Однако, горькая ирония человеческой судьбы, как трагедия по утрате этих двух величайших умов и душ человечества знаменует для всех христиан мученичество апостолов Петра и Павла внешне связанных с их учением о власти; Пётр, равно как и Павел провозгласили богоустановленность царской власти, и, кажется, именно эта власть в лице нечестивого и жесткого ц. Нерона обрушилась на головы христианских мучеников. Но, мы знаем, - трагедия умаляется тем фактом, что Пётр и Павел пострадали как простые люди (с точки зрения Нерона), а учение Петра и Павла было о духовном, свыше-человеческом понимании власти царской, поэтому факт их убийства, фактически, именно царём не говорит о несоответствии с учением апостольским. Не сама богоустановленность власти убила их как людей, а несостоятельность и бездуховность человеческая в лице имп. Нерона. Это для православных христиан является фактом даже более выдающимся, чем внешнее - трагедийное для всех прочих людей не видящих всей сути происшедшего.
Поэтому несмотря на сегодняшнею радость связанную с почитанием этих двух великих мужей, и не могу не упомянуть об факте их мученичества сославшись на церк. историка Евсевия Кессрийского.
Глава XXV. О гоненіи при Неронѣ, во время котораго Апостолы Павелъ и Петръ увѣнчались въ Римѣ мученическою смертію за благочестіе.
Утвердивъ свою власть, Неронъ обратился къ дѣламъ нечестивымъ, а наконецъ вооружился и на самое почитаніе истиннаго Бога всяческихъ. Описаніе жестокости его души вообще не входитъ въ планъ настоящаго сочиненія. Объ этомъ есть уже много повѣствованiй самыхъ подробныхъ, – и кто хочетъ, можетъ узнать изъ нихъ мрачное неистовство этого человѣка. Погубивъ тысячи людей безъ всякой прнчины, онъ простеръ свою кровожадность до-того, что не щадилъ самыхъ близкихъ и любезныхъ себѣ лицъ. Онъ подвергъ разнымъ родамъ смерти мать и жену, вмѣстѣ съ другими безчисленными своими родственниками, какъ будто-бы они были его враги и непріятели. Но за всѣмъ этимъ ему недоставало еще одного титла – быть первымъ изъ императоровъ гонителемъ Божественной Религіи. Объ этомъ опять Римлянинъ Тертулліанъ пишетъ такъ [1]: «обратитесь къ вашимъ записямъ, – въ нихъ вы увидите, что Неронъ первый возсталъ на наше ученіе и свирѣпствовалъ противъ него особенно въ Римѣ, хотя владѣлъ всѣмъ Востокомъ. Мы хвалимся такимъ установителемъ нашей казни; ибо кто знаетъ его, тотъ легко пойметъ, что онъ могъ осудить только величайшее благо». – Итакь сей-то особенно, первый изъ всѣхъ богоборецъ восталъ для убіенія Апостоловъ. По сказанію историковъ, при немъ въ Римѣ обезглавленъ Павелъ, при немъ также распятъ на крестѣ Петръ. Это сказаніе подтверждается надписаніемъ именъ Петра и Павла, которое на римскихъ кладбищахъ сохранилось доселѣ. О мѣстѣ, гдѣ погребены священные останки упомянутыхъ Апостоловъ, говоритъ также одинъ церковный писатель по имени Кай, жившій при римскомъ епископѣ Зефиринѣ и состязавшійся письменно съ Прокломъ, начальникомъ катафригійскаго ученія [2]. Вотъ его слова: «я могу показать тебѣ трофеи Апостоловъ. Приди только въ Ватиканъ, или на дорогу остійскую [3], – тотъ-часъ увидишь побѣдные знаки основателей римской церкви. А что оба они приняли мученическую смерть въ одно время, объ этомъ епископъ коринѳскій Діонисій, письменно бесѣдуя съ Римлянами, свидѣтельствуетъ такъ: «вотъ и вы этимъ напоминаніемъ [41] соединили насажденія, произращенныя Петромъ и Павломъ въ Римѣ и Коринѳѣ; потому-что оба они насадили насъ Коринѳянъ и оба учили, равно-какъ и въ Италіи, – оба они учили и оба въ одно время пострадали». Это свидѣтельство я привелъ для бóльшаго подтвержденiя сказанiй исторiи.
1)Tertull. apol. adu. gent. c. 5.
2)О немъ см. ниже кн. 5, гл. 14.
3)Полагаютъ, что Петръ погребенъ быль на ватиканскомъ холмѣ, а Павелъ – при остійской дорогѣ.
Источникъ: Сочиненія Евсевія Памфила, переведенныя съ греческаго при Санктпетербургской Духовной Академіи. Томъ I. — СПб.: Въ типографіи Е. Фишера, 1848. — С. 57-110.
Community Info