anton21 (anton21) wrote in rus_vopros,
anton21
anton21
rus_vopros

81 год Дмитлагу

все эти уперевские терроры - гулаги делались нацменом упырем только лишь с одной целью - уничтожение идентичности РН !!!

Эпизод из жуткой шизоврении нацмена сталина - джуги - из татов, выполнявшего свою хазарскую миссию !!!


Оригинал взят у mgsupgs в 81 год Дмитлагу.
Вперед, к глубинам человеческого счастья

14 сентября исполнилось 81 год со дня организации Дмитлага — лагеря,
созданного для строительства канала Москва — Волга (теперь — канал им. Москвы).




Вперед, к глубинам человеческого счастья


Вперед, к глубинам человеческого счастья


Канал стал главным проектом второй пятилетки, а лагерь — одним из крупнейших отделений ГУЛАГа. Один из символов молодой советской страны, великая стройка была опрокинута относительно географических и моральных координат: не вверх, а вниз, под землю, в гигантскую, длиной 128 километров и глубиной до 23 метров яму. Не благодаря порыву и дерзновению, а с помощью «перековки» и других опробованных на Беломорканале практик принуждения, которые должны были сделать из преступников советских граждан, но учитывали, что побочным эффектом будет смерть десятков тысяч людей.

В годовщину основания Дмитлага корреспонденты «Новой газеты» решили проехать по бывшему лагерю и наложить на современную карту его стройки, бараки и кладбища.



…И теннисный корт

ТУШИНО — ХИМКИ, 1 — 8-Й КИЛОМЕТРЫ КАНАЛА

Канал начинается в Тушине. Будним утром здесь по-провинциальному тихо: по берегу выгуливают детей и собак, посреди канала болтается легкомысленный белый катер. Ближе к Химкам местность превращается в стройплощадку: между пустырями и лысоватым лесом торчат новостройки, отгороженные трехметровым забором таунхаусы…

— А я бы не смог тут жить, — наш провожатый Сергей глядит в окно и, кажется, продолжает вслух внутренний монолог.

— Дорого? — машинально сочувствую я.

— Да нет. Просто здесь на каждом сантиметре или бараки, или кладбища. Или умирали, или закапывали.

Нас везет Сергей Гаев, водитель нынешнего предприятия «Канал им. Москвы» и внук его бывшего строителя, лагерника 30-х. Несколько лет Сергей собирает документы и фотографии, имеющие отношение к каналу, коллекционирует вещи того времени, сидит в библиотеках. Про самого деда узнал немногое. Родился в Рязани. В молодости вызвался перевезти доски для каких-то друзей, доски оказались ворованными. Попал в Дмитлаг, строил канал, освободился, погиб на фронте.

— У деда срок маленький был, видно, доски у кого-то из соседей сворованы. Если бы у совхоза — меньше 10 лет не дали, — говорит Сергей.
Вперед, к глубинам человеческого счастья

Незадолго до начала строительства канала вышел «указ о колосках», по которому за хищение государственного имущества полагался расстрел или как минимум 10 лет лагерей. Первых «указников» массово отправляли на канал.

В 1935 — 1936 годах в Дмитлаге было более 192 тысяч заключенных. С 14 сентября 1932-го по 31 января 1938-го в Дмитлаге умерли 22 842 человека.

Лагерные здания стояли вдоль всего будущего канала. Сохранилась фотография бараков, по которой краеведы определили точное их местонахождение. Теперь в этом месте — элитный жилой комплекс «Покровский берег»: таунхаусы, яхт-клуб, теннисные корты…

Поначалу заключенных хоронили прямо на берегах будущего канала, сразу за оградой великой стройки (строительной техники поначалу не было, землю, инструменты и тела возили конные телеги — грабарки). Но скоро вспомнили, что здесь будут водозаборы питьевой воды для Москвы, забили тревогу и специальным постановлением отвели для захоронений территории в стороне от канала.

Одна из них — в районе деревни Киреево, на севере нынешнего района Левобережный перед МКАД. Кладбищем был и Химкинский лес.
Вперед, к глубинам человеческого счастья

Символы эпохи: барак и «колючка»

Глубокая выемка

ХИМКИ — ДОЛГОПРУДНЫЙ, 9 — 13-Й КИЛОМЕТРЫ

Еще в 60-х годах напротив поворота с Лихачевского шоссе на Летную улицу была видна выложенная камнями огромная надпись: «Глубокая выемка. Слава Сталину!» Теперь на этом месте — торговый центр «Конфитюр».

«Глубокая выемка», самая глубокая часть канала, начинается сразу за Химками и продолжается почти до Долгопрудного. Для создания канала пришлось вырыть котлован на 23 метра в глубину и 46 — в ширину, так что объем вынутой отсюда земли равен половине всех земляных работ на Беломорканале. Главный инструмент рабочих — лопата. Первые экскаваторы появились только в 1935-м.



Без бассейна

ДЕРЕВНЯ ДЕДЕНЕВО, 60-Й КИЛОМЕТР

Пару лет назад в деревне Деденево под самой Яхромой московский дачник начал копать у себя во дворе бассейн, и из земли под ковшом экскаватора проглянули кости.

— Мне житель Ольховки рассказывал: идет он в детстве по утрам в школу, а мимо грабарка едет. Рогожей прикрыта — а из-под рогожи руки-ноги торчат, — говорит Галина Ивановна Юрченко.

Галина Ивановна пришла в Яхромский район гидросооружений (филиал «канала им. Москвы») инженером-гидротехником в 1975 году. Помнит, как в 77-м во время ремонта из-под половиц показалась надпись: «З/к… на срок… по статье…»:

— Так я и узнала, что тут были заключенные. А иначе как?

По словам Галины Ивановны, яхромские старики всегда говорили, что приехали в эти места на заработки в 1937-м. О том, что на самом деле почти все они сидели или работали в лагере, — рассказывать боялись.

В 2007 году в Яхромском филиале канала открылся задуманный Галиной Ивановной Музей истории и современности канала им. Москвы.

Рядом с ним, прямо на берегу, стоит часовня Святых новомучеников и исповедников российских, построенная в 2008-м по инициативе начальника Яхромского филиала канала, — один из немногих мемориалов в память о погибших. Впрочем, не зная заранее, этого не понять. На табличке у входа — только имена спонсоров.

Строительная жертва

ЯХРОМА, 68-Й КИЛОМЕТР

«Головы» (башни) шлюза № 3 под городом Яхрома всегда считались одними из самых красивых на всем канале: на их верхушках установлены медные модели каравеллы Колумба «Санта-Мария». Блестящие красной медью легкие кораблики кажутся атрибутом другой, не подразумевающей ни технического прорыва, ни средневекового принуждения реальности и легко парят над бетонными башнями и подмосковными лесами.

Во время строительства западной башни один из заключенных пошатнулся и упал в заливаемый бетоном котлован. Зная, что по инструкции бетонирование прерывать нельзя, прораб отдал приказ продолжать работу. Неизвестный зэк навсегда остался замурован в бетоне, став «строительной жертвой», — платой духам места за право строить на их земле.
Вперед, к глубинам человеческого счастья

Коридор бывшей семинарии. Во время строительства канала здесь жили сотрудники ОГПУ-НКВД. Сейчас — обычная коммуналка

Столица империи

ДМИТРОВ, 70-Й КИЛОМЕТР

Дмитлаг — страна в миниатюре. В нем были свои границы, центр, столица и периферия, свое правительство, элита и простой народ, объединяющая цель (закончить строительство вовремя) и метод ее достижения (насилие). Столицей Дмитлага был Дмитров.



Для центрального управления ОГПУ выбрало здание древнего Борисоглебского монастыря и соседней с ним семинарии.

К 1932 году монахов из монастыря уже выгнали, и в здании был открыт музей. Через пару лет такое будет сложно даже представить, но тогда, в 1932-м, уступить чекистам помещение музейщики отказались. Имущественный спор был недолгим: дирекцию музея арестовали, его фонды выбросили на улицу перед зданием райисполкома.

После ОГПУ монастырь заняла воинская часть, потом — различные городские конторы. В 1993-м монастырь вернули РПЦ, но бывшая семинария до сих пор принадлежит городу.

В коридоре семинарии (в 30-е здесь то ли жили, то ли служили сотрудники ОГПУ-НКВД) пахнет рассохшимся линолеумом, сыростью и почему-то супом. На втором этаже встречаем листок с расписанием дежурств («Денисовы — май, август, ноябрь, февраль. Уткины — июнь, сентябрь, декабрь, март…»).

С 70-х здесь — огромная коммуналка на четыре семьи. Начинается она прямо от лестницы: никакой входной двери нет. Казенные бело-зеленые стены, тусклые лампы дневного света, вытертый старый линолеум… Обстановка советской конторы легко уживается с развешанным вдоль коридоров мокрым бельем леопардовой раскраски и кастрюльками в цветочек.

Жительница коммуналки Ольга переехала сюда лет 15 назад: место получил ее муж, сотрудник соседнего со зданием семинарии ПТУ.

— Я сначала так плакала, когда сюда попала. А потом привыкла, — равнодушно говорит Ольга. Во времена семинарии все три комнаты Ольгиной семьи были одним большим залом: вдоль стен сохранилась лепнина, по которой виден былой размер комнаты. Возможно, такая же была и в коридоре, но ее не разглядеть под слоем паутины и черной плесени. Как ни странно, всё вместе кажется картинкой как раз из 1930-х: длинный коммунальный коридор, крашенные бурой краской двери, тазы на стенах и битвы за то, кто сегодня моет сортир.

В коммунальном туалете у каждой из семей — собственная кабинка. Двери кабинок жильцы красили сами, поэтому теперь они все пестрые и веселенькие: розовая, серая, салатовая. На каждой — большой висячий замок.

Год назад Ольга попыталась добиться, чтобы городские власти сделали в коммуналке ремонт, но лишь получила справку, что ее квартира относится к нежилому фонду. Теперь людей в любой момент могут выселить. Об этом Ольга тоже говорит равнодушно и очень устало. Знает ли она, что было в этом здании раньше, мы не спрашиваем. Зачем?

Дома ИТС (инженерно-технического состава) Дмитлага в Дмитрове по старинке называют бараками. Когда-то беленые, с годами они покрылись пятнами — бурыми, под цвет краски на частых оконных переплетах и ржавой колючей проволоки, опоясывающей соседние огороды. Пять уцелевших бараков стоят почти в самом центре Дмитрова.

К нам выбегают раскосые, черноглазые испуганные дети. Мы долго спрашиваем, как их зовут. Дети мрачно сосут куски лаваша и невпопад кивают, и мы понимаем, что они просто не говорят по-русски. Завидев нас, девушка в таджикском платке испуганно ойкает и прячется в подъезде: кажется, решив, что мы из ФМС.

Во дворе на корточках курят трое мужиков: Молдавия, Саратов, Донецк. Про лагерь они слышали, но историю домов не знают, да и вселились недавно. После недолгих расспросов признаются, что все жители бараков — «такие же, как мы». Просто дома списали под снос, прежних жильцов расселили, а квартиры сдают гастарбайтерам.

Напоследок рабочие предлагают нам зайти во второй подъезд: «Там бабка живет, она из прежних жильцов».

Мы настойчиво стучимся в деревянную бабкину дверь. Электрический звонок вырван, на площадку свален какой-то хлам. Из-за дверей не слышно человеческих голосов, и даже запах кажется неживым.

— Всех расселили, — доносится вдруг из-за двери. — Уехали все уже.

— Но вы-то здесь?

— Здесь никто уже не живет.



Мяч в пустоту

ОРЕВО, 81-Й КИЛОМЕТР

Дальше, за Дмитровом, около деревни Орево на обоих берегах канала стоят статуи игроков в мяч. На восточном берегу трое комсомольцев высоко подняли руки с мячом. Носки по-балетному вытянуты, невидимые трико обтягивают налитые тела. Если приглядеться к скульптуре на другом берегу, видно, что трое спортсменов ответно вскинули руки, готовясь поймать этот, летящий через канал мяч.

Когда-то здесь были пристань, паромная переправа, парадный променад с клумбами в гипсовых вазах и по-советски эротичными статуями летчиц и спортсменок.

Теперь променад зарос травой, засыпан битым стеклом и изрисован граффити.

Паромной переправы больше нет, ее заменяет лодочник на старой посудине. На западный берег он везет теток с грибными корзинами, оттуда — голубоватых с похмелья мужиков с пустыми авоськами. Я спрашиваю мужиков, что было здесь раньше. Они долго чешут головы и вспоминают какой-то санаторий. Лодочник скучно шлепает по воде веслами, мяч никогда не достигнет противоположного берега, статуя летчицы 80 лет подряд бессмысленно пялится в горизонт и кажется частью другой, исчезнувшей цивилизации с ее — исчезнувшими — мечтой, верой и страхом.


Летящий вождь

ДУБНА, 128-Й КИЛОМЕТР

Канал заканчивается в Дубне. Дальше — Иваньковское водохранилище, Кимры, патриархальная, сонная, не заметившая великой стройки страна.

Вплоть до XX съезда партии каждый входящий в канал теплоход должен был проходить между огромными 15-метровыми (с постаментом — 26) гранитными монументами Ленина и Сталина, стоявшими по разные стороны канала.

Сталина убрали в 1961-м.

Сначала на шею статуе набросили веревку и потянули. Памятник не упал, но лишь накренился и завис над водой. Очевидцы до сих пор с ужасом вспоминают парящего над каналом вождя. Через неделю статую взорвали.

По легенде, голова Сталина скатилась с плеч и упала на дно канала.

— Ерунда, — не сводя глаз с дороги, отмахивается Сергей. — Наши водолазы ныряли, ничего не нашли. Как зачем ныряли? Так за головой…

Статуя Ленина возвышается над каналом до сих пор, но уже не напоминает об изначальном замысле. Ей одной не под силу выполнить завет газеты «Правда», обещавшей в 1937 году, что «образы великих вождей пролетарской революции, запечатленные в величественных монументах у входа в канал, всегда будут напоминать о героических делах творцов нашей родины, приведших нас к невиданным высотам человеческого счастья».

P.S. Финал строительства наступил 17 апреля 1937 года: вода заполнила все 128 километров канала, и 15 июля канал Москва — Волга был открыт для пассажирской навигации.

28 апреля среди руководителей строительства канала начались аресты. Группу из 218 человек во главе с начальником Дмитлага старшим майором госбезопасности Семеном Фириным обвинили в организации контрреволюционной террористической организации (с помощью стремительного рейда канал якобы должен был захватить Кремль), часть из них, включая Фирина, — в работе на иностранные разведки. Всё начальство Дмитлага было расстреляно.




От Петра Великого до Дмитлага

80 ЛЕТ НАЗАД ЗАКЛЮЧЕННЫЕ ПРИСТУПИЛИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАМЫСЛА ИМПЕРАТОРА

Идее соединения водным путем Москвы с бассейном Верхней Волги и Санкт-Петербургом почти 300 лет. По преданию, в 1715 году Петр I, «едучи единожды водою из Вышнего Волочка по Тверце и по Волги, поднялся по реке Ягорме до Дмитрова, и вышед из судна, сказал едущей с ним императрицею: «Когда Господь Бог поможет, то выдем когда-нибудь у Головинского дворца».

Идея соединить бассейны разных рек возникла у Петра еще при строительстве Санкт-Петербурга. Стройка требовала поставки больших объемов грузов, а использовать для этого древние волоки было невозможно.

О проекте вспомнили во время строительства храма Христа Спасителя, также потребовавшего перевозки строительных материалов. В Департаменте водяных коммуникаций разработали проект соединения рек Москвы и Волги, к 1825-му году завершили основные изыскания, составили карты и нивелировки. На этот раз предполагалось соединить реку Истру, приток Москвы-реки, с рекой Сестрой, принадлежащей бассейну Волги, с помощью искусственного канала.

Создание канала началось в 1825 году. Планировалось, что для обеспечения судоходства на реке Дубне будет построено два шлюза, на реке Сестре и деривационном канале — 24, на Истре — 18, на Москве — пять. В конечном счете было построено лишь 34 кирпичных шлюза и столько же плотин. В 1833 году был реконструирован «обводной в Москве канал с проектированным на нем крайним шлюзом нового водяного сообщения», который в результате стал судоходным. Русло реки Москвы у шлюза было перегорожено Краснохолмской плотиной. В 1833–1835 гг. на реке Москве у Бабьего городка ниже начала Водоотводного канала была построена разборная Бабьегородская плотина, которая поднимала уровень воды на 3 м. Однако осенью 1835 года плотина, не выдержав напора воды, разрушилась. В 1844 году началось строительство Николаевской железной дороги, движение по которой было открыто в 1851 году. Перевозка грузов новым сухопутным путем оказалась экономически более эффективной, поэтому водный путь по рекам Истре и Сестре не достроили, он стал приходить в упадок и в 1861 году был упразднен.

К проекту соединения бассейнов Москвы и Волги вернулись в 1930-е гг. В то время в водном хозяйстве города были две главные проблемы: катастрофическая нехватка воды для водоснабжения и тяжелые условия судоходства на неглубокой реке Москве. Канал и связанное с ним благоустройство реки в обязательном порядке должны были решать обе проблемы.

На июньском пленуме ВКП(б) 1931 года состоялся доклад Л.М. Кагановича, в котором предлагалось решить водохозяйственные проблемы Москвы путем переброски воды из Волги. Было принято решение о строительстве канала — «как единственном мероприятии, могущем кардинально разрешить не только задачу судоходства, но также проблемы обводнения и водоснабжения столицы». Совет народных комиссаров рассмотрел три варианта прокладки трассы канала, но самым перспективным признал Дмитровский. Он предполагал прокладку канала от Волги у села Иваньково на юг через Дмитров. Проект был устроен так, что вода, предназначенная для водоснабжения, не смешивается с той, по которой осуществляется судоходство.

Канал стал одной из строек века и был закончен в 1937 году. 2 мая по нему прошла флотилия из специально построенных теплоходов, а Москва наконец-то обрела мощный и надежный источник воды. Основные проблемы города, связанные с водоснабжением и судоходством, были решены с помощью зэков.
Источники и литература:
[Spoiler (click to open)]
с) Дмитлаг, канал им. Москвы, 80-я годовщина.
(с) Литература по истории Канала.

Первая книга о КИМе, предназначенная для внелагерного распространения. Множество фотографий и цифр. Выпущена под редакцией ещё самого Семёна Фирина.
Канал Москва-Волга. Справочные данные. Под ред. С.Фирина, НКВД СССР, Дмитров, 1936г., 174стр, иллюстрации, твёрдый переплёт. Тир. 10000

Хорошо иллюстрированная книга об архитектуре канала
"Архитектура канала Москва-Волга" Под ред. И.Г.Сушкевича, худ. И.Ф.Рерберг. Издательство всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1939, 154 стр, А4. Нет листа со стр.121-122 Твердый переплет, 156 стр. Тираж: 10000 экз. Формат: 62x94/8

Подробное техническое описание КИМа. Но читается легко и напоминает научно-популярную литературу. Огромное количество интересных фактов и подробностей о канале.
Канал Москва-Волга. 1932-1937. Технический отчёт. Ленинград, Стройиздат, 1940, тир.3000

Полезные книги

Фактически "выжимки" из Технического отчёта. Написана одним из составителей Технического отчёта, в будущем известным строителем.
Комаровский Н.А. Канал Москва-Волга. Серия: Советские каналы. М. ОГИЗ - Трансиздат. 1937г. 88 с. Твердый переплет, Увеличеный формат. Тираж 2000

Фактически часть книги "Архитектура канала Москва-Волга" Под ред. И.Г.Сушкевича
Михайлов А.И. "Архитектура канала Москва-Волга". Москва. 1939 г. Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры. 68 стр. с многочисленными иллюстрациями в тексте.

Описание трёх речных вокзалов (Химкинского, Московского и Калининского), сделанное автором Московского (Южного) речного вокзала
Хигер, Р.Я. Архитектора речных вокзалов. 1940 г. М. Государственное Архитектурное Издательство Академии Архитектуры СССР. 56 с.: ил. (Новые сооружения советской архитектуры / Под общей редакцией И.Н. Магидина; Выпуск 4). 21,3 х 16,5 см. Тираж 3000 экз

Постановление о награждении орденами работников КИМа 1937 (поимённый список)

Брошюра "Строителю канала. Канал Москва-Волга" издания НКВД СССР

Современные исследователи истории канала

Николай Алексеевич Федоров "Была ли тачка у министра?.. : Очерки о строителях канала Москва-Волга" 219,[3] с. ил. 21 см Дмитров СПАС 1997

Валентин Сергеевич Барковский "Тайны Москва-Волгостроя", М., 2007

Сергей Гор. Канал 1937-2007

Путеводители

Канал Москва-Волга. Путеводитель. Под редакцией Льва Кассиля. М.: Водный транспорт. 1938г. 215с. Бумажный переплет, Уменьшенный формат. Тираж 20000.

Канал Москва-Волга. Путеводитель. Под редакцией Льва Кассиля. М.: Речиздат. 1940г. 142с. Вклейка с картой канала. Бумажный переплет, Уменьшенный формат. Тираж 5000.

По каналу имени Москвы. Путеводитель. Под ред. Соботович И. Д., Соботович Е. П., М., Водный транспорт, 1959. 86 стр, 2 вклейки, суперобложка, уменьшенный формат. Тир.10000.

Феденко И. И. Канал имени Москвы. М. Московский рабочий. 1955г. 112с., с илл. мягкий переплет, уменьшенный формат.

Пасхин Б.С. На теплоходе по каналу имени Москвы. Москва, Московский Рабочий, 1957, 72 стр., тир.10000

Пропаганда

Москва-порт. Очерки. А.Расстанов. КВО Дмитлага, 1937, тир.3000

Лопатин П.И. Москва - Волга. М. - Л. Детиздат. 1939г. 80 с. + 2 цветные вклейки. Множество фотографий. Твердый переплет. Тир.25000

Лопатин П.И. Волга идёт в Москву. Москва, Московский рабочий, 1938, 218 стр., тир.10000. Множество фотографий. Твердый переплет.

Публикации в журналах

Журнал 'Архитектура СССР' 1936 №05 Архитектура канала Волга-Москва

Журнал 'Советское фото' 1937 №09 Коллектив фотографов на канае Москва-Волга

Журнал 'Наука и техника' 1937 №05 март (603) Канал Москва-Волга

Журнал 'Строительство Москвы'1936 №07 Архитектура канала Москва-Волга

Журнал 'Строительство Москвы'1936 №09 Критические заметки об архитектуре канала Москва-Волга

Журнал 'Строительство Москвы'1936 №09 Временный речной вокзал

Журналы о КИМе

Журнал 'Москваволгострой' 1935 №03 (9)

Журнал 'Москваволгострой' 1935 №06 (12)

Журнал 'Москваволгострой' 1935 №09 (15)

Журнал 'Москваволгострой' 1935 №09 (15) - отсканирован отдельными страницами

Журнал 'Москваволгострой' 1937 №01-02

Журнал 'Техника-молодёжи' 1936 №11-12 - сдвоенный выпуск полностью посвящёный КИМу

Разное о КИМе

Плакат "Канал Москва-Волга", 1938 год

Канал имени Москвы. Географическая карта, 1954 год

Полёт от Речного вокзала до Хлебниково - видео (имитация при помощи Google Earth)

Канал им. Москвы. Рекламный буклет, 1962 год

Разное не о КИМе

Давидовский Л. Волго-Донское соединение. Серия: Советские каналы. М. ОГИЗ - Трансиздат. 1937г. 88 с. Твердый переплет, Увеличеный формат. Тираж 1500

Карта Волго-Донского канала

Яковлев А.С. Большая Волга. ОГИЗ Молодая гвардия, Москва, 1933, тир.10000

Открытки

Набор открыток "Канал Москва Волга 1932-1937" - https://picasaweb.google.com/igorkuv/19321937
Набор открыток 'Канал имени Москвы'. Изогиз, 1956 - https://picasaweb.google.com/igorkuv/1956
Канал имени Москвы - открытки - https://picasaweb.google.com/igorkuv/shGEVE - регулярно пополняется!

Фотографии

Строительство СРВ - http://fotki.yandex.ru/users/ig-kuv/album/147163/
Разные старые фото КИМа - http://fotki.yandex.ru/users/ig-kuv/album/146188/
Фото из календаря ФГУП КИМ 70 лет - http://fotki.yandex.ru/users/ig-kuv/album/146039/
Несортированное - http://fotki.yandex.ru/users/ig-kuv/album/146040/



Tags: гулаг, ссср-ия, террор
Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments