anton21 (anton21) wrote in rus_vopros,
anton21
anton21
rus_vopros

Русский философ и богослов Ильин разоблачает советскую власть

Эпиграф 
кто твой отец? - спрашивает учительница Вовочку.


  • - товарищ Сталин!
    - а кто твоя мать?
    - Советская Родина!
    - а кем ты хочешь стать?
    - сиротой!

 
http://www.vehi.net/berdyaev/ilin.html

П.Сазанович (В.Н.Ильин)
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗВРАЩЕНСТВО

По поводу книги Н.Бердяева «Судьба человека в современном мире 



(К пониманию нашей эпохи)»
[1].

А доказали мы с тобой, 
Что размышленье- скуки семя. 
Пушкин

Новая, небольшая книжечка Н.А.Бердяева отмечена всеми достоинствами и, к сожалению, всеми недостатками этого мыслителя. Чувство эпохи, напористость, темпераментность, острота- все это мы усматриваем в новом произведении Н.А.Бердяева. Такие выражения, как ..."Хлеб для меня- материальный вопрос, хлеб для другого- духовный вопрос" (стр.78); или: "только христианство может создать внутреннее общество, все социальные движения организуют лишь внешнее общество"- и многие другие афоризмы- глубоки и многозначительны. К сожалению, стиль, метод, все подходы Н.А.Бердяева- типично публицистические. Н.А.Бердяев- прежде всего и после всего публицист, но публицист философствующий. Произведение Н.А.Бердяева есть суд над самим собой и притом суд невольный, которого он, конечно, не хочет.

Порочность основного замысла Н.А.Бердяева не только взрывает изнутри его богословско-философскую тему, но вдобавок еще отражается и на языке. Нет аппарата более тонкого, более честного, который бы с большей чувствительностью отзывался на подземные сдвиги человеческого духа, его внутренние провалы и обвалы, чем язык. Замысел Н.А.Бердяева дышит люциферической гордыней. Этот замысел может быть определен как стремление примирить Сына Человеческого с духом бесчеловечной жестокости и богоборчества, с духом революции. Что не удалось бы и самому Богу- должно удаться Н.А.Бердяеву. Срыв на этих путях неминуем. Как сказал один мыслитель: "Такая философская тропинка ведет к добру лишь в том случае, если с нее решительно сворачивают". Гордый Бердяев не желает сворачивать- и рушится, как в мыслях, так и в языке.

Иногда, правда, колоссальная грубость и напор становятся стилем- и когда к этому присоединяется литературный гений, то получается Лютер или Мильтон. Но Н.А.Бердяеву далеко до них, ибо литературность его, вообще, весьма и весьма под вопросом. Некоторые его книги почти невозможно читать (напр., оба тома "Философии свободного духа"). Это между прочим объясняется еще и тем, что Н.А.Бердяев не раскрывает органически своих мыслей, но вдалбливает их в голову- он "тешет кол на голове читателя". Правда, некоторые читатели, быть может, и заслужили такое обращение- но это как раз те, которые никогда ничего не читают, в том числе и произведения Н.А.Бердяева. Людей с философским и литературным вкусом такая манера положительно отвращает. Трудно себе представить писателя и мыслителя, который бы стоял в такой степени вне диалектики, вне органического развития творческих противопоставлений и сопоставлений- и это несмотря на диалектичность его основного замысла.

У него совсем нет pro et contra, audiatur et altera pars[2]Он влюблен в марксистскую "диалектику"- но сам односторонен "как флюс" или, лучше сказать, как любимый им марксизм, от которого он и воспринял фактическое отношение к человеку и миру- несмотря на все попытки сочетать христианство с марксизмом, попытки, предпринимавшиеся им еще в начале его публицистической деятельности. Односторонность и насилие над читателем, даже прямое изнасилование читателя объясняется тем, что сам Н.А.Бердяев типичный продукт нашей тяжелой, воюющей со свободой, эпохи. Н.А.Бердяев несомненно претендует на диктатуру в области мысли и где может и поскольку может- даже осуществляет ее. Перед нами- розовый с ярко-красными и даже с багровыми переливами генерал от несомненной революции христианства. Несмотря на это- раскрыть внутреннюю природу революции "mon general" совсем не стремится, не стремится раскрыть и ее предельного коммунистического выражения- он является лишь ее односторонним апологетом. Он играет в объективную философию- в действительности же давно поставил революцию по правую сторону Христа, а всех контрреволюционеров обрек вечным мукам, кстати богословски им отрицаемым. Впрочем, и сам Христос у него- "красный" и "Бог- левый", так что картина страшного суда вполне определена: Шарлотту Кордэ постигает двойная казнь, первая- земная, от столь любимой Белинским революционной гильотины, вторая- вечные муки за то, что она, "представительница низверженных классов" осмелилась поднять руку на посланца Божьего, на левого ангела- Марата, через которого "Бог наказывает правых". По мнению Н.А.Бердяева, вообще "Бог через левых наказывает правых". Н.А.Бердяев не замечает одного: что, изрекая подобные истины, он наказывается прежде всего самонизвержением, саморазжалованием из генералов от философии в рядовые Сталина или, в столь же прискорбном случае, г-на Милюкова.

Н.А.Бердяев судья неправедный, который "Бога не боится и людей не стыдится". Все громы обрушивает он на расизм и национализм (стр. 11, 16). Им он приписывает изначальное зло и вечную ненависть и не находит для них прощения. "Расизм хуже коммунизма в том отношении, что в его идеологию входит вечная ненависть, коммунизм же утверждает ненависть, как путь, как метод борьбы, но конечный идеал его не предполагает ненависти" (стр.11). В этой тираде, насквозь демагогической и лишенной даже отдаленного отношения к философии истории, фактическое положение вещей настолько извращено, что в уме читателя возникает неодолимое предположение о сознательном уклонении г-на Бердяева от истины. В самом деле ему должно быть очень хорошо известно, что коммунистический идеал- это обезличенная особь, входящая простым номером в "муравейник двуногих". Добиться такого превращения можно лишь объявив последовательную и непримиримую войну "вечному в человеке". "Das Ewige in Menschen"- по выражению Макса Шелера. Объявление же войны "вечному в человеке"- есть вечная война с человеком. Коммунист Бухарин сказал, что идеал коммунизма- это "коллективный сверхчеловек". Ницше, должно быть, задохнулся бы от смрада, который исходит от безобразной, трупной карикатуры на его великую идею. Бердяеву этот смрад вполне по нутру, и он готов принять его в качестве желанного противоядия для истребления ненавистного ему национал-социализма. Он сознательно закрывает глаза на то, что современные национализмы, как бы ни были грубы и тяжки их проявления (немецкий национал-социализм- далеко не самая худшая их форма), лишь только законная реакция на коммунизм, представляющий единственно подлинную войну на истребление, объявленную человеческому лику. Н.А.Бердяев настолько влюблен в "христианскую символику серпа и молота" (как он однажды выразился), что прощает коммунистам фактическую кровавую войну с христианством, войну, поставившую себе целью полное истребление не только христианства, но самой идеи Бога. Бердяев не хочет видеть того, что коммунисты, как трупные черви, заводятся в кровавых ранах войны, что их миролюбие, которое он принимает всерьез и "по-евангельски"- отвратительное и пошлое лицемерие, предназначенное для "нищих духом" (не по-евангельски), а также для той категории лиц, о которой можно сказать словами поэта: "Ах, обмануть меня не трудно, Я сам обманываться рад"...

Можно, пожалуй, обманываться самому- хотя это дело совсем не философское, но зачем же обманывать других? Зачем внушать им идею о том, что "конечный идеал коммунизма не предполагает ненависти"- в то время, как сами коммунисты объявили вечную войну самой идее любви, ибо "Бог есть любовь". Ведь ни философского, ни богословского интереса не может представлять это сознательное и публичное уклонение от истины, упорно проводимое Н.А.Бердяевым уже не один год. Неужели это вульгарнейшая политика, пытающаяся вкачестве защитного прокоммунистического приема использовать "христианскую символику серпа и молота"- и попадающая в неловкое положение знаменитой дамы, женившей Тараса на Бульбе? Или, быть может, это столь модный в некоторых салонах Европы и Америки снобизм- и здесь уместно, вместо всякой критики восклицание одного из героев Достоевского: "Хорошо вам, баловникам, на всем готовом!" Особенно, когда Н.А.Бердяев объявляет, что "эмиграция ненавидит революцию, ибо состоит из привилегированных классов, лишившихся своего положения и своих богатств"- такая же правда, как "христианская символика серпа и молота"! Укоряя эмиграцию во вражде к революции и к коммунизму, он умалчивает о том, что прокоммунизм и советофильство- это худшая форма эмигрантского снобизма, который уже во всяком случае придется признать за Н.А.Бердяевым. В России нет ни прокоммунизма, ни советофильства, но лишь жесточайшая форма революционной тирании, по сравнению с которой всякая форма правления, в том числе и национал-социализм, есть рай. Но Н.А.Бердяев так озабочен "христианским" спасением душ от опасностей реакции, что на неопределенное время санкционирует формулу: "лучше Соловки и Чека".

Вот каково подлинное содержание литературно-"философских" и лекционных измышлений Бердяева.

Старые революционные заслуги Бердяева известны- и он, очевидно, решил взять на себя- по праву ему принадлежащую роль дедушки русской революции в эмиграции!

"Скучно на этом свете, господа".

П.Сазанович"

[1] Свою обличительную рецензию на книгу Бердяева "Судьба человека в современном мире" (YMCA-Пресс, Париж. 1934.) Вл.Ильин опубликовал в парижской газете "Возрождение" под псевдонимом П.Сазанович. В газете "Последние новости" тут же последовал ответ в защиту Бердяева, подписанныйБ. Вышеславцевым, Г. Федотовым, Л. Шестовым и др. Затем сам Ильин написал Бердяеву несколько покаянных писем, одно из которых впервые было опубликовано  в "Звезде", №3, 1997. (см. Письмо В.Ильина Н.Бердяеву – Публикация ж-ла «Звезда» – В.Н.Ильин. Письма Н.А.Бердяеву. Публикация Владимира Безносова и Е.В.Бронниковой. Комментарии Е.В.Бронниковой.). (См. также: Владимир Безносов, «Покаянные письма В.Н.Ильина, или Страсти по Бердяеву»; Е.В.Бронникова, «К истории взаимоотношений В.Н.Ильина и Н.А.Бердяева» - там же).

[2] За и против, умения слышать оппонента (лат.).



ключевые слова -- ильин, русский вопрос, социальный национализм
Tags: ильин, социальный национализм
Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments