Владимир Чердынцев (vladimir_cher) wrote in rus_vopros,
Владимир Чердынцев
vladimir_cher
rus_vopros

Парадоксы миграционной политики

Оригинал взят у vladimir_cher в Парадоксы миграционной политики
В своем послании к Федеральному Собранию России президент Путин уделил заметное место проблемам миграции, вернее, иммиграции в Россию. Внешне все выглядело так, будто в Кремле пришли к выводу о необходимости ужесточения иммиграционной политики. Заявив, что «мы не допустим появления в России замкнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией, живущих вне единого правового и культурного поля страны, с вызовом игнорирующих общепринятые нормы, законы и правила», президент фактически признал, что проблемы, годами копившиеся в этой сфере, достигли критического уровня. В качестве основных мер, направленных на противодействие возникающим здесь угрозам, Путин предложил запретить с 2015 года въезд на территорию России по внутренним паспортам для граждан всех иностранных государств, включая страны СНГ, а также ужесточить наказания за незаконную иммиграцию, за коррупционные нарушения в сфере регистрационного учета и найма иностранной рабочей силы.

В том же контексте президент предложил еще одну законодательную новацию: ввести ускоренный порядок предоставления российского гражданства «соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи, и в Советском Союзе, которые захотят переехать на постоянное жительство в Россию и отказаться от прежнего гражданства». К тому же Путин именно с привлечением зарубежных «соотечественников» связывает возможность проведения «селективной» иммиграционной политики, имеющей целью качественно повысить уровень нынешнего иммиграционного контингента, то есть способствовать тому, чтобы в Россию в большинстве своем приезжали квалифицированные трудовые мигранты, наиболее перспективные в плане инновационного и т.д. развития российской экономики.

Так кому же нужны загранпаспорта?

На первый взгляд, все понятно и оправданно, особенно там, где президент говорил о мерах по борьбе с нелегальной иммиграцией, коррупцией в этой области, необходимости адаптации и интеграции иммигрантов, недопустимости этнокультурных анклавов и тому подобное. Однако при ближайшем рассмотрении нельзя не заметить множества, мягко говоря, странностей, если не сказать парадоксов. Вроде бы ясно, что въезд в страну по внутренним паспортам стран СНГ надо прекратить. Хотя не совсем понятно, почему надо ждать 2015 года – казалось бы, достаточно единомоментного указа. Правда, президент намекнул, что полиграфическая промышленность некоторых наших соседей находится в таком состоянии, что не может пока обеспечить своих граждан достаточным количеством загранпаспортов. При этом Путин даже снисходительно пообещал оказать таким странам соответствующую техническую помощь. Вроде бы понятно также, что президент имел в виду, прежде всего, граждан стран постсоветской Центральной Азии – именно они, как известно, составляют большинство трудовых мигрантов, стало быть, это именно они ездят в Россию по внутренним паспортам.

Между тем, если выяснить, как обстоит дело в реальности, то ничего, кроме недоумения, путинские предложения вызвать не могут. Начать хотя бы с того, что решениями соответствующих инстанций ЕврАзЭС установлено, что еще с 24 мая 2005 года граждане стран, вступивших в ЕврАзЭС, для пересечения границ государств-членов этой организации должны предъявлять заграничные паспорта (Протокол от 24.03 2005 «К Соглашению между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года».) В числе главных причин решения о предъявлении загранпаспортов для пересечения границ между странами ЕврАзЭС называлась как раз необходимость ограничения нелегальной миграции на российский трудовой рынок. При этом еще раньше, с января 2005 года, Казахстан, Таджикистан и Киргизия законодательно определили в качестве единственного документа, позволяющего выехать в другую страну, загранпаспорт. Правда, например, в Казахстане не существует разделения на внутренний и заграничный паспорт. Там роль внутреннего паспорта выполняет удостоверение личности, а паспорт, дающий право выезда за границу, называется общегражданским. Еще в 1996 году, во время смены паспортов СССР на казахстанские, граждане Казахстана получали не только удостоверение личности, но и заодно могли получить общегражданский паспорт. Паспорт уже тогда был необходим казахстанцам для того, чтобы попасть, например, в Россию. Впрочем, среди трудовых мигрантов, прибывающих в Россию, граждан Казахстана почти нет. К тому же он входит в Таможенный союз, гарантирующий гражданам стран-членов полную и «беззагранпаспортную» свободу передвижения по всей территории союза.

В Таджикистане еще с 1 января 2005 года авиа- и железнодорожные билеты в Россию можно приобрести только при наличии загранпаспорта (по крайней мере, официально). Тогда же таджикам было выдано 226 тысяч загранпаспортов, и с тех пор количество их обладателей возрастало едва ли не ежедневно. Но, предположим, какая-то часть таджиков все-таки едет в Россию по внутренним паспортам. Если не лететь самолетом, то из Таджикистана можно попасть в РФ транзитом через Узбекистан, Киргизию и Казахстан. Но в Узбекистан таджикам нужна транзитная виза, которая стоит денег. Поэтому мигрантам, которые едут наземным транспортом, приходится добираться в РФ через Киргизию и Казахстан. Вполне возможно, что киргизы и казахи не фильтруют заведомых нелегалов-транзитников-таджиков на своих границах. Но возникает вопрос, каким же образом заведомые нелегалы-таджики без загранпаспортов въезжают в РФ через КПП на казахско-российской границе? То же самое, кстати, относится к гражданам Кыргызстана, где единственным выездным документом опять же является загранпаспорт (то есть общегражданский паспорт образца 2004 года), а внутри страны действует удостоверение личности.

На этом фоне просто удивительно выглядят заявления главы российского ФМС Константина Ромодановского, сделанные еще в октябре этого года, то есть до послания Путина. Он тогда сказал, что поддерживает предложение руководства Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков «обязать» трудовых мигрантов из стран Центральной Азии въезжать в Россию только по загранпаспортам, оговорившись, правда, что это необходимо в отношении почти исключительно таджиков и киргизов. Но все равно получается какая-то чепуха – зачем «обязывать» центральноазиатских иммигрантов иметь загранпаспорта, если они и так обязаны ездить только по ним, во-первых, в соответствии, со своим собственным законодательством, во-вторых, согласно уже упомянутому решению ЕврАзЭС. Вероятно, нужно «обязать» не мигрантов, а все-таки российских пограничников? Иначе как все эти таджики и киргизы попадают в Россию с внутренними паспортами? Может, у российских пограничников нет соответствующих законодательных актов и инструкций, и Путин именно поэтому дал срок до 2015 года, чтобы эти документы разработать и принять? Опять непонятно, ведь решения ЕврАзЭС приняты аж в 2005 году, и они распространяются на Россию точно так же, как и на другие страны-члены.

В этих условиях выставлять требование предъявления загранпаспортов в качестве новой меры по борьбе со злоупотреблениями в миграционной сфере – полная бессмыслица. Надо, повторю, просто еще сильнее «обязать» российских пограничников выполнять уже принятые решения и не брать взяток. Если же что-то реально ужесточать, то гораздо логичнее ввести в отношениях с Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном визовый режим, поскольку только наличия загранпаспортов сейчас явно недостаточно. Однако в Кремле постоянно говорят, что о введении визового режима и речи быть не может. Более того, как подчеркнул тот же Путин, в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства будут действовать максимально упрощенные правила пересечения границы и пребывания на их территории, что должно повысить привлекательность этих объединений для потенциальных участников. Ближайшими кандидатами на вступление в Таможенный союз считаются как раз Киргизия и Таджикистан. Так что же получается, Путин вроде бы предлагает сначала ужесточить с помощью загранпаспортов (которые, в общем-то, у мигрантов и так есть) въездной режим для центральноазиатов, а потом, когда они прочувствуют привлекательность Таможенного союза и попросятся в него, это ужесточение отменить?


Но в том-то и дело, что пресловутые загранпаспорта, предъявления которых необходимо требовать от центральноазиатских иммигрантов, это, как говорится, пройденный этап. Гораздо важнее, что в свое время Кремлю надо было решить дилемму: либо выстраивать с Центральной Азией интеграцию «по-путински» (тогда дополнительные препоны не нужны), либо жестко бороться с нелегальной иммиграцией и прочими безобразиями в этой сфере (тогда стоит ввести визовый режим, что, кстати, помогло бы установлению безвизовых отношений России с Евросоюзом). И Кремль свой выбор сделал – в пользу так называемой «интеграции». Стало быть, как ни странно, совсем не таджики и киргизы были главным адресатом путинских иммиграционных «ужесточений». Но кто же тогда?

Посмотрим на постсоветское пространство за вычетом Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии: страны Балтии из него и вовсе выпали, став частью ЕС, у Грузии и Туркмении с Россией вообще визовый режим, безвизовые соглашения России с Арменией, Азербайджаном и Молдовой уже требуют загранпаспортов при пересечении границ, Белоруссия – не только член Таможенного союза, но и образует с Россией эфемерное «союзное государство», то есть российско-белорусские отношения полностью «беззагранпаспортны». Кто же тогда остается? Остается Украина.


Михаил Калишевский

Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments