anton21 (anton21) wrote in rus_vopros,
anton21
anton21
rus_vopros

романтик руского народа , - Сергей Федорович Шарапов, ч. 1, в 4-х частях, солидарность и кооперация

Оригинал взят у anton21 в романтик руского народа , - Сергей Федорович Шарапов , часть 1

    часть 1 - http://rus-vopros.livejournal.com/3267421.html

                        часть  2 , - http://rus-vopros.livejournal.com/3267228.html
                          часть 3 , - http://rus-vopros.livejournal.com/3266832.html
                          часть 4 , - http://rus-vopros.livejournal.com/3266768.html

                                        Сергей Федорович Шарапов

                                                     Сергей Федорович Шарапов (1855–1911)


До недавнего времени имя Сергея Федоровича Шарапова (1855-1911) было известно лишь очень узкому кругу историковв.
В русской, ни тем более в совецкой историографии нет ни одного труда, посвященного этому человеку.
До революции о С.Ф.Шарапове вышло только две статьи, а после 1917 года его имя не упоминалось в исследованиях вплоть
до 70-х годов.
Сказался и негативный отзыв ВИЛа, написавшего о Шарапове в статье "Перлы народнического прожектерства".
Только в начале 90-х годов в прессе появляются первые публикации, посвященные взглядам этого консервативного мыслителя. Упоминание о нем встречается и в работах, посвященных В. В. Розанову, с которым тот неоднократно полемизировал о сути религиозного осмысления семьи и брака.                                                                                                                                                                                                                   Наконец, читатели смогли ознакомиться и с "политической фантазией" Шарапова – повестью "Диктатор", вышедшей сначала в московском журнале "Новая книга", а затем дважды переизданной.

Герой этой книги – полковник Иванов неожиданно назначается Верховным Императорским Уполномоченным. Он производится в генерал-майоры и становится диктатором.






После "умиротворения России" Иванов должен сложить с себя все полномочия "к стопам Монарха", что актуально по-настоящее время и перекликается с работами Ильина И. А.
В своем первом выступлении перед высшими сановниками империи Иванов обосновывает свою программу: "Россия тяжело больна – ее нужно вылечить.
Лекарство для великой страны – не теория, не доктрина, а здравый смысл.
Сегодня как и вчера смысл затуманился и исчез у нас за странными и нелепыми понятиями о либерализме,
реакции ....                                                
                                                                                                                                                                                                                                                                  Его надо отыскать и восстановить и тогда только станет возможно правительству править, а народу  жить".
В наследство вчерашнему полковнику, теперь – правителю России досталась разоренная смутой страна, погрязшая
в политиканстве Дума, коррумпированные чиновники и мощный бюрократический аппарат, тормозящий любую инициативу.
В предисловии к изданию 1998-го года издатели написали об актуальности книги: Листая страницы "Диктатора", мы будто начинаем жить в двух пластах времени…
Начало и конец ХХ века смыкаются в один краткий миг Истории …

Итак ,  Сергей Федорович Шарапов родился 1 июня 1855 года в имении Сосновка Вяземского уезда Смоленской губернии                                               в родовитой дворянской семье Федора Федоровича и Лидии Сергеевны. После 2-й Московской военной гимназии (поступил в 1868, окончил с отличием в 1872 г.) Сергей продолжил образование в Николаевском инженерном училище в Санкт-Петербурге, которое вскоре был вынужден покинуть из-за болезни матери (1874 г.), так и не кончив полного курса, но получив специальность сапера.

С началом боевых действий на Балканах, Шарапов отправился добровольцем на войну в Боснию. По воспоминаниям, он "руководил военными действиями по 1 мая 1876 года", затем был захвачен в Загребе венгерскими властями и в мае 1877 г. выпущен на свободу. Ездил по Италии, бедствовал, начал подумывать о самоубийстве ("Жалея о проданном револьвере и не имея денег на веревку, я имел право только утопиться, для чего река По представляет хорошие удобства"). Но после нескольких дней полуголодного существования Шарапов, который по собственному признанию к тому времени разорвал "всякую связь с Богом по случаю либеральных теорий … и забыл, когда в последний раз молился", бросился со слезами на колени перед статуей Мадонны. В этот же день пришла почта от известного русского консервативного издателя и публициста Алексея Сергеевича Суворина, предлагавшего сотрудничать. Работа за границей в качестве корреспондента ведущей российской газеты "Нового времени" позволила Шарапову приобрести уникальный опыт. Вернувшись, осенью 1878 года на родину, он вышел в отставку и занялся сельским хозяйством, поселившись в Сосновке. Пробовал себя в политике, но безуспешно. Судьба забросила его в Москву, и он близко сошелся Иваном Сергеевичем Аксаковым (сотрудничал в его газете "Русь"), которого считал своим учителем, отмечая, что именно общение с известным славянофилом сделало его готовым выдержать "экзамен зрелости на русского человека". Помимо "Руси", Шарапов сотрудничал в "Голосе Москвы", "Промышленном мире" и других консервативных органах печати. Как и Аксаков, Шарапов испытал давление цензуры, когда с 1886 года начал издавать газету "Русское дело" финансируемую московским купцом-старообрядцем Д. И. Морозовым, которая получила неоднократные предостережения за критику правительства (1888, 1889 гг.) и в итоге была временно приостановлена.

В конце 80-х гг. завязалась переписка Шарапова с К. Н. Леонтьевым, ныне опубликованная О. Л. Фетисенко, после чего между двумя видными мыслителями установились отношения близкие к дружеским, и не без влияния Леонтьева Шарапов исповедался и причастился Великим постом 1888 года после 15-летнего перерыва.

23 июня 1890 г. Шарапов с отчаянием писал Леонтьеву о своей газете: "Мое "Р<усское> Д<ело>" окончательно погибло, дорогой Константин Николаевич, и я, кажется, перебираюсь в Петроград… Пожалуйста, Вы ведь читали начало моего романа (речь идет о романе "Чего не делать?" – А.Р.). Скажите по совести и прямо – художник я, или нет? Если да, ударюсь в это дело, если нет, останусь публицистом". В ответ Леонтьев, с присущей ему прямотой заметил, что, вряд ли следует "писать такие повести, которые никто не захочет во второй раз и видеть", и лучше оставаться талантливым и будящим мысль публицистом.

Шарапов создал и выпускал газету "Русский труд" (1897-1902 с перерывами), которую постигла та же участь, затем последовала "Русская беседа", которая разделила судьбу предыдущих изданий. На свет появился "Мой дневник", в виде отдельных брошюр, но название пришлось по цензурным соображениям упрятать внутрь. На обложку были вынесены нейтральные названия: "Сугробы", "Посевы", "Жатва", "Заморозки", "Пороша", "Метели" и т.п. Впоследствии, ненадолго возобновилось издание "Русского дела", за которым последовал "Пахарь". Попыткой прорыва информационной блокады стало издание "Свидетеля" (1907-08).

Шарапов также издал "Московский сборник" (М., 1887), куда помимо его работ вошли произведения М.Д.Скобелева, А.А.Киреева, Ф.М.Достоевского, И.С.Аксакова и др., и сборник "Теория государства у славянофилов" (СПб., 1898), включавший труды И. С. и К. С. Аксаковых, А. В. Васильева, А. Д. Градовского, Ю. Ф. Самарина; был автором ряда художественно-публицистических произведений (роман "Кружным путем", утопия "Через полвека", политическая фантазия "Диктатор" и др.).

Шарапов пытался, по собственным словам, "к русскому церковному учению Хомякова, историческому И. С. Аксакова, политическому Н. Я. Данилевского прибавить русское экономическое учение" и продемонстрировать, что "есть возможность создать научную денежную систему, в основе коей лежало бы также нравственное начало". Объектом постоянной критики с его стороны служил порядок денежного обращения, установившийся в России в результате реформ С.Ю.Витте.
"Моей мечтой, писал Шарапов, было освободить, разумеется, легальным путем, Россию от этого проходимца-разорителя …". Борьба шла с переменным успехом, но в итоге Витте благодаря хитрости смог одолеть своего оппонента, навязав ему денежную субсидию, и тем самым, скомпрометировав его.

Шарапов выделял три главные функции государственной денежной системы:
-счетчика народного труда;
"организатора и направителя" народного труда;
защитника государства от соседей-конкурентов и "хищной международной биржи".


Золотое обращение, по мнению Шарапова, не обеспечивало выполнения этих функций, и он предложил провести ликвидацию золотой валюты, и ввести "абсолютные деньги", которые должны были находиться в распоряжении центрального государственного учреждения, регулирующего денежное обращение. При этом государство должно было выпускать только необходимое количество денежных знаков, а денежная единица должна представлять некоторую постоянную, совершенно отвлеченную меру ценностей (бумажный рубль).
Шарапов считал, что введение золотой валюты пагубно еще и тем, что лишило земледельцев оборотного капитала,                                                            т. к. при наличии бумажных денег всегда можно прибегнуть к эмиссии, а после возвращения кредита изъять бумажные деньги                                   из обращения. Резко отрицательно отнесся Шарапов и к предпринятому Витте привлечению иностранных капиталов в Россию, утверждая, что эти капиталы не работают на отечественную экономику, оставляя основную часть доходов от производства в руках иностранцев.

Деятельность Шарапова не ограничивалась только публицистикой. Он продолжал хозяйствовать, прославился как изобретатель плугов новой системы, которые с успехом экспонировались на многих выставках (их создатель получил 16 наград, в том числе 10 первых), и основатель Сосновской мастерской этих плугов. В 1903 году российское Министерство земледелия послало коллекцию плугов общества "Пахарь" на сельскохозяйственную выставку в Аргентину. Русские экспонаты, в частности коллекция сельскохозяйственного инвентаря, имели там большой успех.

Попытка "похода в политику" закончилась для Шарапова неудачно. Непродолжительное время он являлся одним из учредителей и руководителей Союза Русских Людей (СРЛ), входил в состав его Исполнительного Совета (1905).                                                  Участвовал в составлении программы Союза землевладельцев (1905), стоял у истоков Русской Народной Партии (1905), в которую хотел преобразовать СРЛ. Он также вел активную общественную деятельность, неоднократно выступал с докладами в Русском Собрании, вместе тем, подчеркивая свою дистанцированность от монархических организаций:                                                                            "Я не принадлежу ни к какой партии и в нашей печати и литературе стою совершенно особняком".
Не всегда гладко складывались его отношения с соратниками по правому лагерю. Шарапов критиковал А. И. Дубровина,                                         А. Г. Щербатова, В. М. Пуришкевича и других лидеров монархического движения.                                                                                                                                Сам мыслитель признавался: "Была у меня идея создать Русскую Народную Партию, но когда я увидел… как почтенные люди… садятся на палочку верхом и пускаются во весь карьер, чтобы обскакать противников на выборах, мне стыдно стало моего увлечения…".                                                                                                                                                                                                                                                                            В ноябре 1905 года руководителем СРЛ был избран князь Щербатов, вместе с которым Шарапов неоднократно выступал                                            за отмену золотой валюты и проведение правительством протекционистской политики в интересах отечественной промышленности.

Свои надежды Шарапов связывал с сильным самодержавным государством, которое, опираясь на систему самоуправления, смогло бы добиться "приведения капиталистического потока в некоторые рамки".                                                          Не в последнюю очередь этому должен был помочь проект устроения "национального, исторического русского земско-самодержавного строя". Главная работа, посвященная этому проекту – "Самодержавие и самоуправление" впервые увидела свет в 1899 году в Берлине. В предисловии к изданию Шарапов писал: "Горько и больно, что подобные вещи приходится печатать за границей, словно какое-нибудь нигилистическое издание, но что же делать? Мы зашли так далеко в нашей нетерпимости                                              ко всякой свежей, не шаблонной мысли, мы так упорно навязываем одну казенную форму патриотизма, не допуская ничего, что подрывало бы святость и непогрешимость бюрократического начала, что ничего другого не остается".                                                                               Автор не был уверен, что российская цензура пропустит его книгу, и оказался прав. Ее переиздание в 1903 году в Москве привело к конфискации и уничтожению значительной части тиража.                                                                                                                                                                                                 В 1905 году работа вновь увидела свет при газете "Русское дело". В 1907 году в Москве вышла книга Шарапова "Россия будущего" с подзаголовком "Третье издание "Опыта Русской политической программы", в которую вошло исследование "Самодержавие и самоуправление", а также переписка с редактором газеты "Гражданин" князем В.П.Мещерским". Различные издания этой работы были известны в монархических кругах. На берлинскую публикацию неоднократно ссылался один из крупнейших юристов самодержавной России П.Е.Казанский в своей работе "Власть Всероссийского Императора". О московской публикации 1905 года с одобрением отзывался известный идеолог монархизма Л.А.Тихомиров, стремившийся найти в ней подтверждение своим мыслям о всевластии и порочности отечественной бюрократической системы.

Как убежденный монархист Шарапов с самого начала своей работы постоянно подчеркивал приоритет власти монарха. Более того, он доказывал, что изложенная им программа сочетания централизма и децентрализма призвана освободить главу государства от решения массы вопросов, которые вполне успешно могут быть решены на местах.

Подсчитав часы, затрачиваемые монархом на решение дел государственной важности, Шарапов приходит к выводу, что поскольку самодержец в силу объективных причин не может все решать сам, то за него действует бюрократия.                                                            Именно она и создает тромб в кровеносной системе государства, препятствуя взаимодействию власти и народа. "Самодержавие государя на глазах у всех обращается в самодержавие министра, последнее обращается в самодержавие директора, начальника отделения, столоначальника". Как мы видим, своих рассуждениях о бюрократии и самодержавии Шарапов продолжил традицию от славянофилов XIX века. Он и сам постоянно подчеркивал, что излагаемая им программа, есть "славянофильская программа государственного устройства".

В качестве альтернативы сложившейся бюрократической системе Шарапов предлагает схему управления, отделяющую "дело государево" от "дела земского". Согласно этой схеме, нужно создать "непосредственно под государем ряд крупных территориальных земских единиц, самоуправляющихся в пределах и на основании данного монархом закона. В каждой из этих единиц власть разделяется между представителем монарха, задача коего есть охранение закона от малейшего нарушения, и представителями самоуправления, коим принадлежит совершенно самостоятельное ведение всех дел области в пределах данного закона". Таким образом, возникает "ряд живых общественных самоуправляющихся земских организмов". Государство олицетворяет самодержец, а земщину – крупные самоуправляющиеся области.                                                                                                                                                     Согласно Шарапову, существующая земская система должна быть ликвидирована, поскольку число земских губерний излишне велико, к тому же земства введены не во всех регионах России. Должно быть образовано двенадцать "коренных русских областей" и шесть "инородческих областей". Таким образом, всего получается 18 областей, созданных на основе географического, административного и этнического деления.




Tags: грядущая россия, кооперация, рго, ри, русская экономика, социальный национализм, экономика
Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments