sanych56 (sanych56) wrote in rus_vopros,
sanych56
sanych56
rus_vopros

Синодик РПЦЗ, Архиепископ Александр (Ловчий)

Оригинал взят у archiv в Синодик РПЦЗ, Архиепископ Александр (Ловчий)
222

Архиепископ Александр (в миру Андрей Яковлевич Ловчий), родился 1 декабря 1891 г. в с. Народичи Волынской губ. Окончил С.-Петербургское реальное училище. Участвовал в Первой мировой войне сперва офицером железнодорожного полка, а затем офицером русского экспедиционного корпуса на французском фронте (1916-1917).

После революции эмигрировал в Болгарию, где окончил русские пастырско-богословские курсы в монастыре Св. Кирика в г. Станимак (Болгария) (1930-1936). Поступил на философский факультет Берлинского университета (1936-1937). Диаконскую хиротонию (19 сентября 1937) и священническую  (3.10.1937), совершил архиеп. Тихон (Лященко) в Берлине. Помощник настоятеля Воскресенского собора в Берлине (1937-1940). Редактор «Воскресенского листка» (1940-1952). Настоятель Тегельской кладбищенской церкви Свв. Константина и Елены в Берлине (31 декабря 1940-1942). Пострижен в монашество с именем Александр (22 марта 1941). Настоятель Св.-Николаевской церкви в Мюнхене (1942-1945).

О трудностях военного служения, мы, узнаем из письма митрополита Серафима (Ляде), настоятелю Мюнхенского прихода игумену Александру (Ловчему):


Берлин, 17 ноября 1942 г.
Дорогой Отец Игумен!

Никакого разрешения на получение вина и муки, выданного Министерством, не имеется. Мука, как я уже писал Вам, выдастся местными отделениями Гетрейдсвиртшафтсфсрбанда и только для тех церквей, которые находятся на месте этого Отделения, но не в другие места. Поэтому Вашей церкви не может быть выдана мука в Берлине. Правда, Вы се несколько раз получили, но [только] нелегально. Поэтому я не могу предложить нашему церковному старосте, чтобы он отпустил Вам муку, ибо нам это строго запрещено. Мне нужно быть очень осторожным в этом деле. В этом году, конечно, муки Вам не выдадут. В начале 1943 года мы представим новый список приходов, в том числе и Вашего, тогда Мюнхенское Отделение Виртшафтсфербанда получит указание. Поступайте так, как поступают другие церкви, не получающие муки в достаточном количестве: требуйте от своих прихожан хлебных карточек для выпечки муки. Очень сомнительно, получим ли мы в будущем году опять муку, тогда все равно придется изменить порядок во всех приходах, не только в Мюнхене.
С любовью во Христе, преданный Вам
М. Серафим АГЕ, д. Приходы. Мюнхен 1929—1942 гг., б/л. Подлинник.

Настоятель приходов в Аугсбурге и в Нюрнберге (1942-1944). Игумен (19 октября 1942). Архимандрит (12 сентября 1943). Настоятель Св.-Сергиевского храма в Бад-Киссингене (1945-1951). Митрополитом Анастасием (Грибановским +1965), Первоиерархом Архиерейского Синода и Митрополитом Серафимом (Ляде+1950) управляющим Германской епархией РПЦЗ, был хиротонисан во Епископа Киссингенского, викария Германской епархии (29 июля 1945). В послевоенное время Владыка совместно с Митрополитом Серафимом, помогал русским переселенцам скопившимся в Германии Ди-Пи (т.н. «Остам») которым угрожала безжалостная выдача Советам, а в дальнейшем пожелавшим эмигрировать в другие страны. После смерти Архиепископа Венедикта (Бобковского +1952), согласно постановлению Архиерейского Синода, возведенный в сан Архиепископа возглавлял Берлинскую и Германскую епархию РПЦЗ с 1953 по 1971 гг. Во время управления епархией, были организованы в каждом храме миссионерские отделения, которые устраивали собеседования на религиозные темы. Для православных немцев, были назначены священники немецкого происхождения, которые разъезжали по епархии с миссионерской целью для желающих принять православие. В Германской епархии, государство поддерживало, как морально, так и материально духовенство, что весьма облегчало приходскую жизнь (что происходит и в настоящее время). Участник Архиерейского Собора РПЦЗ в Мюнхене (7-10 мая 1946), на котором было вынесено решение о не признании выборов "патриаха" Алексия I, а также участвовал на Соборах в 1947,1953,1956 годах.


В 1958 году Архиерейский Синод РПЦЗ делегировал Вл.Александра на торжества посвященные 100-летнему юбилею Русской Духовной Миссии, на котором присутствовало много почетных гостей, в том числе личный представитель короля Иордании и английский посол в Иордании.

32006.p



Никодим (Нагаев), архиепископ Ричмондский и Британский, Александр (Ловчий), архиепископ Берлинский и Германский, Св.Иоанн (Максимович), архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский, Филофей (Нарко), архиепископ Берлинский и Германский, Леонтий (Бартошевич), епископ Женевский.

При участии Владыки быи совершены хиротонии Вл.Леонтия (Борташевича+1956) в 1950 году, а 1951 году хиротония во епископа Монтевидеоского, викария Сан-Паульской епархии Виталия (Устинова+2006), в дальнейшем 4-го Первоиерарха РПЦЗ.
Во время погребения Митрополита Анастасия, в Св.Троицком монастыре.
Уволен на покой по старости (15 марта 1971). Скончался 29 августа (11 сентября) 1973 г. в г. Мюнхен (Германия). Похоронен на православном кладбище в г. Висбаден (Германия).

* * * * *

Об отношении к  Владыке Александру и другим архиереям РПЦЗ, епископата МП, можно прочитать из ниже приведенного документа.
№ 525. Алексий I - Г.Г. Карпову. 26 июня 1951 г.
Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР Г.Г. Карпову


Епископ Берлинский Борис1 представил доклад о положении церковных дел в Германской епархии. Из этого доклада усматривается, что при епископе нет благонадежного человека, которому бы он доверял и который бы мог быть ему помощником в должности секретаря. Из местных людей как духовных, так и мирских он1 никого не может назвать подходящим для этой должности, не говоря уже о том, что среди духовенства имеются такие личности, которые своим настроением, в частности антипатриотическим и антисоветским, вызывают серьезные подозрения...
Я полагал бы, что следует в помощь епископу в Берлин послать от нас человека, способного быстро ориентироваться в заграничной обстановке и опытного в сношениях с заграничным духовенством, во многом отличающимся от нашего здешнего духовенства, и мог бы рекомендовать в качестве этого лица А.Ф. Шишкина, имеющего большие заслуги по организации церковных дел в Чехословакии, согласно отзыва о нем митрополита Елевферия, при котором он состоял секретарем с самого начала устройства Чехословацкой епархии.
Было бы желательно, чтобы Шишкин имел возможность без особых затруднений периодически приезжать в Патриархию для доклада и, таким образом, быть активным сотрудником нашего Отдела внешних сношений.
Настоящие соображения представляю на Ваше благоусмотрение.
Патриарх Алексий

Резолюция: Тов. Белышеву, т. Уткину. Прошу подготовить вопрос для обсуждения на Совете и затем при положительном решении войти в np[aвuтелъст]во2. Карпов. 27/VI.
1 Слово «он» вписано над строкой.

Ф. Р-6991. On. 1. Д. 862. Л. 72. Подлинник. Машинопись. Бланк патриарха.

Епископ Борис возглавил германские приходы Московской патриархии в 1950 г. (распоряжение Совета министров СССР № 8286-рс от 5 июня 1950 г. см.: Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 849. Л. 116). Постановлением патриарха Алексия I и Святейшего Синода от 24 октября 1951 г. он был возведен в сан архиепископа и назначен временно исполняющим обязанности экзарха Московской патриархии в Западной Европе (Там же. Оп. 2. Д. 85 а. Л. 29).
5 июля 1951 г. председатель Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпов направил письма с аналогичным содержанием заместителю министра иностранных дел СССР А.Е. Богомолову, заместителю министра государственной безопасности СССР СИ. Огольцову и заместителю председателя Комитета информации при МИД СССР СР. Савченко. В этих посланиях, в частности, говорилось: «Московская патриархия на основании отчетов епископа Берлин ского и Германского Бориса (Вик) и секретаря епископа протоиерея М.В. Зернова поставила вопрос о необходимости увеличения штата представительства Патриархии в ГДР путем направления на постоянную работу в Германию священников из СССР.
Епископу Борису подчинены 5 православных церквей в Дрездене, Лейпциге, Потсдаме, Баден-Бадене и Бад Эмсе; 2 церкви в английском секторе Берлина и 1 церковь во французском секторе. Обслуживание всех этих церквей и замена политически сомнительных священников их эмиграции не могут быть произведены без посылки кадров из Союза.
Прежде чем ставить вопрос перед инстанцией о разрешении выезда в ГДР трем лицам, намеченным Патриархией, Совет желал бы выяснить мнение МИД СССР и заинтересованных организаций о целесообразности усиления представительства Московской патриархии в Германии и вообще о целесообразности пребывания его там» (Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 843. Л. 97).
В соответствии с распоряжением Совета министров СССР № 17839-рс от 22 сентября 1951 г. для назначения на вакантные места в храмы Германской епархии были направлены следующие лица: протоиерей г. Москвы А.И. Расторгуев и священник И.И. Казаков — настоятель церкви в с. Понизовье Вологодской обл. и в качестве управляющего делами епархии - А.Ф. Шишкин, работник отдела внешних церковных сношений Патриархии, бывший преподаватель Ленинградской духовной академии (Там же. Д. 849. Л. 117).

№ 526. Приложение к документу № 525.
Доклад епископа Бориса патриарху Алексию I
о положении дел в Берлинской епархии


31 июля 1951 г. г. Берлин

Его Святейшеству, Святейшему Алексию патриарху Московскому и всея Руси епископа Берлинского и Германского Бориса
Ваше Святейшество!

Из представленных финансовых отчетов за июнь-июль м[еся]цы видно, что сумма расходов по содержанию церквей Германской епархии и архиерейского дома в Берлине стабильна. При разрешении ежемесячного обмена 2000 для церквей западной зона сумма расходов в среднем 10 000 герм[анских] марок, без моего содержания. Эти расходы сделаны при соблюдении экономии как самые необходимые. Но невольно при наличии берлинской обстановки возникает вопрос: покрываются ли сделанные расходы пользой для общецерковного дела и приносит ли пользу мое пребывание здесь. Я осмеливаюсь привести одну русскую пословицу: «Один в поле не воин». Вот таким одним я и являюсь. Может ли быть от этого польза?
Карловчане в Западной Германии и Европе, материально поддерживаемые экуменическим центром, через газеты и журналы льют потоки грязи на Русскую православную церковь, на Ваше Святейшество, на ближайшего помощника Вашего митрополита Николая и на русский епископат1. Можно ли на это не реагировать? Я лично считаю, что наше молчание не полезно. Оно воспринимается общественностью Запада как наше соглашение. Что у нас действительно так, как пишут карловчане? Издаваемый в Париже экзархатом Московской патриархии журнал выходит с большими перебоями, чего нельзя сказать о прессе карловчан. В июне месяце в Баден-Бадене происходил1 экуменический съезд. На этом съезде было большое количество представителей протестантского мира Европы и США, а также карловчан и представителей экзархатов Вселенского патриарха в Европе, Сербской церкви и священников, по национальности румын и болгар, якобы представлявших свои церкви. Все участники съезда были объединены в едином желании очернить Русскую православную церковь. Сделавши это и получив субсидии, разъехались. М[итрополит] Анастасий продолжает рассылать по Европе свой епископат. В Западной Германии проживают и «трудятся» трое: еп[ископы] Венедикт, Филофей и Александр Ловчий. Последний в недавнем прошлом официант берлинских ресторанов и эстрадный актер. Такое прошлое не мешает Ловчему в его карьере. Он получил звание архиепископа, ему поручено возглавить открывшийся в Мюнхене богословский институт. Этот институт будет противопоставлен парижскому, подготовляя духовенство в карловацком духе. В Париж прибыл е[пископ] Иоанн, бывший Шанхайский. Пресса рекламирует его как святого, носящего вериги, ходящего босиком, творящего чудеса, всю жизнь отдающего на борьбу с патриархом Алексием и советской властью. Можно было бы привести многие факты неумных выступлений карловчан, о которых, вероятно, известно Вашему Святейшеству.
Анализируя все, что делают карловчане и иные здешние юрисдикции во вред Матери-Церкви, хотелось бы противопоставить этому нашу работу. Поездки в Западный Берлин, служение в соборе и в иных церквах по воскресным и праздничным дням мало дает результатов. Вашему Святейшеству известно берлинское духовенство, они плохие помощники, если не сказать более. Протоиереи Кратиров и Радзюк елико возможно мешают, стремясь ускорить появление близких для них карловчан в Берлине. О[тец] Закидальский, после появления о нем в западных газетах и журналах статей, совсем не участвует в общецерковной жизни, боясь возможности выселения из Берлина.
1 Так в документе.

Протоиерей Положенский, настоящий - ученик своего учителя м[итрополита] Евлогия. Он к карловчанам не пойдет, но при случае повторит действия своего учителя. Будучи тесно связанным с еп[ископом] Иоанном Шаховским, он идейно оттуда и вдохновляется. Духовенство храмов, расположенных в Германской Демократической Республике, не могут иметь и не имеют большого влияния, так как прихожан около этих храмов считанные единицы. Эти пастыри в большинстве случайно к нам попавшие и, конечно, по многим причинам помощниками для нашего дела быть не могут. Как мною уже сообщалось Вашему Святейшеству, для малого количества верующих в Берлине, тем более что это количество верующих продолжает уменьшаться за счет отъезда в Америку и Австралию, епископ не нужен.
Если противопоставить нашу Русскую Православную Церковь деятельности карловчан и других враждебных группировок, то не только нужен епископ, но и необходимо издательство, нужны кадры, нужны средства.
Пребывание мое здесь без помощников и средств не имеет и не будет иметь положительных результатов для общецерковного дела.
Ожидая решений Вашего Святейшества о Германской епархии, сыновне испрашиваю Ваших Святительских молитв.
Вашего Святейшества послушник и недостойный богомолец
епископ Борис
Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 862. Л. 73-75. Копия. Машинопись.

1 Так например, в газете «Дер Тагесшпигель» от 21 февраля 1951 г. была помещена заметка под названием «Шпионы НКВД в качестве духовников». В ней, в частности, говорилось: «"Батюшка Борис" не является безобидным духовником, но посланный коммунистическими властями Кремля 10 недель тому назад в Берлин как красный епископ. [...] "Батюшка Борис" и его оба помощника находятся под контролем Москвы на выдающихся постах. Между немногими русскими эмигрантами, пережившими наступление Красной армии на Берлин, всем известна тайна, что этот епископ и его два сотрудника являются лицами, обязанными по поручению НКВД наблюдать в Западном Берлине за русскими эмигрантами. Если до сих пор в самой церкви никто не был арестован, то все-таки в последнее время были многие русские эмигранты приглашены в советские учреждения, после чего они не возвращались больше в свои квартиры. Среди таковых особенно много русских мужчин и женщин, которые познакомились с "батюшкой Борисом" и его сотрудниками. Вот причина, почему русские эмигранты не посещают больше церкви Св. Владимира в Берлине» (Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 862. Л. 64).

Tags: рпцз
Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments