anton21 (anton21) wrote in rus_vopros,
anton21
anton21
rus_vopros

муслимовская карта, 1/4

в четырех частях, часть 1

часть 2 -- http://rus-vopros.livejournal.com/3735963.html
часть 3 -- http://rus-vopros.livejournal.com/3735658.html
часть 4 -- http://rus-vopros.livejournal.com/3735470.html

Факты и реалии в Концепции мусульманской уммы: от религии к национализму и глобализму , 1/4

Автор – Виталий Наумкин,
президент Центра стратегических и политических исследований, руководитель Центра арабских исследований Института Востоковедения РАН, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова (Россия)

размешено 9.10.13 в «Руском Вопросе» 9.10.2013г.

Как иллюстрация к книге Бжезинского

«Великая шахматная доска» (аудиокнига)

http://rus-vopros.livejournal.com/3693030.html

термины :

«...Умма – не только территория, которую занимает ислам, и не отечество людей, предки которых когда-то в прошлом жили в соответствии с исламским образцом... Мусульманская умма – это сообщество людей, вся жизнь которых – в ее интеллектуальном, социальном, экзистенциальном, политическом, моральном и практическом аспектах – основана на исламском образце». Сеййид Кутб, идеолог организации «Братья-мусульмане»

СВЯЩЕННЫЙ КОРАН В КОММЕНТАРИЯХ АБДУЛЛЫ ЮСУФА АЛИ

Кибла — направление, куда мусульмане обращены во время молитвы. Ислам придает огромное значение общественной молитве, что необходимо для того, чтобы подчеркнуть наше вселенское братство и сотрудничество.




Для такой молитвы необходимыми условиями являются порядок, четкость соблюдения времени намаза, точность, правильное соблюдение символических молитвенных положений и общее руководство молитвенной службой, причем так, чтобы имам (руководитель) и вся его община могли быть обращены в одну сторону, являя свои мольбы Всевышнему. В ранний период, до того, как мусульмане были организованы как народ, в качестве символической киблы принимался священный город Иерусалим — город священный как для иудеев, так и для христиан, т. е. для людей Писания. Таким образом символизировалась верность людей Писания Откровениям Господа. Когда презираемые и преследуемые мусульмане были изгнаны из Мекки и пришли в Медину, Мухаммад под Божественным руководством стал организовывать своих людей в общину — умму, т. е. общность независимых людей, имеющих свои собственные законы и ритуалы. В это время в качестве киблы была принята Кааба, что явилось отражением более древней исторической и религиозной преемственности: имя этой святыни традиционно связывалось с именами Адама и Ибрахима (Авраама). Иерусалим все же оставался (и остается) священным для ислама городом, но новая символика позволила обновить традиции ушедшего, отмершего прошлого и войти в эру непопранной свободы, столь близкой духу Аравии. Эти изменения произошли через 16 с половиной месяцев после хиджры.

Кааба — Дом Аллаха. Ее основание относится, согласно арабским преданиям, ко временам Ибрахима (Авраама). Еще в давние времена имя этой святыни связывалось с четырьмя основными значениями: 1) это был общественный центр, куда все арабские племена приходили для обмена продуктами своего труда, товарами; 2) люди приходили сюда для состязаний в поэзии, а также для богопочитания; это была священная территория, одинаково почитаемая как другом, так и врагом. В определенное время года в ее пределах запрещалось (и запрещено в настоящее время) ведение всяких военных или враждебных действий — запрещено даже ношение оружия; еще в давние времена в пределах этой священной территории была запрещена и охота, и вообще какое бы то ни было убийство. Подобно городам-убежищам, где по Моисееву закону могли укрываться даже те, кто совершил убийство (Числ. 35:6), или святыням средневековой Европы, где не могли подвергаться преследованиям преступники, Мекка, согласно арабским традициям, была заповедным местом, где люди освобождались и от преследования мстителей, и вообще от каких бы то ни было расправ и насильственных действий; 3) это было место молитвы: даже сейчас оградой обнесено место, где, как считается, молился еще Ибрахим; 4) священная территория должна содержаться в чистоте и порядке и должна быть освящена для всех проводимых ритуалов.

Справедливость — это всеобъемлющее понятие, которое может включать в себя все добродетели, все ценности академической философии, но религия требует чего-то более теплого и гуманного: совершения благих деяний, даже когда они и не очень отвечают требованиям справедливости, как, например, отплатить добром на зло или быть любезным с незнакомыми людьми, и, конечно, необходимо исполнять все обязанности по отношению к тем, кому вы должны это делать. Также следует избегать прямо противоположного — всего, что является постыдным, несправедливым и противоречит закону Аллаха или нашей собственной совести в ее наиболее чувствительной форме.

Любая возможная выгода, которую вы можете получить, нарушив свою клятву и, таким образом, нарушив закон Бога, неизбежно будет ничтожной, а если вы подчинитесь воле Аллаха и поступите благочестиво, то ваша выгода будет намного больше.

Не делайте вашу религию простой игрой с вашей стороны, усиленную бесчисленными альянсами, скрепленную клятвами, которые вы легко нарушите, когда более сильный соперник предложит вам стать его союзником. Курайшитам был свойствен этот порок, и в то время это было принципом национального самоуважения и ловкости в отношениях с соседними народами и в ведении международных дел. Ислам учит более благородной этике как отдельных людей, так и целые народы. Клятва должна рассматриваться как нечто священное. Клятву следует давать с самыми искренними намерениями исполнить ее и твердо хранить ее даже тогда, когда большая сила восстает против вас.

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты концепции мусульманской уммы в современном мире. Это понятие, особенно в последние десятилетия, когда мусульманский мир все более громко заявляет о себе в глобальной политике, приобрело особое значение. Можно заключить, что оно, с одной стороны, подверг-лось своего рода сакрализации и с другой – стало широко используемым, универсальным. В статье будет рассмотрен феномен уммаизации как новый элемент в функционировании мусульманских обществ как в государствах с преобладанием мусульманского населения, так и в государствах, где оно составляет меньшинство.

Однако, широко используя понятие уммы, как правило, не задумываются об исконном значении этого слова в арабском языке, в Коране и хадисах Пророка, что не соответствует набирающей сегодня силу тенденции обращаться к корням, первоисточникам любого понятия, явления, обычая, понимая его во всем богатстве его аутентичного значения. Поэтому нашему исследованию предпослан лингвистический экскурс в семантику и прагматику этого термина.

Термин умма на протяжении всей мусульманской истории отличался меняющейся широкой многозначностью. Несмотря на то что этот термин 64 раза встречается в Коране и, казалось бы, должен иметь строго определенный смысл, его основное значение было не так просто выявить, кроме того, с течением веков его содержание претерпевало эволюцию. Обратимся сначала к первому этапу бытования данного термина, а затем к тому, какое значение вкладывалось в него на начальных этапах существования арабо-мусульманского государства.

Слово умма, umma(h)[1] в арабском языке происходит от корня ’-m-m и этимологически связано с одним из древнейших афразиийских терминов родства – ’umm, ’um, ’em и т. п. – “мать”. Слово умма имеет широкие параллели в других семитских языках, что даже позволило отдельным западным исследователям утверждать, что в арабском языке оно заимствовано (на очень раннем этапе его развития, что отражено в известной сафаитской надписи) из других семитских языков[2]. Для цели нашего экскурса в семантику и прагматику не имеет значения, справедливо подобное утверждение или нет. Тем не менее необходимо коснуться хотя бы основных семитских параллелей.

Это, к примеру: аккад. ummān- «народ, армия»[3]; угарит. ’umt «семья»; арам. библ. ’umma «нация, раса, народ»; сир. ’umtā «нация»; эфиоп. ’ammät «нация, племя, народ» и «природа, намерение»; сир. ’amūmā «форма, протоплазма»; «предплечье» – аккад. ammat- , южноарав. эпигр. ’mt, сир. ’ama, ’amta, ’amməta и т. д.

А теперь обратимся к средневековым арабским словарям. «Лисан ал-‘Араб» имама Ибн Манзура[4]хорошо иллюстрирует удивительную многозначность слова умма. Назовем несколько его основополагающих значений.

Как пишет знаменитый арабский лексикограф: al-‘imma wa al-‘umma – ash-shar‘a wa-d-dīn, то есть имма[5]и умма – это «путь и религия», что также может быть истолковано как «сунна». Когда говорят, что у человека нет уммы, это означает, что у него нет религии. Напомним, что в Коране сказано: «Люди были одной уммой/общиной...»[6] (имеется в виду, что они были неверующими, см. далее о «невежественной умме»). В Коране есть похожие аяты, где умма – определенно «община единоверцев, последователей одной религии»: «Если бы Аллах захотел, Он сделал бы вас одной уммой/общиной»[7].

Уже упоминавшееся очень близкое к умма слово имма также означает hāl и sha’n – «положение, состояние». По Ибн Манзуру, умма еще al-qarn min an-nās – «поколение, век людей», так, говорят: qad madat umam ay qurūn, то есть «прошли уммы, или векá». И у каждого пророка есть своя умма, которой он ниспослан, включая верующих и неверующих. «Говорят: “Умма Мухаммада, да будет на него благословение и благодать Аллаха”, это все, кому он был ниспослан из тех, кто уверовал и кто не верил» (!). И: «У каждой уммы/общины – посланник...»[8]. Также: «каждое поколение людей – это отдельная умма» (umma ‘alā hidah).

Укажем еще на одно из важнейших значений данного термина, который, как можно заметить, не известен многим людям, его употребляющим, но не обращающимся к первоисточникам. Оказывается, умма может относиться не только к людям. Вернемся к словарю имама Ибн Манзура. Имам пишет: Al-umma – al-jīl wa-l-jins min kull hayy, то есть «Умма – поколение и вид всего живого». Иначе говоря: «Всякий вид животного – умма». Как сказано в Коране: «Нет ни одного животного на земле и птицы, летающей на крыльях, чтобы не были они уммой, подобно вам...»[9]. А в хадисах еще более неожиданно, но очень ярко: «Если бы собаки (!) не были уммой, как и все остальные, Я повелел бы убивать их...»[10]. Также: «Муравьи – умма из умм»[11] (оставив здесь слово умма без перевода, поскольку адекватный эквивалент трудно найти – «община из общин», а может быть, «сообщество из сообществ»[12]?).

Cлово умма используется и в значении слова имам. В Коране сказано: Inna Ibrāhim kān ummatan qānitan li-llāh, здесь имеется в виду, что Ибрахим был имамом, предтечей и предводителем в единобожии, т. е. данный аят следует переводить, как мы думаем: «Был Ибрахим имамом, покорным Богу»[13].

Умма означает еще «стать, осанка, лицо» (hay’a, qāma). Говорится о человеке: innah hasan ummat al-wajh «он красив лицом» и innah qabīh ummat al-wajh «он уродлив лицом».

Умма – это также «человек, который вобрал в себя благо». Это еще и «время, срок». Как сказал Всевышний: Wa lā’in akhharnā ‘anhum al-‘izāb ilā ummatin ma‘dūda... «Если Мы отсрочим наказание до определенного времени...»[14].

Но это еще далеко не все. Умма – это и «повиновениe» (at-tā‘a); и «ученый» (al-‘ālim); и «группа, община» (al-jamā‘a). А ummat Allah khalquh означает: «Умма Аллаха – Его народ».

На основании целого ряд работ средневековых арабских лексикографов автор знаменитого толкового словаря английский арабист Э. У. Лэйн заключал, что умма (наряду с прочими значениями) – это «люди определенной религии» и «люди, к которым ниспослан пророк, в том числе верующие и неверующие»[15].

Проанализировав все случаи употребления слова умма (мн. ч. умам) в Коране, нетрудно заметить и большое многообразие контекстов, тем не менее, как справедливо заметил автор соответствующей статьи в одном из лейденских изданий энциклопедии ислама Р. Паре, это слово «всегда относится к этническим, лингвистическим или религиозным группам людей, которые являются объектами Божественного спасения»[16]. Этот же автор полагал, что в первый период своего пророчества Мухаммад рассматривал его мекканских собратьев как «закрытую умму», затем, не найдя поддержки и уйдя в Медину, объединял в умму уже только мединцев, не исключая и немусульман, что cвидетельствовало о политическом измерении этого понятия уже в то время. И только когда Пророк укрепился, он смог исключить из уммы тех мединцев (в первую очередь иудеев), которые еще не обратились в ислам. После его возвращения в Мекку критериями включения в умму стали религиозные и этические качества людей, отныне это – умма мусульман. Иначе говоря, на протяжении нескольких лет умма арабов трансформировалась в умму мусульман (!).



</div></div>
Tags: руский вопрос
Subscribe
promo rus_vopros сентябрь 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments