, что он и так уже фактически был удален от своей кафедры" (митр. Мануил).
...В конце апреля 1928 года сослан в Соловки, поручил возглавляемые им приходы еп. Димитрию (Любимову) в Ленинграде. (Митр. Мануил сообщет далее, что под влиянием бесед с соловецкмии епископами, и в особенности настойчивых убеждений еп. Илариона (Троицкого), еп. Виктор примирился с митр. Сергием, о чем, якобы, сообщил Вятской пастве, "вероятно, в начале 1929 г." Подтверждения этому сообщению мы не имеем – Л.Р.)
Епископ Виктор скончался 19 июля 1934 года "в обители преп. Зосимы и Савватия" (т.е. в Соловках - Л.Р.).
Из воспоминаний соловецкого врача проф. И.М.Андреева (приводится у прот. Польского):
"С 1928 по 1930 г. включительно епископ Виктор находился в 4-м отделении СЛОН (Соловецкий Лагерь Особого Назначения - Л.Р.), на самом острове Соловки, и работал бухгалтером канатной фабрики...
...Господь хранил наши "катакомбы" (см. "еп. Максим" - Л.Р.) и за все время с 1928 по 1930 г. включительно мы не были замечены. Владыка Виктор был небольшого роста, полный, со всеми ласков и приветлив, с неизменной светлой радостной тонкой улыбкой и лучистыми светлыми глазами. "Каждого человека надо чем-нибудь утешить", – говорил он и умел утешить всех и каждого. Для каждого встречного у него было какое-нибудь приветливое слово, а часто даже и какой-нибудь подарочек... Все посылки через несколько дней владыка раздавал, не оставляя себе почти ничего. "Утешал" он очень многих, часто совершенно ему неизвестных заключенных, особенно жалуя так называемых "урок" (от слова "уголовный розыск"), т.е. мелких воришек, присланных как "социально вредных", "по изоляции", по 48 статье.
...Оба владыки (Виктор и Максим) любили друг друга, неторопливо, никогда не раздражаясь и не споря, а как бы внимательно рассматривая с разных сторон одно сложное явление (подч. Андреевым). Владыка Максим был пессимист и готовился к тяжелым испытаниям последних времен (подч. Андреевым), не веря в возможность возрождения России.
А владыка Виктор был оптимист и верил в возможность короткого, но светлого периода, как последнего подарка с неба для измученного русского народа. В конце 1930 г. владыка Виктор кончал свой трехлетний срок концлагеря, но вместо освобождения был отправлен на Мий-Губу. Больше я с ним не встречался и о судьбе его ничего не слышал".


Еп. Иларион (Бельский)
Родился в 1893 г. в Олонецкой губ. Окончил Дух. семинарию.
1 окт. 1924 г. хиротонисан во еп. Каргопольского из игумнов Александро-Невской лавры.
В 1926-27 гг. управлял Смоленской епархией. Упоминается еп. Поречским, вик. Смоленской епархии. В отличие от Илариона "великого", арх. Верейского, имел прозвище "маленький".
В диссертации И.Снычева упоминается в составе "вятской группы" без указания кафедры.
О его пребывании в Соловках упоминает Дейбнер.
Соловецкий врач, проф. И.М.Андреев (Польский, т. 1, стр. 23) упоминает еп. Илариона (викария Смоленского) вместе с еп. Виктором и еп. Нектарием (Трезвинским) – в Соловках.
О дальнейшей его судьбе сведений не имеем.


Еп. Нектарий (Трезвинский)
Родился в семье священника с. Яцек Васильковского уезда.
Пострижен в монашество. В 1917 г. окончил Киевскую Дух. Академию со
степенью кандидата богословия.
Возведен в сан архимандрита.
С 1918 по 1920 г. был архимандритом Александро-Невской лавры. 3 июня 1924 г. хиротонисан во еп. Велижского, вик. Полоцкой епархии.
В 1924 г. управлял Полоцкой епархией.
С 1925 г.: еп. Яранский, вик. Вятской епархии.
Из обновленческого журнала "Вестник Св. Синода" (1926, №7, стр. 7)
известно, что в 1925 г., получив приглашение принять участие в подготовке к собору, он выпустил "по существу правильное, но по форме чрезвычайно резкое" (слова митр. Мануила - Л.Р.) послание:
"Богомерзкого обновленческого движения отрицаюся и анафематствую оное. Богомерзкий, разбойничий т.н. собор 1923 года в Москве со всеми его постановлениями анафематствую, со всеми примкнувшими к сему обновленческому соблазну обещаюсь не иметь канонического общения. Православные вятичи! Волк в овечей шкуре, обновленец архиеп. Иосиф обратился к верующим... Блюдите, православные, како опасно ходите. Дние лукави есть..."
В том же послании еп. Нектарий называет обновленческое духовенство безблагодатным, их таинства – не имеющими силы, евхаристию не совершающейся (остаются простые хлеб и вино), и призывает не ходить в обновленческий собор, а следовательно, и не участвовать в их съезде.
В 1927 или 1928 г. он уволен на покой.
В октябре 1930 г. упоминается как епископ, запрещенный в священнослужении. Несколько лет проживал в Казани, будучи "удален от управления епархией" (т.е. в ссылке - Л.Р.).
...Год смерти неизвестен. Скончался в Гурьеве (на Каспийском море).
Соловецкий врач, проф. И.М.Андреев (Польский, т.2 , стр. 28) рассказывает, что еп. Нектарий был на Соловках году в 1929 вместе с еп. Виктором и еп. Иларионом (Вольским).
Дейбнер упоминает еп. Нектария как находящегося (приблизительно в 1939 г.) в ссылке, в Казани.

VI. Отдельные епископы
Еп. Амфилохий (Скворцов)
Родился в 1885 г. в семье псаломщика села Норваш Цивильского уезда Казанской губ.
Окончил Казанскую Дух. семинарию и Академию. Поступил на миссионерское отделение по собственному призванию. Намечался на замещение кафедры истории и обличения ламаизма, а также монгольского языка.
22.Ш.1907: пострижен в монашество.
1908 : иеродиакон.
1909: студент 3-го курса, командирован на летние каникулы в Астраханскую калмыцкую степь для изучения калмыцкого языка и православной миссии.
1910: блестяще защитил кандидатскую диссертацию на миссионерскую тему.
1910-1911: слушал лекции на восточном факультете СПб университета, чтобы изучить монгольский язык для свободного понимания священных рукописей ламаизма.
С 1911: преп. Казанской Дух. Академии по кафедре монгольского языка и обличения ламаизма.
1912-1913: командировки на два года по личной просьбе в Монголию и Забайкалье для изучения тибетского языка и богосл. литературы ламаизма.
1922: хиротонисан во еп. Мелекесского, вик. Уфимской епархии.
В 1923 г. арестован и сослан в Красноярск.
В 1925 г. на предложение обновленческого архиепископа образовать общую комиссию для примирения и участия в Соборе 1925 г. отправил резко отрицательное письмо, где заявил: "Наше примирение с Вами возможно только тогда, когда Вы отречетесь от своих заблуждений и принесете всенародное покаяние".
С апреля 1928 г.: еп. Донской и Новочеркасский.
С 1929 г.: еп. Енисейский и Красноярский.
В начале 1930 г. самовольно покинул епархию и, перейдя в Даниловскую оппозицию (согласно И.Снычеву: по совету митр. Кирилла), удалился в тамошние леса, где основал свой скит.
К епархиальной работе не возвращался, продолжая пребывать в оппозиции правого уклона (но не иосифлянского). Вел борьбу с раскольниками Сибири. Обратил в христианство троих китайцев. ("Правый уклон": неточное выражение митр. Мануила - Л.Р.).
Знавшие его и многочисленные почитатели отзывались о нем как о благоговейном и мудром старце. Других сведений о нем не сохранилось. Скончался в 1946 г.

Труды: 1.Религиозно-нравственные переводы на калмыцкий язык как средства миссионерского воздействия. "Православный Собеседник", 1914, январь, стр. 31.
2.Отзыв о сочинении студента Каз. Дух. Академии Александра (Углянского): "Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский и Нежинский (1805-1866)". "Прав. Собеседник", 1915, май, стр. 271-275.

О нем: “Православный Собеседник” 1907 апр. Стр. 537-588; 1910 сент. Стр. 430; 1911 янв. Стр.9-10
“Церк. Вед.” 1911, №23, стр. 216
“Изв. Каз. Епархии” 1912, №16, стр.525; 1914, №48, стр.1555
“Вестн. Св. Синода” (обновленческий) 1926, №7, стр.7
“Отчет Каз. Дух. Академии” за 1909-1910 уч. год, стр.23,24,26;
за 1910-1911 уч. год., стр.23; за 1912-1913 уч. год, стр.18, 22
Протоколы заседаний совета Дух. Академии:
за 1907 г., стр.98; за 1908 г., стр. 127; за 1909 г., стр. 136,139,165
за 1911г. стр. 53, 147, 163, 165, 166; за 1912 г., стр.5; 1913г., стр. 9-11 “Именной список ректоров и инспекторов Духовных Академий и семинарий на 1917 год”, стр.37

Еп. Синезий (Зарубин)
Окончил художественное училище.
Был архимандритом Спасо-Голутвинского монастыря.
13 июня 1926 г. хиритонисан во еп. Острогожского, вик. Воронежской епархии.
В этом же году переименован во еп. Острогожского, вик. Воронежской епархии.
С лек. 1926 г.: еп. Колымский, вик. Якутской пархии, а затем еп. Якутский и Вилюйский.
В 1928 г.: еп. Ижевский.
26 февраля 1930 г. уволен на покой, согласно прошению. Пребывал на покое в Ижевске. Совершал богослужения в Успенской церкви без разрешения правящего епископа. Явно проявил свой отход от митр. Сергия.
Год смерти неизвестен. Неизвестно также, покаялся ли он в своем отходе от митр. Сергия.
Митр. Мануил сообщает об одной интересной личной особенности еп. Синезия:
“Это был оригинальный архиерей. Проповеди говорил по два-три часа, не замечая того, был в храме народ или нет. Однажды случилось так, что он говорил проповедь, а молящиеся, утомленные его многословием, все ушли из храма, а он все говорил и говорил. Наконец, церковный сторож подошел к нему и сказал: Довольно. Только тогда он, удивленный словами сторожа, окончил беседу в пустом храме”.

Еп. Василий (Преображенский)
Родился в 1873 г. в семье протоиерея г. Кинешмы.
Окончил юридический факультет СПб университета и Московскую Дух. Академию со степенью кандидата богословия, затем удостоен степени магистра богословия.
Был надзирателем Александро-Невского Духовного училища.
28 июня 1901 г. назначен преподавателем Воронежской Дух. семинарии по обличительному богословию, истории и обличению русского раскола и местных сект.
10 ноября 1910 г. уволен из семинарии, согласно прошению.
14 сентября 1921 г. хиротонисан во еп. Кинешемского, вик. Костромской епархии.
С 1926 г.: еп. Вязниковский, вик. Владимiрской епархии.
В период с 1926 г. и в последующие годы он занял в отношении митр. Сергия особую позицию: с одной стороны, он не признавал его, а с другой – не примыкал ни к одной группировке, был индивидуальный оппозиционер (так у митр. Мануила - Л.Р.). Старчествовал. Год смерти неизвестен.

Еп. Афанасий (Молчановский)
Сын дьячка с. Яраначей Белоцерковского района.
Окончил Киевскую Духовную Академию. Как талантливый регент и певец, был в свои студенческие годы регентом академического хора.
По окончании академии рукоположен во священника. Служил в Киеве на Подоле во Введенской церкви, а затем в Притиско-Никольской.
С женой разошелся и в 1924 г. принял монашество.
В1925г. хиротонисан тайно в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры во еп.Сквирского, вик.Киевского
Чин хиротонии совершали: еп. Уманский Макарий и еп. Ананьевский Парфений.
В 1925-26 гг. проживал в Св.-Троицком Ионинском монастыре г. Киева, где в это время постоянно совершал службы. Есть сведения, что он после 1927 г. уклонился в правый раскол. (В какой, митр. Мануил не указывает, но под "правыми расколами" он всегда понимает оппозицию митр. Сергию типа иосифлянской, даниловской и т.д. - Л.Р. Имел представительную наружность, прекрасно служил. Был хорошим проповедником.

Стефан (Знамировский)
Родился в 1879 г.
В 1904 г. окончил Казанскую Дух. Академию со степенью кандидата богословия.
1908-1916 гг.: инспектор Пермской Дух. семинарии.
30 авг. 1924 г. хиротонисан во еп. Шадринского, вик. Свердловской епархии.
В 1925 г. управлял Пермской епархией и пользовался там большим влиянием. Успешно боролся с обновленчеством.
С 1926 по 16 сент. 1927 г. временно управлял Свердловской епархией.
С 16 сент. 1927 г. назначен еп. Калужским. От управления отказался, т.к. отделился от митр. Сергия.
С 27 июня 1928 г. на покое (с запрещением в священнослужении).
С 24 апреля 1929 г. принимает назначение на Вятскую кафедру, был еп. Ульяновским, затем еп. Вологодским.
Получил в 1934 г. сан архиепископа. С октября 1936 г. епархией не управлял (т.е. арестован - Л.Р.).

Еп. Сергий (Никольский)
Окончил Духовную Академию со званием кандидата богословия.
Хиротонисан 23 марта 1925 г. во еп. Ефремовского, вик. Тульской епархии.
С 1927 года: еп. Бузулукский, вик. Самарской епархии.
Скончался 16 мая 1930 г. в г. Оренбурге. (Дейбнер упоминает его в числе епископов, арестованных за оппозицию митр. Сергию - Л.Р.).

Еп. Сергий (Кудрявцев)
Родился в 1891 году.
Известен как оппозиционер Патриаршей Церкви, поставленный тайно во епископа Краснохолмского в период 1917-1923 гг. (епископами Данилова монастыря? Тайно от Париарха? - Л.Р.), а скорее всего после 1927 г., но неизвестно кем. Возможно, иосифлянскими епископами.
Перед своей кончиной покаялся в своих враждебных взглядах на Патриарха и Русскую Православную иерархию. (На Патриарха Алексия? В чем выражались "враждебные взгляды"? В чем заключалось покаяние? Все данные об этом епископе: только из личного архива митр. Мануила - Л.Р.)
Скончался 3/16 апреля 1955 г. в Потьме от сердечной болезни. Там же погребен.
Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments