anton21 (anton21) wrote in rus_vopros,
anton21
anton21
rus_vopros

романтик руского народа , - Сергей Федорович Шарапов , часть 3

часть 1 - http://rus-vopros.livejournal.com/3267421.html

                        часть  2 , - http://rus-vopros.livejournal.com/3267228.html
                          часть 3 , - http://rus-vopros.livejournal.com/3266832.html
                          часть 4 , - http://rus-vopros.livejournal.com/3266768.html

Проекты модернизации аграрной сферы соседствовали в работах Шарапова с критикой промышленной индустриализации России. В издаваемой им газете "Русское дело" появлялись статьи с жалобами на то, что развитие российской промышленности приводит к росту рабочего сословия, "которое чуждо сельскому патриархальному миру и даже презирает его". Государство должно в первую очередь развивать не промышленность, а сельское хозяйство, поскольку Россия – аграрная страна.



Усиленное насаждение промышленности отнимает рабочие руки у земледелия. В связи с этим Шарапов критиковал Витте за то, что тот способствовал созданию крупной текстильной промышленности в результате чего "нужно было совершенно уничтожить наше домашнее ремесленное прядение и ткачество и заставить русский народ бросить льняные и шерстяные домодельные ткани и начать одеваться в хлопок".

При всех критических выпадах Шарапов понимал, что "капитализм идет своим ходом", устранить этот капитализм нельзя,                   и он должен "логически завершить свой круг". Все надежды связывались только с сильным самодержавным государством. Обращаясь к рабочему вопросу, Шарапов, подобно многим другим консерваторам, отрицал существование глобальных противоречий между трудом и капиталом, утверждая, что труд и капитал – это "члены единого организма". Занимая такую позицию, он призывал рабочих радоваться, если предприниматель наживает "огромные барыши" и богатеет. "Барыши возбуждают зависть в других, открываются новые дела, являются новые капиталы. Этим капиталам нужны рабочие руки, их не хватает, и вот капиталисты наперебой поднимают заработную плату". Интересы рабочего должен был защищать закон и правительство. Именно закон должен был регулировать продолжительность рабочего дня, обеспечивать охрану труда, решать вопросы социального страхования, пенсий и т. п. Профессиональные организации рабочих отвергались Шараповым наравне с синдикатами и союзами промышленников. В роли арбитра при решении споров выступало государство.

Шарапов так же надеялся, что государство сумеет удержать управленческие традиции за дворянским сословием.                                              Реформа 1861 года привела к тому, что помещики, оставшиеся без рабочей силы были вынуждены или обращаться в земельных ростовщиков или же, попытаться любой ценой заполучить себе в качестве наемного работника крестьянина, отрывая его от собственного хозяйства. Чем хуже было положение крестьянина, тем больше было у помещика шансов заполучить его к себе. Выход из этого замкнутого круга Шарапов видел в создании взаимовыгодного союза помещика и свободного крестьянина. Дальнейшую перспективу дворянства, как суть и соль руской элиты, - Шарапов определял следующим образом: "сословие абсолютно бескорыстное, совершенно лишенное классового эгоизма. Все живут более или менее для себя и имеют свои интересы. Интерес дворянства – интерес общий: государства, земли, народности. Все говорят за себя – дворянство говорит за всех".

Шарапов выступал за восстановление Патриаршества, считал, что необходимо изменить отношение к старообрядчеству, в котором он видел воплощение традиции и крепкого быта.

Критически относясь к социалистическим идеям, Шарапов не только допускал необходимость открытой полемики с ними, но и полагал, что социализм являлся своеобразной "религией", занимающейся поисками счастья на земле. Но в противоположность христианству ("религии добра"), социализм, пытаясь добиться счастья путем борьбы, есть "религия ненависти". Шарапов рассуждал о "полном параллелизме социализма и христианства", предлагал переместить "у любого из атрибутов" христианства "плюс" на "минус", в результате чего "получится соответственное понятие у социалистов". Однако ни о каком синтезе социализма и христианства здесь речи нет. Шарапов, наоборот, опасается, что России, возможно "придется пережить еще нечто совершенно неизведанное – опыт государственного и общественного творчества в духе социальной доктрины" ( интернацональный социализм, - а не руский социальный национализм, что было бы спасением от коммунистический идей экспроприации).

Геополитические прогнозы Шарапова нашли отражение в романе-утопии "Через полвека", в котором описана Российская Империя 1950-х годов. Герой утопии, уснувший в 1901 году, пробуждается через полвека и видит осуществление славянофильских проектов. Константинополь является четвертой столицей новой Империи. Он представляет вольный имперский город с небольшой территорией вокруг. Укрепления Босфора и Дарданелл хотя и упразднены, и потеряли военное значение, находятся в руках России.

Правительство расположено в Киеве, вторая столица – Москва, третья – Петербург. Западная граница проходит у Данцига (Гданьска), включает всю Восточную Пруссию, Австрию, Чехию с Моравией, мимо Зальцбурга и Баварии граница спускается к Адриатическому морю, включая в состав страны Триест. В эту Империю входят Бухара, Персия, Афганистан, Царство Польское с Варшавой, Червонная Русь со Львовом, Чехия с Веной, Венгрия с Будапештом, Сербо-Хорватия, Румыния с Бухарестом, Болгария с Софией и Адрианополем, Греция с Афинами. Империя раскинулась "на половину Европы и Азии, от Северного до Индийского океана и от Великого Тихого океана до Архипелага и Адрии".

Идеи Шарапова не были восприняты ни в либеральных, ни в консервативных кругах. Либералы считали его "замшелым" ретроградом, готовым обслуживать власть. Именно в таком духе высказался о нем В.П.Обнинский в своей крайне пристрастной книге "Последний самодержец: Очерк жизни и царствования императора России Николая II".
Время все расставило по своим местам… В период смутных событий 1917 года либералы, которые по собственному признанию Шарапова "терпеть не могли" с удивлением и ужасом прочитали в "Петроградских ведомостях" одно из его давних предсказаний о возможности осуществления в России конституции, парламента, свободы печати и т. п.: "Поверьте мне на слово, что самая возмутительная стамбуловщина покажется детской шалостью перед тем, что будет у нас. При нашей некультурности и необузданности, при нашей свободе от всяких традиций мы явим миру такое поучительное зрелище "свободной страны", что самые ярые либералы станут вздыхать о временах Толстого, Сипягина и Плеве". Так и произошло. Уже в эмиграции поэт В.А.Смоленский спросил А.Ф.Керенского: "Скажите, Александр Федорович, если бы завтра большевизм рухнул, какую бы вы хотели для России свободу?". "Такую, как при Александре III" – подумав, ответил бывший трибун революции.

К сожалению, не принимали идей Шарапова и многие консерваторы, видевшие в его проектах покушение на административную и территориальную целостность России. Это послужило причиной конфликта со "Светом", в котором Шарапов на некоторое время нашел приют, и возможность печатать свои работы. Как публицист, он ощущал чувство "политического одиночества", как писатель не был популярен. Его попытки повлиять на власть заканчивались, как правило, столкновением с цензурой.



Tags: грядущая россия, рго, ри, русская экономика, социальный национализм, экономика
Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments