marginalt (svidetel) wrote in rus_vopros,
marginalt
svidetel
rus_vopros

Categories:

Каразин Николай Николаевич ( 1842 - 1908 г.г.) русский художник - баталист и писатель.

Хочу ознакомить с замечательным русским художником, открыл его для себя только вчера (- возможно кто тоже не знал).

Николай Николаевич Каразин родился в ноябре 1842 г. в слободе Ново - Борисоглебской Богодуховского уезда Харьковской губернии. Его дед, известный общественный деятель, основатель Харьковского университета Василий Иванович Голиков и известный русский историк автор " Деяний Петра Великого " рано привил ему любовь к творчеству и исследовательской деятельности. Будущий писатель и академик русской батальной живописи до десяти лет воспитывался в семье своей бабушки П. И. Бланкеннагель в её подмосковном имении, располагавшемся рядом с селом Анашкино Звенигородского уезда Харьковской губернии Богодуховского уезда. С достижением необходимого возраста, он был определен на учебу во 2-й Московский кадетский корпус, из которого в 1862 г. был выпущен в офицеры в Казанский драгунский полк.


Портрет Каразина Н. Н. худ. Белозерцев Ю. А. х. м. 2011 г. "Каразин Николай Николаевич" (1842 - 1908 г.г.) русский художник - баталист и писатель, участник Среднеазиатских походов)


С полком молодой офицер участвовал в усмирении польского мятежа 1863 - 1864 г.г. и за отличие в делах близ Порицка и у Волчьего моста был награжден орденом Св. Анны 4-й степени с надписью " За храбрость ". С детства чувствуя большую тягу к живописи, Каразин в 1865 г. вышел в отставку с чином штабс- капитана и поступил в Академию художеств. Здесь он получил глубокие знания о технике живописи , композиции и осмыслении сущности живописи. Первое значительное и во многом решающее влияние на личность художника оказал известный баталист Б. П. Виллевальде, под руководством которого он работал два года.
В 1867 г. Н. Каразин покинул академию , чтобы принять участие в покорении Бухары . Он был вновь определен на службу поручиком в 5-й Туркестанский линейный батальон. Н. Каразин отправляется в Туркестан и , командуя ротой, отличается в боях при аулах Ухум и Хаят, при штурме Чапан - атинских высот под Самаркандом, под Ургутом и при Кара - Тюбе.
За эти дела Н.Н.Каразин получил орден Св. Владимiра 4-й степени с мечами и бантом, чин штабс - капитана и денежное вознаграждение. Но особое мужество он проявил в бою на Зерабулакских высотах, где , во главе своего полубатальона, по приказу генерала Абрамова, повел наступление и стремительными атаками задержал главные силы бухарцев. В этом жестоком и упорном бою Каразину пришлось участвовать в рукопашной схватке, во время которой ударом приклада у него была сломана сабля. Когда, по окончании боя, командующий генерал Фон- Кауфман увидел у Каразина в руке только один эфес от сабли, то сказал ему: " Вы испортили свое оружие; хорошо, я пришлю Вам другое" На следующий день Н.Н. Каразин получил наградное золотое оружие с надписью " За храбрость ".
В Туркестане Н. Н. Каразин знакомится с художником В. В. Верещагиным и находится под большим впечатлением от общения с эти великим баталистом. В 1870 г. Каразин был переведен в 4-й Туркестанский линейный батальон и в том же году он вновь вышел в отставку с чином капитана и мундиром. С этого времени начинается художественная и литературная деятельность Каразина, которой он затем посвятил всю свою жизнь.
Талант художника, его природная наблюдательность и избирательность в отображении и осмыслении увиденного в типах и нравах населения Средней Азии позволили ему очень точно запечатлеть бытовые сцены, окружающий мiр и пестрые, своеобразные одежды населения. В свою очередь, военные походы, участником которых он был, дали ему возможность близко изучить и очень точно отображать быт и досуг русского солдата. Первые его рисунки, воспроизведенные в политипажах, были помещены во « Всемiрной иллюстрации» в 1871 г. В это же время Каразин создает первые в мiре художественные почтовые открытки, получившие большое распространение и популярность.
В 1874 и 1879 годах Каразину, как знатоку края, было предложено Русским географическим обществом принять участие в научных экспедициях в Центральной Азии для исследования р. Аму-Дарьи. За рисунки, которые были приложены к журналам этих экспедиций, Каразину были присуждены высшие награды на географических выставках Парижа и Лондона. Такая широкая известность и признание его заслуг делают его членом Русского географического общества.
В 1877- 1878 г.г. во время сербско- турецкой и русско – турецкой войн Н. Н. Каразин предстает военным корреспондентом иллюстратором. Его наброски пером, карандашем и акварелью с натуры на местах событий, давали яркую и точную картину походной и боевой жизни наших войск на балканском театре военных действий. Эти иллюстрации печатались в лучших заграничных изданиях и принесли автору славу и дальнейшую известность.
В 80-х годах 19 века Н.Н. Каразин, по Высочайшему повелению, был командирован в Туркестан для составления эскизов к картинам, которые ему поручено было написать на основании ходатайства Сибирского казачьего войска на темы истории освоения Сибири и азиатских походов русской армии. Результатом этой командировки было создание Н.Н. Каразиным семи больших батальных картин: « Взятие Ташкента «, « Вступление русских войск в Самарканд 8-го июня 1868 г.», «Взятие Махрама», «Хивинский поход 1873 г.», «Переход Туркестанского отряда через мертвые пески к колодцам Адам – Крылган», «Первое появление русских войск на Аму – Дарье», «Переправа Туркестанского отряда у Шейх – Арыка», «Зерабулак», «Текинская экспедиция 1881 г. «, «Штурм Геок – Тепе». Многие из этих полотен бережно хранятся в Государственном Русском музее, но часть уникальных работ художника была зверски уничтожена мородерами при взятии Зимнего дворца, где они украшали его залы, в 1917 г.
Однако, не батальными полотнами завоевал себе историческую славу Н.Н. Каразин. Свое имя первого в России акварелиста и лучшего рисовальщика- иллюстратора он заслужил своими безчисленными работами акварелью, карандашем и пером. Обладая богатой творческой фантазией и огромным художественным вкусом, Н. Н. Каразин отличался необыкновенной быстротой и легкостью в работе. Мiр произведений Каразина _ преимущественно восточные окраины Империи. Природа Средней Азии и азиатские типы – любимый сюжет его удожественных произведений. В акварельной живописи художник создал свой особый стиль. Его картины и рисунки можно сразу узнать: сильные световые эффекты, яркие контрасты, особенный несколько мрачный колорит, великолепная композиция и безконечная фантазия. С особым мастерством Каразин изображал лошадей, в чем с ним мог соперничать только еще один славный русский художник Сверчков.
Великолепен литературный талант Николая Николаевича Каразина. Его произведения составляют 25 томов. На них воспитывались десятки поколений соотечественников и зарубежных читателей. Под редакцией Каразина и с его иллюстрациями появились два издания « Ченслера « Жюля Верна; он оформлял книги Н.В. Гоголя, Д.В. Григоровича. Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева и многих других.
В 1904 – 1905 г.г. П. П. Сойкин издал полное собрание литературных произведений Н.Н. Каразина.
В 1907 году николай Николаевич Каразин избирается членом Академии Художеств.
По истечении времени былая заслуженная слава Николая Николаевича Каразина стала угасать, а большенству и вовсе стала неизвестна. Подвиги казаков в освоении Сибири и завоевании Средней Азии замалчивались, а историческая память о них искажалась. В поисках исторической правды и знаний о жизни и деятельности выдающихся деятелей сибирского казачества при создании Музея истории и культуры сибирских казаков Войскового казачьего общества « Сибирское казачье войско « были обнаружены в том числе сведения и о Николае Николаевиче Каразине. В его творчестве казаками современниками были обнаружены незаменимые и жизненно – необходимые продукты творческого наследия. Он сохранил в живописи и в литературных произведениях исторические факты величайших заслуг сибирского казачества перед своим отечеством, закрепил для потомков героические образы своего времени и тех казаков – первопроходцев, кто посвятил свою жизнь освоению Сибири и распространению российского владычества. Войсковой атаман Сибирского казачьего войска казачий генерал Анатолий Иванович Острягин горячо поддержал идею полномасштабного использования творческого наследия академика Н.Н. Каразина при создании войскового музея и всего комплекса просветительской работы казачьего общества. По его распоряжению в 2011 году были написаны копии наиболее значимых исторических полотен Каразина, а научным советом войскового казачьего общества к каждой картине художника составлены соответствующие содержанию полотна лекции о данном историческом событии.
Творчество Николая Николаевича Каразина обрело новую жизнь и заложенный в него смысл служения своему Отечеству, а имя художника и писателя заняло свое заслуженное место в портретно- биографической галерее выдающихся деятелей Сибирского казачьего войска.
Subscribe
promo rus_vopros сентябрь 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments