anton21 (anton21) wrote in rus_vopros,
anton21
anton21
rus_vopros

жертвы геноцида -- Дмитрий Консовский

Оригинал взят у nashenasledie в Дмитрий Консовский
eho_2013 Ещё один артист Консовский

конс.принц
Артиста Алексея Консовского хорошо знают все. У него были запоминающиеся роли в кино (главная для многих поколений зрителей, конечно же, принц из "Золушки"), он много работал в театре, на радио, на телевидении. Порой нам был слышен только его голос, которым говорили Робинзон Крузо в исполнении Куравлева, персонажи чрезвычайно модных в 1960-е годы польских фильмов "Пепел и алмаз", "Как быть любимой" и др., Говорящий Сверчок в "Приключениях Буратино", Тибул в мультфильме "Три толстяка"... Да стоит прислушаться, как говорят персонажи "Ночей Кабирии", "Призрака замка Моррисвиль", "Снегов Килиманджаро", мы услышим интонации Консовского, которые в восприятии зрителя навсегда слились с кинематографическим образом. Все работы артиста невозможно перечислить...

(но упомянуть обязательно надо роль М. Ю. Лермонтова,  (фильм 1943 года) и роль Гоголя в фильме 1941 года (премьера состоялась в августе!)
Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.
почитать об Алексее Анатольевиче, кому интересно, можно здесь)

Но мало кто знает, что у Алексея Консовского был родной брат Дмитрий Консовский, тоже артист, тоже красивый и очень талантливый человек со страшной, трагической судьбой. Он мало успел в жизни и творчестве... И причина для этого довольно распространенная - его, как и многих других, затянуло в колесо репрессий в 1930-е годы...


конс.дмит
Дмитрий Консовский в главной роли в антифашистском фильме Владимира Немоляева "Карьера Рудди", 1934 год



Дмитрий был старшим братом, и Алексей выбрал актерскую профессию отчасти под его влиянием. Выпускник Вахтанговской театральной школы (ныне Щукинское театральное училище), в 1930 году Дмитрий Консовский пришел на сцену Вахтанговского театра. Два года он был ведущим актером труппы и одновременно преподавал в родной театральной школе. Потом его полностью захватило кино. Дмитрий Консовский становится настоящей звездой кинофабрики "Межрабпомфильм", в то время - ведущей в СССР. Его внешность определяет круг ролей - комсомольцы, революционеры, передовые рабочие, антифашисты (что отвечало социальному запросу со стороны государства).


«Манометр-1». Реж. Абрам Роом, 1929
Дмитрий Консовский в фильме А. Роома "Манометр 1"

Не надо думать, что работа киноактера в те годы была праздником. Условия на съемках были тяжелейшие, заботу о сотрудниках руководство студии считало излишним (советскому человеку полагалось героически преодолевать трудности), и это привело к тому, что Дмитрий Консовский на съемках заболел сыпным тифом.

В фонде Василия Ивановича Ковригина в Музее кино хранится черновик письма от 10 декабря 1932 года:

"Директору фабрик «Межрабпомфильм» тов. Сливкину Копия: Зав. Производством тов. Риденбергу и фабкому тов. Карису

Цехком актеров «М-ф» настоящим ставит Вас в известность, что многократные наши просьбы, постановления и требования об организации актерских уборных, костюмерной и гримерной до сих пор ни в какой степени не реализованы.

И если под разными предлогами вы нам отказываете в элементарных производственных и санитарных условиях работы (уборных, фойе и пр.), то ничем, никакими объяснениями ни перед нами, ни перед Трудсессией Вам не удастся отклонить наши обвинения в безобразном отношении к нам, ведущим творческим работникам и производственникам, выражающемся, в частности, в полном отсутствии Вашего внимания и контроля над санитарным состоянием наших костюмерных.

Мы протестуем против того, что нас одевают в грязные, нечищеные, зараженные паразитами — вшами — костюмы.

Актер Д. Консовский заболел сыпным тифом. Где и как он заразился, нам очевидно: он заразился от наших костюмов, ибо наши костюмы в куче, на полу, в грязи, вперемежку с костюмами типажа разовиков приглашаемых валялись и находились не только без дезинфекции, но и просто без чистки, без вешалок...

Мы не хотим болеть, мы не хотим рисковать жизнью от безобразных невнимательного и пренебрежительного отношения к нам как людям, как производственникам, и мы требуем в интересах производства:

1) дайте нам уборные, изолированные от разовиков — грязных, вшивых;

2) немедленно произведите полную и действительную дезинфекцию всех костюмов и в первую очередь костюмов, занятых в производстве картин

3) оборудуйте вешалки.

Напоминаем, что теперь даже в школах происходит

Председатель Цехкома (Ковригин)

Секретарь (Цаппи)".

Но и тяжелая болезнь, при которой он еле выжил, не заставила молодого актера бросить любимое дело. Дмитрий Консовский снимался у лучших режиссеров своего времени - В. Пудовкина, А. Роома, Ю. Райзмана и др. К сожалению, фильмы того периода были преимущественно немыми (первый советский звуковой фильм "Путевка в жизнь" вышел только в 1931 году), и сейчас многие ленты известны только специалистам. Дмитрию удалось совсем недолго поработать в первые годы звукового кино, когда оно делало лишь первые шаги.

Вера Янукова в роли Марии и Дмитрий Консовский в роли Андреаса. «Восстание рыбаков». Реж. Эрвин Пискатор, 1932

Дмитрий Консовский в фильме "Восстание рыбаков" (1932) немецкого режиссера Эрвина Пискатора

В 1931 году в СССР приехал немецкий режиссер-новатор Эрвин Пискатор, которому поручили экранизировать книгу Анны Зегерс "Восстание рыбаков в Санкт-Барбаре". Принимали его с большим почетом, предоставили ему о сопровождавшим его творческим деятелям номера в "Метрополе для проживания", создали условия для работы, включили в киногруппу лучших актеров. Одним из них стал и Дмитрий Консовский... На главную роль был утвержден Алексей Дикий (ему сотрудничество с немецким режиссером припомнят при аресте в 1937 году).
Вскоре в Германии к власти пришел Гитлер, и Пискатора на родине объявили "культурбольшевиком № 1", лишили германского гражданства и разгромили его квартиру, уничтожив все имущество.
Но в СССР работать ему было трудно - он не привык, что к началу съемок павильон мог быть не убран, декорация не готова, да и говорить с актерами нужно было через переводчика и они плохо понимали поставленную задачу. Часто Пискатор молча уходил со съемок, так его раздражало происходящее. Фильм шел трудно и шедевром не стал. Режиссер уехал в Париж, а те, кто с ним работал, оказались помеченными клеймом некоей "неблагонадежности"...

В 1934 году началась работа над фильмом "Строгий юноша" по сценарию Юрия Олеши "Волшебный комсомолец". Сценарий был опубликован в печати и произвел настоящий фурор. Его назвали "Третий комплекс ГТО" - "комплекс поведения нового человека". На роль этого нового человека - комсомольца Гриши Фокина - режиссер Роом пригласил Дмитрия Консовского.

Конс.дмитр

Дмитрий Консовский в роли Гриши Фокина


От фильма заранее ожидали, что он станет шедевром. Знаменитый сценарист, знаменитый режиссер, ведущие артисты - М. Штраух, О. Жизнева, Д. Консовский (даже восходящая звезда Валентина Серова играла здесь одну из своих первых ролей), съемки в красивейших местах Одессы.
..
Было отснято 50 % материала, оставались павильонные съемки, и к лету 1935 года картина должна была выйти на экраны.

Но 1 декабря 1934 года в Ленинграде был убит Киров... Сразу же начались массовые аресты среди интеллигенции, особенно, среди тех, кто имел дворянское происхождение. Ночью 3 декабря пришли за Дмитрием Консовским. Через 12 дней на свет появился документ:

"Постановление Об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения
Гор. Москва, 1934 год, декабря 15 дня.

Я, уполномоченный СПО ГУГБ НКВД Шулишов, рассмотрев следственный материал по делу №... и приняв во внимание, что гр. Консовский Дмитрий Анатольевич достаточно изобличается в том, что он, Консовский, являясь выходцем из социально враждебной советской власти среды (быв. дворяне), вел систематическую антисоветскую пропаганду в защиту фашизма, постановил гр. Консовского Д. А. привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58-10 УК, мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей.

Уполномоченный Ф. Шуликов

Согласен Нач. 4 отд. СПО

Настоящее постановление мне объявлено 17 декабря 1934

Подпись: Консовский"

Дмитрий Консовский в роли Гриши Фокина. «Строгий юноша». Реж. Абрам Роом, 1934


Тексты документов цитируются по публикации Николая Вершинина-Консовского и Анны Булгаковой "Волшебный комсомолец"
Николай Вершинин-Консовский, внук Алексея Консовского и внучатый племянник Дмитрия Консовского.
 ______________________________________________

для тех, кто любит мемуары - интересно, очень
и, если хотите, посмотрите кино













Режиссёр - Всеволод Пудовкин
Авторы сценария - Нина Агаджанова-Шутко, Александр Лазебников, М. Красноставский
Операторы - Анатолий Головня, Юлий Фогельман
Композитор - Юрий Шапорин
В ролях: Борис Ливанов, Василий Ковригин, Александр Чистяков, Тамара Макарова, Дмитрий Консовский, Юдифь Глизер, Сергей Мартинсон, Максим Штраух, Сергей Герасимов и др.
Межрабпомфильм, 1933 год


Александр Ефимович Лазебников (1912 – 1985), журналист. В 19-летнем возрасте он пишет сценарий, и по нему ставится фильм «Их пути разошлись» (1931), затем следует сценарий фильма «Дезертир». Впоследствии его встречает в Инте заключённый Валерий Фрид, будущий знаменитый сценарист. После отбытия срока Лазебников работал журналистом в «Советской России», в «Литературной газете». Вот такие драматические связки существовали между прошлым и настоящим.

Крайне скудны сведения о пребывании Дмитрия Консовского в Ухтинском лагере. Так, в общелагерной газете «Северный горняк» 11 июля 1936 года была опубликована небольшая рецензия на спектакль «О душах» Л. Гроссмана. В этой заметке в числе  постановщиков и актёров назван и Консовский.

отсюда, здесь же немного о биографии актёра

небольшое упоминание о Консовском в публикации об Ухтинском театре:

огненноволосый Дмитрий Консовский поражал своим темпераментом и умением перевоплощаться. Характер у него был не сладкий. Кому-то из начальников сказал что-то резкое. Был отправлен на лесоповал, где и погиб.

в этом же театре работали Леонид Оболенский, Юрий Силантьев, Михаил Названов..

В Абизьском театре имелся свой оркестр из 35 человек, балетная труппа. Здесь ставили драматические и музыкальные спектакли. До двухсот человек в театральном коллективе — это ведь не шуточки. Реквизит, костюмы, необходимые материалы для декорации добывались в столичных городах. Над Абизьским театром шефствовал Большой театр Союза ССР, в его костюмы была “одета” вся “Холопка”. Моя бабушка (одно время — директор гулаговского театра в Ухте) ездила во МХАТ к Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко, добывала необходимые для постановок материалы. Мхатовцы тоже были “шефами” гулаговских театров.
отсюда


Tags: геноцид, руский вопрос, террор
Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment