anton21 (anton21) wrote in rus_vopros,
anton21
anton21
rus_vopros

25 сентября день памяти митрополита Виталия (Устинова)

РУСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Оригинал взят у archiv в 25 сентября день памяти митрополита Виталия (Устинова)
7
О МИТРОПОЛИТЕ ВИТАЛИИ
АРХИЕПИСКОП СЕРАФИМ (ИВАНОВ) ЧИКАГСКИЙ
(1897-1987)
«29 июня/12 июля 1951 года, в Лондоне в Англии состоялась хиротония в епископы архимандрита Виталия Устинова, избранного Архиерейским Синодом РПЦЗ на кафедру викарного епископа в Сан Пауло в Бразилии. Хиротонию совершили епископы Нафанаил и Леонтий Женевский. Вероятно, кем-либо будет написано подробное жизнеописание Владыки Виталия. Я же лишь кратко сообщу известные мне о нем биографические данные, а больше поделюсь воспоминаниями о совместной с ним жизни на Карпатах.
89716224

Мирское имя Владыки Виталия было Ростислав. Родился он в Петрограде 18 марта 1910 года в семье морского офицера. Родителей его звали Петр Константинович и Лидия Андреевна. Вскоре семья Устиновых переехала в Севастополь, где Ростислав и провел свое детство. Так же он поступил в кадетский корпус, с которым в 1920 году осенью выехал в Югославию и пробыл в нем до 1923 года, когда выехал с матерью во Францию. Там он окончил колледж, где половина преподавания велась на английском языке, затем отбыл воинскую повинность в одном из французских кавалерийских полков и некоторое время работал в одном английском предприятии на юге Франции.
Студент Витаий

Ростислав Петрович справа, рядом с аббатом,
во время учебы в одном из лучших учебных заведений Франции - иезуитском колледже короля Людовика Святого,
где в свое время учился писатель Виктор Гюго и другие представители французской элиты

Несмотря на успехи по службе и в обществе, Ростислав в этом не чувствовал удовлетворения, и его потянуло к богоискательству. Некоторое время он провел в русском богословском институте в Париже, но не найдя там духовного удовлетворения, оставил его.
Протекли еще несколько лет жизни в Mipy. Стали приходить думы о монашестве. При помощи добрых людей Ростиславу удалось связаться письменно с миссионерской обителью преп. Иова Почаевского во Владимировой на Пряшевской Руси, что привело к решению приехать туда на испытание. Прибыл он во Владимирову в конце великого поста в 1938 году.
8

Св.Михайловский храм и типография в Ладомировой. Работа архимандрита Киприана (Пыжова +1904-2001)
Настоятельствовал в обители в то время автор этих строк. Ростислав ему сразу понравился, и он взял его на свое духовное по-печение. Обитель была строгая, жизнь в ней была суровая, питание скудное. Ростиславу, как и всем другим новоначальным, пришлось потрудиться и на кухне, и в огороде, и в хлебопекарне. Хлебы пек он до самого отбытия братии из Владимировой, хотя имел уже и другие послушания. Последние полгода ему помогал в хлебопечении иеромонах Антоний ( Медведев ), впоследствии архиепископ Сан-Францисский. Пекли они превосходно, и монастырский хлеб славился среди богомольцев.
Проходя все вышеуказанные послушания, Ростислав все свободное время посвящал изучению богословия, пользуясь обширной монастырской библиотекой.

Приблизительно через год после прибытия, Ростислав был мною пострижен в рясофор, с наречением имени Виталий, что значит по-русски «жизненный». Он вполне оправдал данное ему имя. Стал он после этого больше проходит клиросное послушание, работая в то же время в монастырской типографии. Еще через год в 1939 г. он мною же был пострижен в мантию, т.е. принял полный монашеский чин, и вскоре местным епископом был рукоположен в иеродьяконы. Тут возникла еще большая необходимость изучать богословские науки, а днем время уходило на монастырские послушания. Свободным оставалось только вечернее и ночное время. Часто о. Виталий ложился спать во втором часу ночи, а в 4 часа утра звонок будильника пробуждал всех на молитву.
ML_Ladomirovo

Посещение митрополитом Анастасием монастыря Преп. Иова. Ладомирова, 1940 г.

За свою скромность, смирение и трудолюбие отец Виталий пользовался общей любовью братии и начальства. Нужда в духовенстве заставила ускорить его посвящение в иеромонахи, каковое совершил в Братиславе в 1941 году Митрополит Серафим Берлинский и Германский.

Молодому иеромонаху Виталию было поручено духовно обслуживать по воскресеньям и большим праздникам три села: Медвежье, Порубку и Кориевцы. Туда весной, летом и осенью приходилось ходить пешком, а дорога была неблизкая: дремучим лесом около 10 верст. Ездить было слишком тряско из-за очень плохой дороги. Зато зимой за о. Виталием всегда приезжали на санях, и ехать было легко и приятно.

Пастырская деятельность о. Виталия развивалась весьма успешно. Крестьяне его полюбили, и уже в 1942 году ему удалось воодушевить их на построение в центральном селе Медвежьем нового большого деревянного храма, вместо старого, вконец обветшавшего. Освятить храм удалось только в начале 1944 года, ввиду приближения фронта, братство преп. Иова Почаевского вынуждено было эвакуироваться в Братиславу. Оставаться было немыслимо, ибо почти вся печатная деятельность братства была направлена против безбожников, следовательно, против большевиков.
Около полугода братство провело в Братиславе, где в старинном заброшенном ресторане своими руками создали домовую церковку и даже начали небольшую печатную работу. Отец Виталий принимал в ней посильное участие, но больше ездил обслуживать духовно ближайшие к Братиславе места русского рассеяния.

С Божией помощью и с помощью друзей братства в Швейцарии, удалось всем членам братства, в том числе и о. Виталию, выхлопотать швейцарские визы, но немцы не пожелали дать транзитных виз. После долгих оттяжек немецкий консул посоветовал нам ехать в Берлин и там, в центре, попытаться выхлопотать выездные визы.

Под самое Рождество 1944 года братство преп. Иова Почаевского прибыло в Берлин и разместилось по 1 -2 человека среди русских насельников Берлина. Тогда Берлин почти каждую ночь, а часто и днем, подвергался бомбардировкам американских и английских аэропланов. Часто прилетали сразу по тысяче и более самолетов. Две трети Берлина превратились к тому времени в развалины.
Больше месяца братство в таких тяжких условиях провело в Берлине. Выездных виз так и не удалось получить. Было решено ехать на юго-запад Германии поближе к швейцарской границе. Дали нам отдельный вагон. Упросился ехать с нами настоятель кафедрального собора в Берлине протоиерей (ныне почивший архиепископ) Адриан Рымаренко со своими духовными чадами. Храм в Берлине оставался совершенно без духовенства, а паствы было еще очень много, особенно так называемых «остов»(восточных рабов).

Видя создавшееся трагическое положение, архимандрит Нафанаил и иеромонах Виталий вызвались добровольно остаться при соборе опекать брошенную паству, хотя это было связано с огромным риском, ибо большевики уже находились в полусотне километров от Берлина. Оставались сии самоотверженные пастыри в Берлине до самого последнего дня. Когда тот наступил, уходить на юго-запад, нам вдогонку, было невозможно, ибо путь был уже отрезан советскими войсками. Оставалось попробовать пробиться на северо-запад по направлению к Гамбургу. Пешком, неся на себе в рюкзаках все необходимое для совершения богослужения, шли отцы Нафанаил и Виталий. Иногда их подвозили немного случайные грузовики.
3

Богослужение в лагере Фишбек (ок.Гамбурга)
2

Наконец, с Божией помощью, удалось им добраться до Гамбурга. Там они быстро наладили регулярные богослужения, а когда война кончилась, они стали ездить по беженским лагерям выручать так называемых «остов» от выдачи большевикам на расправу. Оба прекрасно говорили по-английски, а потому встречали дружеский прием со стороны американских и английских оккупационных властей. За несколько месяцев им удалось выручить и отослать на запад не одну тысячу несчастных русских людей, которых чекисты готовились отправить в Сибирь на каторгу. Не один раз оба священнослужителя подвергались риску быть самим увезенными в СССР, но Господь спасал, иногда в самый последний момент, ибо у Бога доброе дело не пропадает.

Приблизительно через год им пришлось разделиться. Архимандрит Нафанаил был рукоположен в Женеве во епископа и назначен Архиерейским Синодом РПЦЗ управлять Западно-Европейской епархией с кафедрой в Париже, а отец Виталий, возведенный Синодом к этому времени в архимандриты, был назначен настоятелем в Лондоне и благочинным на всю Англию. В Англии он пробыл до лета 1951 года, собрав около себя несколько человек идейной иноческой братии.

vitalii

На праздник свв. апп. Петра и Павла он был, как сказано в начале этого очерка, хиротонисан в епископы для Бразилии, куда вскоре и отбыл и где так же проявил кипучую церковную деятельность.

5

В Бразилии.
В 1955 г. Владыка был переведен в Канаду на кафедру викарного епископа в Эдмонтоне, а через два года стал епархиальным архиереем на всю Канаду, с местопребыванием в Монреале и с включением в члены Архиерейского Синода».
1976 г.

Tags: рпцз
Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments