anton21 (anton21) wrote in rus_vopros,
anton21
anton21
rus_vopros

муслимовская карта, 4/4

в четырех частях

Факты и реалии в Концепции мусульманской уммы: от религии к национализму и глобализму , 4/4

Автор – Виталий Наумкин,
президент Центра стратегических и политических исследований, руководитель Центра арабских исследований Института Востоковедения РАН, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова (Россия)

размешено 9.10.13 в «Руском Вопросе» 9.10.2013г.

Как иллюстрация к книге Бжезинского

«Великая шахматная доска» (аудиокнига)

http://rus-vopros.livejournal.com/3693030.html


Но тот же Руа признает, что многие представители «Братьев-мусульман» отошли от политического активизма и фактически превратились в неофундаменталистов, а движение «Талибан» оказало воздействие на пакистанскую политику.









Может быть, критерием для классификации исламским течений должно стать отношение не к политике, а к насилию? Или к инакомыслящим? В любом случае роль джихада – один из ключевых моментов в оценке всех течений. Французский исламовед прав: у неофундаменталистов есть два пути построения настоящей уммы – да‘ва и джихад. Выходца из «Братьев-мусульман» шейха Юсуфа аль-Карадави нельзя отнести к неофундаменталистам, хотя многие его последователи хотят видеть его таковым. Он осуждает насилие, выступает за дебаты, показывает приверженность не столько шариатским нормам, сколько исламским моральным ценностям. Но когда этого относительно либерального мыслителя пригласили для дебатов в Великобританию, общественное мнение потребовало не пускать его в страну из-за того, что он оправдывает «битье жен».

Однако не следует видеть в оградительной позиции неофундаменталистов слепую приверженность архаике. Вопреки устоявшемуся мнению о том, что не весь исламский мир (во всяком случае арабский Восток) чуть ли не отрицает модерность, отстаивая косные, архаичные общественные устои, мусульмане на самом деле способствуют появлению «новой модерности», активно используя достижения современной цивилизации в интересах сохранения собственной идентификационно-культурной парадигмы. Мирза даже говорит об изощренной попытке «исламизации модерности»[50]. Некоторые авторы даже стали рассуждать о киберисламизме, а отдельные исследователи современного ислама вообще строят свои заключения на основе анализа огромного, трудноперевариваемого числа сайтов и блогов, не утруждая себя чтением необходимых первоисточников.

В то же время и сайты показывают всю остроту борьбы между различными исламскими идеологами и группами. К примеру, на одном из сайтов уже упоминавшийся йеменский шейх Мукбиль и саудовский – Ибн Усаймин обрушиваются с критикой на Юсуфа аль-Карадави[51]. Обращает на себя внимание использование во внутренней полемике между исламскими течениями вполне модернистских ярлыков вроде «карадавизма». Равным образом противники Сеййида Кутба, Абу-ль-Аля аль-Маудуди, Хасана аль-Банны из числа сторонников тех или иных салафитских исламских течений используют термины «кутбизм», «маудудизм», «баннаизм». Партия исламского освобождения (Хизб ат-тахрир ал-ислами), по удачному выражению Руа, является «неопознанным неофундаменталистским объектом», поскольку одновременно и считает претворение в жизнь шариата своей главной задачей, и сохраняет много элементов своего «братско-мусульманского» прошлого (эта партия вышла из движения «Братьев-мусульман»): создание халифата, который будет править уммой, характер своей политической организации (особенно система ячеек). Однако это и детерриторизированное движение, которое не ставит задачу взять власть в отдельно взятой стране, да и халифат, который она хочет создать, не имеет территориальной базы[52].

Возвращаясь к значению термина умма, необходимо еще раз подчеркнуть его исходную для ислама концептуальную неоднозначность. Конечно, многие из первоначальных значений этого слова были ограничены исключительно контекстом времени и, возможно, сегодня уже не имеют практического значения. Однако ни политизированное, ни салафитское сужение значения этого термина не соответствуют заложенному в нем исламским вероучением глубокому гуманистическому смыслу. Вспомним, все виды живого на земле, всякий из них образует свою умму. Люди же когда-то были все одной уммой, потом разделились по воле Творца. И каждой умме был ниспослан свой пророк, верующим и неверующим.

Выстраивание усложненных типологических схем и атрибуций и тем более наклеивание ярлыков – не лучший способ разобраться в пестрой мозаике концепций современных исламских мыслителей и политиков по вопросам, имеющих отношение к существованию мусульманской уммы. Главное – понять, насколько безмерно многоцветна палитра слов, концепций и мнений в столь плюралистическом сообществе, каким является интеллектуальный мир ислама.


[1] Далее термины из арабского и иных семитских языков будут приведены в транслитерации на основе латиницы, чтобы их мог понимать читатель, не владеющий арабской графикой (к сожалению, русская графика не везде может сопровождаться необходимыми диакритическими знаками).

[2] Horovitz, J., Koranische Untersuchungen / J. Horovitz. – Berlin–Leipzig, 1926. – p. 52.

[3] Здесь и далее семитские параллели даны по: Cohen, David. “Dictionnaire des Racines Sémitiques”, ou attestées dans les langues sémitiques, comprenant un ficher comparatif de Jean Cantineau / David Cohen. – Paris: Mouton & Co., 1970. – P. 22–23

[4] Здесь и далее по: Lisān al-‘Arab li-l-Imām al-‘allāma Ibn Manzūr, 630–711 H, Bayrūt, Dār Ihya’ at-Turāth??al-‘Arabī, 1413 H – 1993 M. Т. 1. – С. 213–216

[5] Вариант ’imma иногда выступает как самостоятельная семантическая единицы, иногда – как синоним ’umma.

[6] Коран, 2:213 (здесь и далее дается в переводе автора).

[7] Коран, 5:48.

[8] Коран, 10:47.

[9] Коран, 6:38.

[10] Это правильный хадис, который приводят следующие авторы: Ибн Дауд, ат-Тирмизи, ан-Наса’и, Ибн Маджа, ад-Дарими, Ахмад бин Ханбал (al-Mu‘jam al-mufahras li-alfāzal-hadīth an-nabawi ‘an al-kutub as-sitta wa-‘an Musnad ad-Dārimiyy wa-Muwatta’ Malik wa-Musnad Ahmad b. Hanbal, al-juz’ al-awwal. – Leiden: E.J. Brill, 1936. – P. 92).

[11] Этот хадис приводит Муслим (al-Mu‘jam al-mufahras, al-juz’ al-awwal, p. 92).

[12] В английских вариантах этого хадиса в статьях одного из главных салафитских (ваххабитских) шейхов Саудовской Аравии Мухаммада бин Салиха аль-Усаймина (Бин Усаймина, ум. в 2001 г.) слово умма переводится как community (cм. статьи шейха на сайте www.binuthaymin.co.uk).

[13] Коран, 16:120. А. Ю. Али в этой связи замечает: «Умма – модель, образец для подражания, но идею того, что Ибрахим был уммой сам по себе, находясь отдельно от своего народа, не следует терять из вида» (Священный Коран, с. 685).

[14] Коран, 11:8.

[15] Lane, Edgar William, Arabic-English Lexicon. Vol. one. – Cambridge: The Islamic Texts Society, 1984. – P. 90.

[16] Paret, R. “Umma”. Shorter Encyclopaedia of Islam / R. Paret // Ed. H.A. Gibb and J.H. Kramers. – Leiden: E.J. Brill, 1974. – P. 603.

[17] См.: Lane. Op. cit. P. 90–91.

[18] Хадис приводит Ахмад б. Ханбал (al-Mu‘jam al-mufahras, p. 98).

[19] Paret, R. “Ummī”. Shorter Encyclopaedia of Islam / R. Paret. – P. 604.

[20] Абдулла Юсуф Али комментирует этот аят следующим образом: «Слово “неграмотные”, приложенное к народу, относится к арабам – в сравнении с людьми Писания, имевшими длительную традицию образования, но о чьей неудаче говорится в 5-м аяте» (Священный Коран. В переводе, с комментариями Абдуллы Юсуфа Али. – Нижний Новгород: Изд. дом «Медина», 2007. – С. 1448). Даже из этого толкования следует, что перевод “неграмотные” не совсем подходит к данной ситуации. Суть, как можно полагать, явно не в образованности, а в знании Бога (напрашивается аналогия с термином “джахилийя”, который тоже означает не “невежество” вообще, а именно незнание Единого Бога).

[21] По толкованию Абдуллы Юсуфа Али, речь здесь идет «о фальшивой морали сынов Исраила»: «Многие из них, даже умеющие читать, были не лучше безграмотных, ибо они не знали, в сущности, даже своего собственного Писания...» (Священный Коран, с. 51).

[22] Священный Коран, с. 159.

[23] Ал-Бухари, Муслим, Ибн Маджа (al-Mu‘jam al-mufahras, p. 98).

[24] Али комментирует, что это содержащееся в Торе и Евангелии пророчество о появлении «арабского Посланника, последнего и величайшего из посланников Аллаха» (Священный Коран, с. 425).

[25] Этот термин в дальнейшем занял особое место в лексиконе радикал-исламистов (крайне радикальная «аль-Джама‘а аль-исламиййа» в Египте и т. п.).

[26] По: Kepel, Gilles. Muslim Extremism in Egypt: The Prophet and Pharaoh / Gilles Kepel. – Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 2003. – P. 44.

[27] Roy, Olivier. Globalized Islam: the Search for the New Ummah / Olivier Roy. – New York: Columbia University Press. – P. 361.

[28] Piscatori, James. Islam in a World of Nation-States / James Piscatori. – Cambridge: Cambridge University Press, 1986. – P. 86.

[29] Judy, Ronald. Sayyid Qutb’s fiqh al-waqi’i, or new realist science / Ronald Judy // Boundary. – 2004. – Vol. 31, № 2. – P. 139.

[30] Halliday, Fred. The politics of the umma: states and community in Islamic movements / Fred Halliday // Mediterranean Politics. – 2002. – Vol. 7, i. 3. – P. 24.

[31] Saunders, Robert A. The ummah as nation: a reappraisal in the wake of the ‘Cartoons Affair’ / Robert A. Saunders // Nations and Nationalism. – 2008. – № 14 (2). – P. 304.

[32] Ibid.

[33] Saunders. Op. cit. P. 307.

[34] При этом объяснения, которые дают нации различные теоретические школы, можно объединить по трем основным направлениям: 1. нация как извечное явление, 2. нация как сконструированное явление, 3. нация как функциональное явление. Под последним, в понимании автора, имеется в виду «образование свободной формы, зависящее от рациональных решений, базирующихся на ожидаемых результатах» (Saunders, op. cit. Р. 305).

[35] Цит. по: Saunders, op. cit. P. 310.

[36] Johnson, I. Islam and Europe: A volatile mix / Ian Johnson, John Carreyrou // Wall Street Journal. – 2005. – July 11.

[37] Ibid.

[38] Roy. Op. cit. P. 65.

[39] Roy. Op. cit. P. 103.

[40] Bilgrami, Akeel. Notes towards the definition of identity / Akeel Bilgrami // Daedalus. – 2006. – Vol. 135, i. 4. – P. 7.

[41] Здесь и далее по: Roy, Olivier. Op. cit. P. 247–257.

[42] Burgat, François. Les Salafis au Yémen ou... la modernisation malgré tout / François Burgat, Mohammed Sbitli // Chroniques yémenites. – 2002. – № 10. – P.7.

[43] Al-Halabi, Ali Hasan. Tarbiyah: The Key to the Ummah’s Victory. – www.binbaz.co.uk.

[44]Shaikh Bin Baz on Entering Islamic Groups and Parties. – www.binbaz.co.uk.

[45] Imaam ash-Shatibee. The Splitting and Differing in the Ummah is Due to the Innovations and Innovators. – www.salafipublications.com.

[46] Коран, 3, 195–106. По толкованию А. Ю. Али: «Черный – цвет мрака, тменоты, греха, противоборства, страдания и горя; почернеть лицом – значит лишиться милости быть озаренным светом Всевышнего» (Священный Коран, с. 181).

[47] Здесь это можно перевести как «идолопоклонство». Ср.: «...А те, кто безбожники, их покровители – идолы...» (Коран, 2, 257).

[48] Shaykh Ubayd al-Jabiree. The of the Hizbeyyeen in Da‘wah Would Have Been Considered Taghoots by Ibn al-Qayyim”, p. 2, www.salafipublications.com.

[49] В Коране упоминается hizb Allāh «партия Аллаха» (Коран, 58, 22), которая противопоставляется hizb ash-shaytān «партии шайтана, сатаны» (Коран, 58, 19), но кораническая хизб, по мнению салафитов, не имеет прямой коннотации с современными политическими партиями. Создатели же Хизбаллы, очевидно, подчеркивают этим названием свою приверженность именно кораническому исламу.

[50] Munira, Mirza. Living Apart Together: British Muslims and the Paradox of Multiculturalism / Mirza Munira. – London: Policy Exchange, 2007. – P. 45.

[52] Roy. Op. cit. P. 237–238.

Источник – http://www.idmedina.ru/books/history_culture/minaret/18/naumkin.htm?




</div></div>
Tags: руский вопрос
Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments