anton21 (anton21) wrote in rus_vopros,
anton21
anton21
rus_vopros

Сколько все-таки жилья было в городах царской России?

Оригинал взят у mgsupgs в Сколько все-таки жилья было в городах царской России?
0_7181c_ee60881e_-1-XL
Наши враги изображают дело так, будто они защищают личность и ее права,
в то время как коммунизм якобы жертвует личностью во имя интересов коллектива.
Они всячески стремятся доказать, будто буржуазная «демократия» имеет своей целью благо личности,
ее права и свободу.Марксисты же якобы, исходя из блага общества, приносят ему в жертву благо личности.

Но дело обстоит как раз наоборот: только коммунизм, конечная цель которого сводится
к освобождению личности от всех форм эксплуатации и угнетения, от всех форм зависимости
, впервые в истории поднимает личность на небывалую высоту.
Такое освобождение личности, осуществление в полном объеме блага личности
возможно только через общество и при полном слиянии интересов общества и личности.


(Деборин А. М. Страх - основа идеологии империализма // Вестник Академии наук СССР, 1951, №4)

Занимательный расчет, предложили в сообществе ru-history, однако не могу не отметить, что те цифры, что приводятся , при всей их неприглядности - являются некой лакировкой действительности. На самом деле к 1952-53 годам ситуация была еще хуже. Причина была проста. Жилье было превращено в номенклатурный ресурс, с помощью которого поощряли и наказывали. К тому-же следить за гражданами в коммуналке гораздо удобнее нежели в отдельной квартире тем паче в собственном доме. Для ясности я добавлю пару графиков и несколько полезных ссылок.


Сначала пул ссылок по теме:

О истоках квартирного вопроса.

Строительство СССР в 1925/26 гг

Рабочее жилище. 1927 год.

Сталинки и хрущевки

Изнанка полусталинки.

Советское жилье 30-х годов.

Жилье соцгородов.

Бараки и землянки.

Борьба с нахаловками.

Жилье в 1953 году.

ЖКХ в СССР

Хрущевки – благо или зло…

Собственность и ЖСК.




Оригинал взят у polit_ec в Сколько все-таки жилья было в городах царской России?

К сожалению, советская статистика создает определенную путаницу в вопросе об обеспеченности горожан жильем в разные годы. Начиная с 1956 года, в статистических справочниках публикуются сведения только об общей площади жилищ, в том числе и за прошлые годы, вместо показателя жилой площади, который использовался ранее. В ряде случаев это затрудняет сопоставление данных, относящихся к разным историческим периодам. Если же вспомнить еще и неоднократное изменение границ государства Российского в ХХ веке, то при проведении исторических сравнений легко могут возникать разного рода ошибки и недоразумения. Попробуем по мере сил внести ясность в вопрос об обеспеченности горожан жильем в Российской империи и СССР.

Жилфонд

В сборниках «Народное хозяйство СССР» для 1913 года приводятся показатели: 180 млн. кв. м общей площади городского жилищного фонда и 6,3 кв. м жилья на душу населения. Нетрудно подсчитать, что при этом численность городского населения для 1913 года получается около 28,5 млн. человек. Следовательно, речь идет о территории СССР в послевоенных границах, где этот показатель был как раз таким. В довоенных границах СССР в 1913 году проживало 24,8 млн. человек городского населения, а в границах Российской империи 30,6 млн. горожан.

Между тем, согласно тем же справочникам, уже в 1926 году общая площадь городского жилищного фонда составила 216 млн. кв. м при численности городского населения 26,3 млн. человек. До 1956 года фигурировала другая цифра, собственно из итогов переписи, – 143,3 млн. кв. м жилой площади, что составляет 5,4 кв. м на душу. Теперь же, по новому показателю общей площади, в среднем на душу пришлось по 8,2 кв. м жилья, что вроде бы говорит о значительном улучшении жилищных условий по сравнению с 1913 годом.

000937y0

Это вызывает глубокое недоумение, потому что в 1926 году далеко не было завершено даже восстановление разрушенного за время Первой мировой и Гражданской войн жилого фонда. При этом численность городского населения уже превысила дореволюционную в тех же границах и продолжала быстро расти.

Действительно, советская перепись декабря 1926 года показала ухудшение жилищных условий в городах по сравнению с предыдущей (городской) переписью марта 1923 года. В свою очередь в 1923 году было зафиксировано ухудшение средней обеспеченности жильем по сравнению с дореволюционным периодом. Например, в Москве в 1912 году на 1 комнату в среднем приходилось 1,99 жильца, а в 1923 году уже 2,19, то есть плотность заселения увеличилась в среднем на 10%. Таким образом, налицо противоречие между данными советской статистики, которую начали публиковать с 1956 года, и результатами советских же переписей, проводившихся в 20-е годы.

Выйти из этого тупика нам помогут советские энциклопедии – верный друг антисоветчика, благодаря проскальзывающей в них ценной информации о реальном положении дел. В 1935 году вышел 31-й том Большой медицинской энциклопедии под редакцией Н.А.Семашко. В огромной статье «СССР» немалое место занимают сведения о жилищно-коммунальном хозяйстве, состояние которого весьма важно для здоровья трудящихся. На наше счастье там сообщается и о жилищном фонде городов царской России, который (внимание!) в ее прежних границах составил 220 млн. кв. м собственно жилой площади (БМЭ, М., 1935, том 31, стр. 563).

0009410g

Вот эта цифра, 220 млн. кв. м жилой площади в 1913 году, прекрасно объясняет противоречия и согласуется с другими имеющимися данными. В отличие от показателя 180 млн. кв. м общей площади, который не выдерживает элементарной критики. Он представляет собой либо ошибку (в крайнем случае можно допустить, что это величина жилой, но никак не общей площади городского жилфонда 1913 года в границах СССР, то есть без Польши и Финляндии), либо политическую директиву, но в любом случае совершенно несуразную, не сходящуюся с другими данными величину, если понимать его буквально.

0_79f49_a8614387_orig

Итак, 30,6 млн. горожан в границах империи размещались на 220 млн. кв. м собственно жилой, не общей, площади. На каждого, таким образом, в среднем приходилось 7,2 кв. м. Далее советская перепись 1923 года показала, что на 127,8 млн. кв. м жилой площади в границах довоенного СССР (с учетом разрушений и территориальных потерь) проживали 21,3 млн. горожан (по 6,0 кв. м на душу), а по переписи 1926 года, как уже упоминалось, жилая площадь составила 143,3 млн. кв. м на 26,3 млн. человек, то есть по 5,4 кв. м на душу городского населения. В 1940 году этот показатель еще уменьшился, до 5.1 кв. м, а в 1950 году впервые несколько увеличился – до 5,4 кв. м на душу, то есть вернулся к уровню 1926 года. Тем не менее, до показателей 1913 года было еще далеко.

003cxcck

Похожие данные, но только в современных границах Российской Федерации, приводит в своей книге «Развитие экономики России за 100 лет» (на стр. 222) В.М.Симчера, в прошлом директор НИИ Росстата. Он сообщает, что городской жилищный фонд в современных границах составил в 1917 году 126 млн. кв. м жилой площади или 8,2 кв. м на одного горожанина. Затем показатель обеспеченности жильем снижался до 1940 года, когда он достиг 6,2 кв. м, а в 1950 году увеличился до 6,9 кв. м.

0_77a9a_606a8ba0_XL

Интересны также сведения, которые В.М.Симчера сообщает о жилищной ситуации в городах в 1900 году. Городской жилищный фонд в границах современной России составлял тогда 50 млн. кв. м жилой площади, а обеспеченность жильем 7,1 кв. м. По этим цифрам легко подсчитать, что городское население России с 1900 по 1917 год росло в среднем на 4,6% в год, а жилищный фонд на 5,6% в год. В то же время городское население СССР за 1926-1950 годы росло в среднем на 4,1% в год, а жилищный фонд на 3,7%. Иными словами, темпы урбанизации в Российской империи и в СССР были сопоставимыми, но в царской России при этом происходило улучшение жилищных условий горожан, а в Советском Союзе заметное ухудшение, которое остановилось только в послевоенный период.

0_73317_b216a878_XL

Точно указать, когда именно СССР догнал Российскую империю по обеспеченности жильем на душу городского населения, пока не представляется возможным. Для 1913 года отсутствуют достоверные данные об общей площади городского жилфонда, а после 1956 года нет информации о его жилой площади. Из-за этого имеющиеся показатели оказываются несравнимыми. Тем не менее, можно вполне определенно говорить, что это произошло в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Только в этот период, спустя почти полвека после революции, уровень жизни населения в Советском Союзе вновь достиг по основным параметрам показателей царской России. В том числе и по обеспеченности жильем.

0036-235
Оглавление сериала.



Tags: жилье
Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments