alexas21 (alexas21) wrote in rus_vopros,
alexas21
alexas21
rus_vopros

Category:

Шаламов и Солженицын

Оригинал взят у laku_lok в Шаламов и Солженицын
"Меня часто приглашают выступать с воспоминаниями о Солженицыне, и там упоминание о Шаламове считается нецензурным."
Из выступления Сергея Гродзенского на обсуждении книги В. Есипова "Шаламов", сент. 2012

* * *

"Если посмотреть на Солженицына из определенной, шаламовской перспективы, то получается следующая картина.
Солженицын – графоман, писавший чудовищные “стихи” вроде поэмы “Прусские ночи”. Условия содержания в лагере у Солженицына были ласковые, так что он мог упражняться в стихосложении, пока другие доходили.
Сам Солженицын пишет про себя, что он был лагерным осведомителем-стукачем, работавшим под псевдонимом “Ветров”. При этом якобы он никого не сдал и с администрацией лагеря не сотрудничал (в это никто из заключенных не верит).
Потом он написал повесть “Щ-854", которая была достаточно мягкой и беззубой, в меру лживой и просоветской, приспособленческой, чтобы ее могли напечатать во время оттепели. [...]
После этого и даже еще прежде Солженицын решил стать “главным по лагерям” на Западе, и это была чисто советская, надо сказать, установка – создать под себя кресло и назначить ГлавЛагПисом и ГлавСовестью.
В мемуарах Солженицына описана душераздирающая сцена, как в 1964 году он предлагает Шаламову писать “Архипелаг ГУЛаг” вместе. По версии Солженицына они для этого – в целях конспирации – отошли в пустынный сквер, легли в траву и говорили в землю. Шаламов отказался с совершенно загадочной для Александра Исаича мотивацией – “хочу быть уверенным, для кого пишу”. А Солженицын уже тогда мыслил строго в категориях самопиара – например, главный герой должен быть обязательно носителем христианского мировоззрения, чтобы ТАМ было понятно.
Дальше была всемирная слава – она, как видно, достается именно тем, кто активно ее добивается, ходит за ней по пятам, умоляет. Поместье в Вермонте, иронически описанное Войновичем в “Москве 2042" – там Солженицын тренировался въезжать в Россию на белом коне. Примечательно, что как и в случае Ивана Ильина почвенничество, монархизм и православие Солженицына совершенно не мешали ему сотрудничать с западными спецслужбами, а точнее им – использовать Александра Исаича.
В конечном счете Солженицын дослужился до совести нации.
[...] Вот метод: взять реальную тему, приватизировать ее, оттеснить конкурентов, прославиться на западе в контексте Холодной войны, а дальше гнать пургу как пророк. Хороший бизнес."

Кирилл Мартынов, философ, старший преподаватель кафедры онтологии, логики и теории познания Высшей школы экономики. Статья "Путь Исаича" в блоге автора. Там, впрочем, 42 комментария, в которых многие высказывают несогласие.

* * *

"Это было начало 90-х в Москве. Я встретился со своим знакомым, который привел с собой своего друга художника. В какой-то момент разговор зашел о Солженицыне. Разгорячившийся художник вдруг неожиданно заявил: «Забудь о нем. Читай лучше Варлама, все остальное – ерунда». [...]
Солженицына и Шаламова часто противопоставляют друг другу. С одной стороны Солженицын, искавший и находивший опoру в православии - всю муку пребывания на каторге он воспринимал как некую обучающую силу. И с другой стороны – Шаламов, для которого страдание абсолютно бессмысленно.
Может быть, это обусловливается условиями содержания обоих узников. У Солженицына было в некоторой степени привилегированное положение: как научный работник он находился «в первом круге ада». Естественно, условия его содержания были намного лучше, чем у работника рудников Шаламова."
Вольф Иро, руководитель культурных программ Института имени Гете в Москве, на сайте Тo4кa-Treff Института Гете

* * *

"Солженицын, оформляя в старую романную форму запредельный по своей сути жизненный материал, невольно от него отдалялся и делал более реальным, а когда приступал к исследованию, то уже отчуждал из него свой опыт. Это невозможно для Шаламова. Для него литературное произведение есть не что иное, как выстраданный документ, и он выступает против всего, что может принизить его подлинность. Сюжеты? Самые простые. Форма? Чтобы была такая, какая получится. Он против литературной правки, считая, что первая черновая рукопись - самая искренняя, самая подлинная. Он исследует жизненный материал только в пределах своего личного человеческого опыта, обретая понимание того, что предметное бытие выражает собой неподлинное существование человека."
Олег Павлов, "Метафизика русской прозы" , журнал Октябрь, №1, 1998

* * *

«Лагерь Солженицына в «Иване Денисовиче» – «детский», по словам Шаламова. Шаламов же сказал, что с приходом Солженицына в советской литературе появился еще один лакировщик действительности. Настоящий лагерь – Колыма-38 – от литературы отучает раз и навсегда. Сам Шаламов писал не прозу, а репортаж. С петлей на шее, разумеется, если вы помните, что это такое. Конечно, Солженицын написал «Архипелаг ГУЛАГ», но ведь это уже не литература, а он хочет считаться ВПЗР [Великим Писателем Земли Русской]. И в своих романах и рассказах Солженицын не экзистенциальный опыт передавал, а талантливо процитировал – сыграл, представил – классическую русскую литературу. В общем, Грета Гарбо мне нравится больше, чем Солженицын…»
Журналист Павел Супруненко цитирует в мемуарах "Исповедь читателя" журналиста, философа и эссеиста Бориса Парамонова.

Это надо в курьезы: оказывается, Шаламов писал не прозу, а репортаж. "С петлей на шее", кстати, не парамоновское, это философ и лауреат разных премий по-хлестаковки отсылает к известному советскому бренду - книге чешского коммуниста Юлиуса Фучика, написанную в немецкой тюрьме, "Репортаж с петлей на шее".

* * *

"Скажу откровенно, "Колымские рассказы" Шаламова показались мне послабее "Архипелага ГУЛАГ" Солженицына. Интересные разумеется, но солженицынской глубины не достигают. При этом, как личность, Шаламов был ярче Солженицына. Такой вот интересный диссонанс имеет место быть."
Журналист Евгений Солодовников в комментариях к своей статье о Владимире Буковском, Новая газета, дек. 2012
Tags: шаламов
Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments