nngan (nngan) wrote in rus_vopros,
nngan
nngan
rus_vopros

Гробница для пророка

Оригинал взят у nngan в Гробница для пророка
Опыт посмертной приватизации тех, кто при жизни был непримиримым противником, у РПЦ МП огромен

Гибель протоиерея Павла Адельгейма стала настоящим потрясением для российского общества — ровно в той мере, в какой это самое общество еще сохранило способность испытывать потрясения и вообще реагировать на что бы то ни было.

...
...
Сообщение об убийстве «священника из Псковской области» попало в сводки ведущих новостных агентств, в новости всех федеральных телеканалов. Свои соболезнования поспешили выразить люди, занимающие весьма удаленные друг от друга идеологические позиции, — от либералов, церковных и нецерковных, до националистов и умеренных консерваторов. И в этом смысле, даже сравнение с убийством Александра Меня будет не вполне корректно, ибо в консервативном лагере, говоря откровенно, его кончина не вызвала в 1990 г. особой скорби.

Если пытаться искать аналогии, то, пожалуй, самым адекватным сравнением была бы реакция общественности на смерть Александра Исаевича Солженицына. Тогда о великой утрате заявили и православные фундаменталисты, вроде Михаила Назарова, и «твердые белые» (такие, как редактор «Нашей Страны» Николай Казанцев), и 100-процентные либералы вроде Новодворской. Гибель отца Павла вызвала хоть и меньший информационный резонанс, но структурно он весьма схож с тем, который был вызван кончиной Солженицына.

В чем причина такой реакции? В том, что все эти люди оставили определенное — и немаленькое — наследие. Наследство отца Павла было бы, быть может, не столь уж уникальным, если бы речь шла только о его жизни. Да, он жил исповедником — но мало ли исповедников советского времени было оболгано или просто забыто? Да, он был искренним, верующим пастырем — но кому, кроме нескольких сотен своих духовных чад, таковой пастырь по-настоящему интересен? Особенно в стране, где реальное количество православных верующих едва ли превышает 3–4 %? Отец Павел был незаурядным публицистом, но специфика его творчества изначально делала его интересным лишь «для узких кругов»… В общем, наследство кое-какое было, но по меркам того общества, где мы живем, — «так», ничего сенсационного.

Но все изменилось буквально в одно мгновение. В то самое мгновение, когда отец Павел был убит, а его убийца завопил, что сделал это по приказанию сатаны. С христианской точки зрения, такой конец жизненного пути называется мученичеством (или, как минимум, очень похож на мученичество). То есть речь идет о том, что Сам Бог явно указал на отца Павла, как на Своего избранника. И это поняли не только в церковной и квазицерковной среде, но даже и далеко за ее пределами (а если не поняли, то прочувствовали).

Отныне наследие отца Павла — это наследие мученика. И в таком качестве оно приобретает пусть и не абсолютную, но весьма существенную церковную легитимность и значимость. А отец Павел, к великому огорчению обитателей Чистого переулка, никогда их большим поклонником не был. Еще в советские времена им была создана беспощадно правдивая работа «Своими глазами», в которой подробно описывалась система контроля Московской патриархии со стороны безбожной советской власти. В последующем отец Павел стал известен как последовательный сторонник возвращения к отвергнутым и почти уже проклятым в РПЦ МП принципам церковного устройства, утвержденным Поместным Собором 1917–18 годов. Наконец, история его противостояния с псковским митрополитом стала в РПЦ МП легендарной.

Все это, напомним, теперь уже наследие мученика. Даже весьма далеким от Православия людям очевиден возникающий казус: мученически погибший протоиерей Павел Адельгейм говорит одно, а официальный рупор РПЦ МП, вроде как имеющий все полномочия высказываться от имени Церкви, протоиерей Чаплин — другое. Кто же более легитимен? Кто из них вправе говорить от лица Православной Церкви?

Отказаться от Чаплина нельзя, ибо он всего лишь озвучивает официальную позицию Чистого переулка. Отречься от него — значит отречься от самих себя. Единственный возможный вариант — попытаться посмертно «согласовать» Чаплина и Адельгейма.

Что, собственно, и началось. Не успели еще похоронить отца Павла, как уже включилась патриархийная пропагандистская машина. Первым «отстрелялся» протодиакон Кураев, которому с некоторых пор дано негласное разрешение на умеренное фрондирование: «Убит последний свободный священник Московской Патриархии». Но тут же оговорился: «Он не был диссидентом. То есть он не искал специально поводов для критики и конфликта» (замечательно «эталонное» определение диссидентства — плевок в лицо, в том числе и тем, кто мотал срока на советских политзонах за религиозный самиздат и несанкционированные молитвенные собрания). Затем протодиакон специального назначения добавляет, что у отца Павла якобы «была одна тема — тема удушения общинно-приходской жизни. И в этом он был вполне каноничен».

Надо сказать, что на фоне остальных Кураев сработал относительно профессионально. Тут и уместное возмущение митрополитом, через которого, по словам протодиакона, действовал сатана, и сочувствие покойному. А уже потом, как и полагается по правилам пропаганды, к здравым суждениям подмешивается полуправда и неправда. Мол, кроме конкретных проблем общинно-приходской жизни покойного ничего не интересовало. Что, мягко говоря, не так. Отец Павел высказывался, и весьма однозначно, и по делу “Pussy Riot”, и по ситуации с Алексеем Навальным, и еще по множеству вопросов. И озвученная им позиция не слишком часто (точнее — никогда не) совпадала с патриархийным официозом. Но Кураев об этом явно намеренно «забывает».

А вот некий Игорь Петровский такими навыками пропагандиста не обладает и высказывается гораздо более откровенно. Начиная с заголовка: «Он был не вашего рода…». То есть заявляет с безаппеляционностью трехлетнего ребенка: «Мое!» Далее этот тезис раскрывается, по весьма нехитрой схеме. «Мое» потому, что никогда не выходил из юрисдикции РПЦ МП. А что касается его взглядов, то «он один из немногих, кто по жизни своей имел право на это стариковское бескомпромиссное “ворчание”».

В том же духе высказался и Александр Щипков, когда-то давно и сам имевший шанс стать «диссидентом»: «Убитый протоиерей Павел Адельгейм, несмотря на споры со священноначалием, был «верным сыном Русской православной церкви Московского патриархата», отказывался перейти в оппозиционные РПЦ религиозные организации, и его фигуру нельзя политизировать».

И Щипков, и Петровский откровенно (спасибо им за это!) продвигают в СМИ картинку, которую протодиакон Кураев пытается навязать своим читателям исподволь. Мол, не было никакого конфликта и противостояния, не было диссидентства. Жил хороший батюшка, немного ворчун, немного спорил с архиереями (увы!), но все равно он, на самом деле, был предан Московской патриархии. А недостатки, о которых он говорил, — это частности и мелочи, неприятные, конечно, но не смертельные…

Образ протоиерея Павла Адельгейма сознательно и целенаправленно очищается от всякой оппозиционности, а его наследие — от всякого намека на принципиальное расхождение с генеральной линией Чистого переулка. Ибо в нынешнем виде оно для Московской патриархии взрывоопасно, и его надо успеть обезвредить. Как это лучше сделать? Если при жизни не удалось, образно выражаясь, задушить в объятиях, то нужно хотя бы сымитировать это после смерти.

Надо сказать, что операция стартовала достаточно грамотно. Удивляться этому едва ли стоит, ибо опыт посмертной приватизации тех, кто при жизни был непримиримым противником, у РПЦ МП огромен. В свое время это было проделано с рядом Новомучеников и Исповедников, на протяжении всей своей жизни стоявших на строго антисергианских позициях. Именно так, например, один из лидеров иосифлянского движения, епископ Виктор (Островидов), которого при жизни именовали главой «викторианского раскола», был причислен к лику святых РПЦ МП. Вдруг нашлись «свидетельства», что буквально накануне смерти он примирился с Сергием (Страгородским)…

Аналогичным образом обстоят дела и со святителем Иоанном (Максимовичем). При жизни он был последовательным оппонентом Сергия и РПЦ МП, в период захвата Китая красными оказался единственным епископом, который отказался перейти в Московскую патриархию. Таковым он оставался до самой своей кончины. Однако в 2008 году патриархийный церковный календарь поведал нам совсем иные, прямо-таки сенсационные, факты: «Архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович) (1896–1966), говорил: «Я каждый день на проскомидии поминаю Патриарха Алексия. Он Патриарх. И наша молитва все-таки остается. В силу обстоятельств мы оказались отрезаны, но литургически мы едины…» («Православный церковный календарь», М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. С. 6). Так самый непримиримый к сергианству епископ РПЦЗ в Китае посмертно «литургически соединился» с Московской патриархией.

Такого рода примеры можно приводить и далее, но достаточно и этих. Суть процесса полностью соответствует Евангелию: «Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы» (Лк., 11:47-48).

Строительство гробницы для отца Павла Адельгейма началось буквально через несколько часов после того как он принял мученическую кончину. Совсем недавно его еще обвиняли в клевете и «антицерковной деятельности». Сегодня же вчерашние обвинители выстраиваются почетным караулом у его гроба, заявляя всем остальным, что он «не вашего рода»… Так же, как святитель и исповедник Виктор (Островидов), как святитель Иоанн Шанхайский и многие, многие другие…


Стоит ли спорить с менеджментом фирмы, специализирующейся на строительстве гробниц для избитых ею пророков? Едва ли. В конце концов, для большинства из них «это только бизнес — ничего личного». Но для тех, кто не принадлежит к их числу, я все же дам одну ссылку, немного проясняющую, кто и чьего был рода.

А выводы каждый волен делать сам.

Димитрий Саввин,


для «Портала-Credo.Ru»
Tags: мученики, православие, рпц мп
Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments