nngan (nngan) wrote in rus_vopros,
nngan
nngan
rus_vopros

Борис Васильевич Сергиевский

Оригинал взят у nngan в Борис Васильевич Сергиевский

Борис Сергиевский, выдающийся русский лётчик-испытатель, авиационный инженер-конструктор и общественный деятель, родился 7 февраля 1888 года в Царском Селе под Санкт-Петербургом в семье инженера путей сообщения. Отец, Василий Сергеевич и мать (девичья фамилия — Екатерина Томашевская, закончила Смольный институт Благородных девиц), происходили из старых русских дворянских родов.
.

.
Вскоре семья переехала в Одессу, где Б. Сергиевский закончил в 1906 году реальное училище Святого Павла, и вскоре поступил на строительное отделение Киевского политехнического института. Ещё будучи школьником Сергиевский был награждён медалью за спасение утопающего. С детства увлекался спортом — плаванием, коньками, велосипедными гонками. Последнему виду он обязан знакомством со знаменитым велогонщиком Сергеем Уточкиным тем самым, что стал одним из первых российских лётчиков...

Борис Сергиевский стал активным членом созданного в институте студенческого воздухоплавательного кружка, где познакомился с Игорем Ивановичем Сикорским. Под руководством одного из первых русских лётчиков — Сергея Уточкина — в 1912 году начал учиться летать на самолёте. Уже после трех учебных полётов Борис поднялся в небо самостоятельно на «Фармане», это случилось 3 марта 1912 года.

В том же году, отбывая воинскую повинность, Б. Сергиевский сдал экзамен на прапорщика запаса. После защиты в 1913 году институтского диплома он вновь вернулся в армию, желая поступить в военную авиацию, но вакансии для него не хватило и, демобилизовавшись, Сергиевский стал работать в Киеве инженером-мостостроителем.

С началом Первой мировой войны Б. Сергиевский был призван в армию в 125-й Курский пехотный полк. В одном из боёв, несмотря на полученное ранение, принял командование ротой, за что был произведён в поручики. Часть, в которой он воевал, сражалась против Австро-Венгерских войск в Карпатах. Сергиевского наградили орденом Святого Георгия — высшей военной наградой в Русской Армии. В марте 1915 года он был ранен шрапнелью в голову и ногу. После лечения в госпитале вновь вернулся на фронт.

В начале 1916 года была объявлена запись добровольцев в авиацию. Сергиевский сразу же подал прошение. После непродолжительной службы офицером-наблюдателем на самолёте «Вуазен» Бориса откомандировали в Севастопольскую военную авиационную школу для обучения на различных типах боевых машин. Сдав весной 1917 года экзамен на военного лётчика, Сергиевский поступил во 2-й истребительный авиаотряд, организатором и первым командиром которого стал выдающийся русский лётчик Е. Н. Крутень. На вооружении отряда состояли французские истребители «Ньюпор» с ротативным двигателем (звездообразным двигателем воздушного охлаждения) «Рон».

Сергиевский оказался превосходным лётчиком-истребителем. Он разработал собственную тактику ведения воздушного боя с двухместными машинами противника. Она заключалась в том, чтобы сближаться с неприятелем на встречных курсах, находясь выше него, затем выполнять быструю «бочку» и атаковать снизу сзади с близкой дистанции. Используя этот метод, Сергиевский сбил несколько вражеских самолётов.

Другой свой метод он применял для уничтожения привязных аэростатов наблюдения. Подлетал к ним на большой высоте, чтобы обезопасить себя от зенитной артиллерии. Когда же она открывала огонь, делал вид, что сбит, и начинал снижаться, беспорядочно кувыркаясь в воздухе. Немцы прекращали огонь. На высоте аэростата Сергиевский внезапно выравнивал самолёт и, выпустив в шар очередь зажигательных пуль, пикируя на большой скорости, уходил из-под обстрела. Так он уничтожил 3 аэростатных поста наблюдения. (Они, кстати, считались среди летчиков Великой войны даже более почетным трофеем, так как корректировщики охранялись зенитной артиллерией особо .) Атаковать такую цель всегда было серьезным риском. Однажды вражеский снаряд всё же «достал» его самолёт, но пилоту удалось посадить повреждённую машину.


Б. В. Сергиевский у своего самолёта
.
Сергиевский быстро стал одним из лучших российских лётчиков-истребителей. С весны по ноябрь 1917-го он провел 55 боев и одержал 14 побед — уничтожил 11 вражеских самолётов и, как уже говорилось, 3 аэростата наблюдения. За боевые заслуги был награждён орденами Святой Анны 2, 3, 4-й степени, Святого Станислава 2-й и 3-й степени, Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, представлен к чину штабс-капитана, назначен командиром отряда истребителей. Но блестящую карьеру талантливого лётчика оборвала революция...

В этой связи уместно вспомнить еще один важный эпизод. Речь идет о последней победе Сергиевского. Она была одержана уже после советского переворота. В ноябре 1917 года Ревком издал приказ о прекращении всех боёв на фронте. Но немцы продолжали полёты разведчиков над нашей территорией. Однажды Сергиевский не выдержал, поднялся в воздух и сбил немецкий самолёт, последний из своих 11. За нарушение приказа большевики Бориса арестовали и приговорили к… расстрелу. Но ему удалось бежать. Добрался до Киева, вступил в отряд авиации Добровольцев, выполнял разведывательные полёты.

В 1918 году Киев захватили войска Петлюры. Всех бывших офицеров Русской Армии (около 2000 человек), в том числе и Сергиевского, разоружили и заперли в одном из муниципальных зданий в центре города. И вновь ему удалось бежать. Вместе с женой на поезде, который вывозил с Украины немецких солдат, добрался до Берлина. Там он обратился в союзную миссию с просьбой зачислить его Британский военно-воздушный флот. Показательные полёты, выполненные Б. Сергиевским, оставили у англичан превосходное впечатление. В 1918 году он уехал в Англию, где был назначен инструктором в одну из лётных школ ВВС в чине капитана… (Попутно отметим: Борис становится инструктором в летной школе с сохранением своего капитанского чина. Ведь в России, как было сказано, его только успели представить в штабс-капитаны.) Среди учеников Сергиевского оказалось несколько русских офицеров, освобождённых после окончания войны из немецкого плена.

После тягот военных и революционных лет жизнь в Англии казалась спокойной и приятной. Однако когда Родине плохо, русский человек не может чувствовать себя непричастным. Комфортную жизнь в Англии и хорошую должность Борис Васильевич меняет на очередную войну и возвращается в Россию. В конце 1919 года Сергиевский командовал эскадрильей в армии Юденича, а в следующем году формировал на территории Польши авиацию 3-й армии Врангеля. За свою службу в Белой Армии лётчик был награждён орденом Св. Николая 4-й степени с мечами и бантом. После прекращения боевых действий Б. Сергиевский работал в Польше в комиссии по военнопленным… и, обладая хорошим голосом, зарабатывал на жизнь даже исполнением оперных арий.
В 1923 году Борис Сергиевский вместе со своей второй женой и сыном эмигрировал в США, где первое время работал строителем, но, узнав об организованной на Лонг-Айленде собственной фирме Игоря Сикорского, с которым, как мы знаем, он был знаком еще до войны, устроился там инженером и лётчиком-испытателем. Но дела у фирмы на первых порах шли неважно. Ее спасает от разорения композитор Сергей Рахманинов. Сергиевский внёс большой вклад в разработку S-35 и других первых американских самолётов И. Сикорского.
.

С 1926 по 1928 год Борис Сергиевский на одном из первых гидросамолетов конструкции Игоря Сикорского служил в нефтеперерабатывающей компании в Колумбии. Колумбийцы берут машины Сикорского только вместе с пилотами, но отказываться даже и от таких контрактов не приходилось. В эти годы Сергиевский налетал многие тысячи километров, порою в очень сложных условиях, но без единой аварии, потом вернулся шеф-пилотом на фирму Сикорского в Стратфорд. Постепенно эта фирма встает на ноги.

Борис Васильевич являлся испытателем почти всех амфибий и летающих лодок этой фирмы, установил на них с 1930 по 1936 год 18 мировых рекордов, совершил в 1931 году уникальный перелёт из Нью-Йорка в Сантьяго, а в 1933 году принял участие в трансафриканской экспедиции. Сергиевский заслуженно считается одним из самых выдающихся лётчиков Америки и мира и лётчиком № 1 среди русских эмигрантов. Он продолжал летать на собственной амфибии до глубокой старости, не раз пересекая Атлантику.


Вот фрагмент американского комикса тех времен. Как видите, американцы ставят его на одну доску с самим Чарльзом Линдбергом! Кстати, обратите внимание, что автор текста этого комикса — Эдди Рикенбакер — самый успешный с 26-ю победами американский ас Первой мировой войны.
.

В комиксе идет речь о восьми установленных Сергиевским мировых рекордах. Всего же к концу карьеры их у него, как говорилось, числилось 18!

В 1935 году Сергиевский женился на дочери нью-йоркского миллионера Г. Б. Хохчайлда, от которой имел дочь. В имении жены под Нью-Йорком он прожил всю оставшуюся жизнь. Принадлежавшие ему и жене большие средства Сергиевский использовал для поддержки различных начинаний Русского Зарубежья.

В 1938 году он в качестве вице-президента и лётчика-испытателя вошёл в возглавлявшуюся известным русским ученым и конструктором Г. А. Ботезатом фирму Helicopter Corporation of America. Им были испытаны вертолёты GB-2 и GB-5 оригинальной соосной схемы. Вскоре после смерти Ботезата в 1940 году фирма прекратила своё существование, а Сергиевский в годы Второй Мировой войны служил техническим советником 8-й и 9-й Американских ВВС.


В послевоенные годы Сергиевский некоторое время летал на чартерных линиях, руководил лётной школой на Лонг-Айленде, а также занимался большой общественной деятельностью, возглавлял и принимал участие во многих русских обществах и культурных мероприятиях. Активно помогал русским эмигрантам, жертвовал десятки тысяч долларов обществам и частным лицам, помогал Русской Православной Церкви. Он был бессменным председателем Общества бывших русских лётчиков в США и почётным председателем всех объединений русских лётчиков в зарубежье, в течение 22 лет возглавлял Союз Георгиевских кавалеров, а также руководил Союзом русских военных инвалидов и Американо-русским союзом помощи престарелым, был одним из основателей и попечителей фондов: Толстовского, Серафимовского, Эмиграционного издательского, Православного и других.

До конца своих дней Борис Васильевич Сергиевский оставался большим русским патриотом и непримиримым борцом с коммунизмом, был крупным деятелем Русского Обще-Воинского Союза.

Умер великий русский лётчик и патриот в 1971 году, в Нью-Йорке.


Основной источник. Частично позаимствовано отсюда.
Tags: авиация, личности, первая мировая война, российская империя, русское зарубежье, сша
Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments