anton21 (anton21) wrote in rus_vopros,
anton21
anton21
rus_vopros

О формировании ходячих мнений или 1962г.vs Военно-полевая юстиция Столыпина

Никто не написал ни одной обличительной монографии про жутчайшие репрессии против советских граждан 1962 года. Ну, нехотя признают, что в 1937-1938. были «эксцессы и перегибы». Но, в то же время , ведь в 1962 году вынесли почти в два раза больше приговоров к смертной казни, чем за весь период деятельности военно-полевых судов в годы Столыпина .

Оригинал взят у corporatelie в О формировании ходячих мнений или 1962г.vs Военно-полевая юстиция Столыпина

Сегодня я бы хотел в очень краткой форме поделиться некими статистическими рядами, в дополнении к компаративистискому сравнению применения ВМН в Российской Империи 1825-1917 и СССР 1930-1953гг.








Меня всегда занимало и вдохновляло создание неких устойчивых образов и стереотипов в общественном сознании, благодаря применению усиленных пафосных эпитетов и публицистических экзерсизов. Самое удивительное, что в народном сознании эти образы настолько устойчивы, что живы даже в научном сообществе.
Например,  всем известно отношение классической советской историографии к царизму, особенно к царизму пореформенному. Если про царей и князей дальних и древних еще дозволено было говорить нечто положительное, то больше всего уничтожающей критике подвергались царствования двух последних Императоров,- Александра III и Николая II(особенно последнего). Если систематизировать количество морализаторства и обличительного пафоса излитого на «столыпинские галстуки» и положение об охране за все годы существования СССР можно выпустить несколько солидных томов обличений.  На мой взгляд, объясняется это вполне понятной причиной,- именно в 1880-1917гг. происходил генезис общественно-политических сил, захвативших власть в 1917г и именно с этими царями, именно конкретно против этого «царского режима»(а не усредненного «царизма вообще») и боролись страдальцы за народное счастие в лице разнообразных категорий революционеров. Поэтому можно было умеренно позитивно оценивать киевских князей, но про репрессии Столыпина нужно было поэтизировать и морализировать по максимуму.
Оговорюсь, меня не восторгают никакие казни, я отдаю себе вполне трезвый отчет, что до революции в России было масса всего нехорошего и злого,- жесткосердные тюремщики, антисанитария, пьяные казаки, изнасилования,  тиф, зло, ложь, жестокость, польские восстания и т.д.. Кисельных берегов не было. Российская Империя была вполне реально существующей, если позволите, реально-исторической  исполинской страной со сложнейшей историей, которую бессмысленно изучать без поправки на критерии эпохи. Исследуя вплотную пенитенциарную систему поздней Империи я начитался всякого. И хорошего, и плохого. НО.
Это все общие слова. А, по мне, нет ничего хуже и антинаучнее макроисторических обобщений. Конкретика и специфика,- вот что является фундаментальным для понимания того или иного исторического явления.
Ключевым моментом мне представляется соотношение условного «позитива и негатива» в общей тенденции. Плохое, он есть практически везде, даже в Андорре и Лихтенштейне. Но никто в трезвом уме и твердой памяти не будет считать Андорру Третьим Рейхом только потому что тамошний полицейский избил велосипедиста. К чему я веду. А к тому, что фарисейство и двоемыслие,- очень нехорошо.

Забавно когда на явления математически в разы менее страшные применяют ну совершенно неуместные пафосные эпитеты, особенно будучи апологетом режима, который позволял себе опять же чисто математически в разы более кровавые и масштабные репрессии. Я бы принял критику столыпинских казней и условий содержания в царской тюрьме от инопланетян, но не от лауреата сталинской премии Михаила Николаевича Гернета.

Оцените моральный пафос Гернета.
«В каждой из глав этой книги излагаются факты гнета и произвола суда и администрации царизма, нисколько не ценивших человеческую жизнь.
«Тюремный режим был вернейшим средством физического и душевного калечения и уничтожения пленников царизма. В. И. Ленин не раз вскрывал подлинные задачи царской тюрьмы и тюремного режима. В. И. Ленин писал об истреблении «... тюрьмой, ссылкой, расстрелами и пытками всего цвета крестьянской молодежи», о зверствах «...царских тюремщиков, истязавших в Вологде и Зерентуе наших товарищей каторжан, преследуемых за их геройскую борьбу в революции...»,
«Из этих миллионов многие тысячи были заключены в царские тюрьмы на долгие годы или с тем, чтобы уже никогда из них не выйти и умереть внутри тюремных застенков. Режим тюрьмы был рассчитан на то, чтобы осужденные всем своим существом, физически и морально, познали непомерную тягость таких видов лишения свободы, как каторга, исправительные арестантские отделения и т. д.
Но и это было еще не все. Часть заключенных, в первую очередь отправляемые на каторгу революционеры, обрекалась, как это показала практика с несомненною очевидностью, на смерть внутри тюремных стен. Невыносимые санитарные и гигиенические условия заключения, дисциплинарные наказания, суровый режим, полуголодное существование, систематические избиения и истязания — все это приводило к массовому физическому уничтожению заключенных.<...>

Царская тюремная медицина сделала все зависящее от нее для распространения болезней и для укорачивания жизни тех, кто имел несчастье попасть в заключение; тюремная медицина, за редчайшими исключениями, не только уживалась с совершавшимся на ее глазах изо дня в день, из года в год безобразнейшим попиранием всех требований врачебной науки, но даже санкционировала такие способы физического калечения, как телесные наказания, карцер, истязания, избиения и т. д.».
Чтобы сказал Михаил Николаевич глянув одним глазком на Кулойлаг 1938г. или Сазлаг 1931г.? Думаю, превратился бы в свеклу от стыда.
«Такова была царская тюрьма во всех ее разнообразнейших видах в начале XX века. Тюрьма могла ставить себе различные задачи — устрашение, возмездие, изолирование, «нравственное исправление» и пр. Но ее сущность везде — и в холодной, сырой, бревенчатой тюрьме-избе далекой Сибири, и в хорошо оборудованных, выстроенных напоказ тюремных зданиях некоторых центральных городов — оставалась одна и та же: открытое или замаскированное физическое уничтожение заключенных.»[1]. Конец цитаты.

Но о Гернете я уже писал, сегодня я бы хотел разобрать еще одни рулады ныне здравствующего признанного специалиста по истории «Народной Воли» доктора исторических наук Николая Алексеевича Троицкого, профессора Саратовского государственного университета, высказанные им в статье  «На земле стоит комод...».Александр III: Время, Правление, Личность // Свободная мысль-XXI. 2000. № 5.

Призываю я проанализировать его сентенции по следующему принципу,- сначала очень внимательно вчитайтесь в мощные и сострадательные эпитеты и гиперболы, применяемые профессором Троицким, а затем в конце обратите внимание на конкретно-цифровое выражение репрессивности жуткого и репрессивного правления Александра III.
"Ссыльно-каторжный режим для политических при Александре III был «самым жестоким» за всю историю царской тюрьмы с 1762 года  Именно Александр III в 1884 году открыл зловещую «Государеву тюрьму» в Шлиссельбургской крепости, а вслед за тем (в 1886 году) — политическую каторгу на Сахалине. Злодеяния его тюремщиков возмещали и российскую, и мировую общественность. Две трагедии 1889 года — Якутская 22 марта (когда царские опричники застрелили и закололи штыками шесть ссыльных протестантов, включая женщину — Софью Гуревич, а затем после суда над остальными еще троих повесили) и Карийская 7 ноября (когда первое в России телесное наказание женщины-политкаторжанки — по личному велению Александра III — повлекло за собой ее и других каторжан массовое самоубийство)— вызвали на Западе настоящий взрыв протеста против царского деспотизма.
Выдающийся поэт Англии Чарльз Суинберн написал в те дни оду под названием «Россия», где говорилось: сам Данте «на отдаленнейших дорогах ада... не видел ужасов, которые могли бы сравниться с тем, что ныне происходит в России» В США Суинберну вторил Марк Твен. «Только в аду, — писал он С.М.Степняку-Кравчинскому, — можно найти подобие правительству вашего царя». Под впечатлением знаменитой книги Джорджа Кеннана «Сибирь и ссылка» о царской ссылке и каторге (эта книга обошла всю Америку, а потом и Европу) Твен назвал Александра III «каменносердым, кровожадным маньяком всея Руси». В самой России Лев Толстой с болью писал «об ужасах, совершаемых над политическими», и питал «отвращение» к Александру III, а педагог и публицист Н.Ф.Бунаков считал, что «ужасы России в 80-х годах немного отстали от ужасов царствования Иоанна Грозного».
Казнили противников самодержавия при Александре III с редким даже для азиатчины варварством. Тимофей Михайлов был повешен три раза, так как дважды, уже повешенный, он срывался с виселицы. Такого не бывало в России ни раньше, ни позже. Очевидец этой казни, немецкий журналист, писал в «Kölnische Zeitung» 16 апреля 1881 года: «Я был свидетелем дюжины казней на Востоке, но никогда не видел подобной живодерни».<..>

Отдельные положительные черты царствования Александра III ни на йоту не искупают общего негатива: ложки меда, сколько бы их ни было, не усластят бочку дегтя. Рептильное титло этого монарха «Царь-Миротворец» его противники не без оснований переиначили в другое: «Царь-Миропорец», имея в виду его пристрастие (по рецепту князя Мещерского) к порке — кого угодно (включая женщин), но главным образом — крестьян, к порке и порознь, и вкупе, целым «миром». Все вообще царствование Александра III Лев Толстой определил как «глупое, ретроградное», как один из самых мрачных периодов отечественной истории: Александр III пытался «вернуть Россию к варварству времен начала столетия», вся его «постыдная деятельность виселиц, розг, гонений, одурения народа» вела к этому. Так же, хотя и в менее резких выражениях, оценивали правление Александра III П.Н.Милюков, К.А.Тимирязев, В.И.Вернадский, А.А.Блок, В.Г.Короленко а М.Е.Салтыков-Щедрин увековечил александровскую реакцию в образе «Торжествующей свиньи», которая «кобенится» перед Правдой и «чавкает» ее.»[2]

А теперь внимание. Смотрим на статистику, которую аккуратно приводит тот же Троицкий: «При Александре III прошли 98 судебных процессов против более 400 «политических» вынесены 86 смертных и 210 ссыльно-каторжных приговоров.» Вот это у нас «азиатское варварство» в конкретно-статистическом выражении.
За 10 лет. 86 смертных приговоров и 210 каторжан. Причем реально казнено было еще меньше. Запомним эти цифры. За уголовные преступления (разбой, убийство, сопротивление властям) за все время правления А3(13 лет) казнили около двухсот человек.[3]
Я не буду даже близко трогать 1937-1938гг. когда в день в среднем расстреливали по 1000 человек в день в течение одного года. Вы также можете быстро проглядеть статистику смертных казней с любого года, начиная с 1917 по 1945гг. Так вот, за каждый год советской власти казнили больше(иногда более чем в 3500(!!!) раз) , чем за все время правления  «азиатского варвара», «торжествующей свиньи» Александра III и почти всегда больше, чем за все время «невероятных» репрессий  П.А.Столыпина. Вдумайтесь в эти математические, совершенно нейтральные и конкретные пропорции, а теперь прикиньте, какими бы пафосными эпитетами можно поименовать советскую власть c позицией Н.Троицкого, если честно и универсально одинаково применять морально-этические критерии на карательную политику двух режимов.

Но давайте не трогать выделяющиеся даже на фоне остальных лет аномальные 1937-1938гг.,  1930г. или там 1933г в аспекте расстрелов.
Обратимся далеко не к 1920-1953гг., там разница будет совершенно астрономическая, а к вполне себе развенчавшему культ личности, «подобревшему» СССР образца 1960-х годов.
Глянем на статистику смертных казней одного мирного 1962 года. Сталина уже давно нет. Пост-индустриальное общество маячит на горизонте. Космос.
Внимание,- в 1962 г. в РСФСР(даже не во всем СССР) было осуждено к смертной казни 2159 человек[4]. Иначе говоря, в 30 раз больше, чем за 10 лет правления чудовищного Александра III было осуждено к ВМН политических(еще было около двухсот приговоров по уголовным статьям, т.е если говорить об общей пропорции разница составит примерно 9 раз)  .  Хочу напомнить,  мы говорим об СССР, который осудил культ личности.
А теперь сравним со «столыпинской реакцией», да и вообще с репрессиями царизма.
Всего, по подсчетам дореволюционных исследователей, с 1825 года по 1905 год к смертной казни в царской России был приговорен 1397 человек, казнено 894 человека[5]. За 100 лет «кровавого» царизма.
Можно спорить насколько эти данные полны для довольно архаичных времен Александра I и Николая I, но порядок цифр достоверен с 1860-х годов и он уже не изменится.
Одиозные военно-полевые суды Столыпина, действовавшие 8 месяцев с 1906 по начало 1907г.  вынесли чуть больше тысячи смертных приговоров, реально казнено 683 человека[6]. В основном, за убийство.
А вот в 1962 году в РСФСР осудили к смертной казни 2159 человек. А теперь вдумаемся в очередной медицинский факт,- в 1962 году в одной только республике Союза было приговорено к смертности казни больше людей, чем приговорено и казнено за всю деятельность военно-полевой юстиции при Столыпине.
Сравним  количество пафоса о военно-полевой юстиции Столыпина с пафосом по отношению к статистике 1962 г.?  Если честно, я обличительного пафоса относительно 1962г. вообще нигде не встречал. Вообще. Никто не написал ни одной обличительной монографии про жутчайшие репрессии против советских граждан  1962 года. Ну, нехотя признают, что в 1937-1938. были «эксцессы и перегибы». Но,  в то же время , ведь в 1962 году вынесли почти в два раза больше приговоров к смертной казни, чем за весь период деятельности военно-полевых судов в годы «жесточайшего террора столыпинской своры». И молчок.
Но ведь были еще военно-окружные суды!O tempora!
За 1905-1913 гг. было казнено 2981 человек.[7] В оппозиционной литературе и прессе есть чуть большие оценки, но порядок цифр в источниках именно таков.
Повторюсь,- в одном только 1962г. в одной союзной республике приговорено к смертной казни - 2159 человек. Но никто на сей по меньшей мере любопытный факт не применяет никаких усиленных эпитетов ни в публицистике, ни в научных монографиях, в общественном сознании есть «столыпинский галстук», но никакого «хрущевского ружья» в нем нет и в помине. Так и формируются знаменитые стереотипы.
А теперь еще показательная статистика,- с 1962-1989  в СССР к смерти было приговорено к смертной казни 24 422 человека, из них помиловано 2 355.  Соответственно,  реально казнено было за эти годы 22 тысячи человек.[8]

Напомню, что с 1825 по 1913 год в Российской Империи было казнено по линии ординарной юстиции 3875 человек(есть оценки в 5-6 тыс. в самых оппозиционных правительству изданиях).[9] Почти за 100 лет. Включая военно-полевую юстицию и «миропорство» Александра III.

Напомню цитату из статьи проф.Троицкого: «Выдающийся поэт Англии Чарльз Суинберн написал в те дни оду под названием «Россия», где говорилось: сам Данте «на отдаленнейших дорогах ада... не видел ужасов, которые могли бы сравниться с тем, что ныне происходит в России». Это cказано о репрессиях Александра III.
Что же тогда можно сказать о 1962 годе? Скольких Данте нужно посадить на кончик иглы, чтобы хоть в первом приближении охарактеризовать разгул казней 1962 года с тех же позиций и исходя из тех же оценочных критериев?
Причем я хочу подчеркнуть,- я нисколько не пытаюсь доказать, что эти люди были невиновными и не пытаюсь сейчас поднимать сложный вопрос о том, заслуживали казненные смерти или нет. Я говорю вообще о другом. О механизме формирования стереотипов и ходячих мнений, в отрыве от фундаментального математического фактора,- статистики.

Спасибо за внимание.

[1]Гернет М. Н. История царской тюрьмы. М., 1963.
[2]Троицкий Н. А. «На земле стоит комод…». Александр III: Время, Правление, Личность // Свободная мысль-XXI. 2000. № 5.
[3] Смертная казнь: Сборник статей / Таганцев Н.С. – С.-Пб.: Гос. Тип., 1913.
[4]Михлин А. С. Смертная казнь вчера, сегодня, завтра М. 1997. С. 53.
[5]Миронов Б.Н. Социальная история России. Т.2. СПб, 2000. – С.30. По общей статистике смертных приговоров до революции см. Русское богатство 1909. № 4. С. 80-81; Полянский Н.Н. Царские суды в борьбе с революцией 1905-1907 гг. М., 1958. С. 215;Ежегодник газеты <Речь>на 1914 г. Пг., 1914. С. 41.
Гернет М.Н., Против смертной казни, СПб, 1907, с. 385-423; Смертная казнь: Сборник статей / Таганцев Н.С. – С.-Пб.: Гос. Тип., 1913.
[6]Там же.
[7]Там же.
[8]Гилинский Я. И. Кризис системы уголовных наказаний//Социологические исследования. -1993. - № 8. - С. 70 – 73; Михлин А.С. Смертная казнь вчера, сегодня, завтра М. 1997 С. 53
[9]См.5.





Tags: геноцид, ссср-ия, террор
Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments