Владимир Солоухин. Письма из Русского музея. Как разрушали Москву
Перед входом в ГУМ со стороны Никольской улицы (улица 25 Октября) вы замечали, вероятно, никчемную пустую площадку, на которой располагаются обычно продавцы мороженого. Здесь стоял Казанский собор, построен-ный в 1630 году.
Наверно, вы знаете стоянку автомобилей там, где Сто-лешников переулок выходит на Петровку. На этом месте стояла церковь Рождества в Столешниках XVII века.
На Арбатской площади со стороны метро, где теперь совершенно пустое место, поднималась красивая церковь XVI века.
Напротив Военторга украшала Воздвиженку (проспект Калинина) церковь в стиле южнорусской деревянной архи-тектуры, построенная в 1709--1728 годах. Кстати, в этой церкви венчался великий русский сатирик Салтыков-Щед-рин.
На Гоголевском бульваре, где сейчас дешевенькие фа-нерные палатки, возвышалась церковь Покрова на Грязях, построенная в 1699 году.
Я продолжу перечень, но более схематично.
Церковь X VI века на углу улицы Кирова и площади Дзержинского. Сломана. Теперь пустое место.
Церковь Фрола и Лавра (1651--1657 годы) на улице Кирова, наискосок от почтамта. Сломана. Пустое, захлам-ленное место.
Церковь XVII--XVIII веков на углу улицы Кирова и улицы Мархлевского. Сломана. Пустое место. Фанерные па-латки.
Церковь 1699 года, в которой крестили Лермонтова. У Красных ворот. Сломана. Сквер.
Церковь XVI века -- угол Кузнецкого моста и улицы Дзержинского. Сломана. Стоянка автомобилей.
Церковь с шатровой колокольней 1659 года на Арбате против Староконюшенного переулка. Сломана. Пустое мес-то. Трава.
Шатровая колокольня 1685 года на улице Герцена. Сло-мана. Скверик. Церковь 1696 года на Покровке. Сломана. Сквер.
Церковь 1688 года на улице Куйбышева. Сломана. Сквер.
Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырехсот, так что я слишком утомил бы вас, если бы взялся за полное доскональное перечисление. Жалко и Су-хареву башню, построенную в XVII веке. Проблему объезда ее автомобилями можно было решить по-другому, пожертвовав хотя бы угловыми домами на Колхозной площади (универмаг, хозяйственный магазин, книжный магазин). Жалко и Красные и Триумфальные ворота.
Может быть, вы знаете, что многие уничтоженные па-мятники были незадолго перед этим (за два, за три года) тщательно и любовно отреставрированы? А, знаете ли, что площадь Пушкина украшал древний
Страстной монастырь? Сломали. Открылся черно-серый унылый фасад. Этим ли фасадом должны мы гордиться как достопримечательно-стью Москвы? От его ли созерцания увлажнятся глаза какого-нибудь нового Кнута Гамсуна? Никого не удивишь и сквером и кинотеатром "Россия" на месте Страстного монастыря.
(...)
Вспомнив о корнях, расскажу вам об одном протоколе, который посчастливилось прочитать и который меня по-тряс. Взрывали Симонов монастырь. В монастыре было фамильное захоронение Аксаковых и, кроме того, могила поэта Веневитинова. Священная память, перед замечатель-ными русскими людьми, и даже перед Аксаковым, конеч-но, не остановила взрывателей. Однако нашлись энтузи-асты, решившие прах Аксакова и Веневитинова перенести на Новодевичье кладбище. Так вот, сохранился протокол. Ну, сначала идут обыкновенные подробности, напри-мер:
"7 часов. Приступили к разрытию могил...
12 ч. 40 м. Вскрыт первый гроб. В нем оказались хоро-шо сохранившиеся кости скелета. Череп наклонен на пра-вую сторону. Руки сложены на груди... На ногах невысо-кие сапоги, продолговатые, с плоской подошвой и низким каблуком. Все кожаные части сапог хорошо сохранились, но нитки, их соединявшие, сгнили..."
Ну и так далее, и так далее. Протокол как протокол, хо-тя и это ужасно, конечно. Потрясло же меня другое место из этого протокола. Вот оно:
"При извлечении останков некоторую трудность пред-ставляло взятие костей грудной части, так как корень бе-резы, покрывавшей всю семейную могилу Аксаковых, про-рос через левую часть груди в области сердца".
Вот я и спрашиваю: можно ли было перерубать такой корень, ронять такую березу и взрывать само место вокруг нее?
Ужасная судьба постигла великолепное Садовое кольцо. Представьте себе на месте сегодняшних московских буль-варов голый и унылый асфальт во всю их огромную ши-рину. А теперь представьте себе на месте голого широкого асфальта на Большом Садовом кольце такую же зелень, как на уцелевших бульварах.
Казалось бы, в огромном продымленном городе каждое дерево должно содержаться на учете, каждая веточка до-рога. И действительно, сажаем сейчас на тротуарах липки, тратим на это много денег, усилий и времени. Но росли ведь готовые вековые деревья. Огромное зеленое кольцо (Садовое кольцо!) облагораживало Москву. Правда, что при деревьях проезды и справа и слева были бы поуже, как, допустим, на Тверском бульваре либо на Ленинградском проспекте. Но ведь ездят же там автомобили. Кроме того, можно было устроить объездные пути параллельно Садо-вому кольцу, тогда сохранилось бы самое ценное, что может быть в большом городе -- живая зелень.
Перед входом в ГУМ со стороны Никольской улицы (улица 25 Октября) вы замечали, вероятно, никчемную пустую площадку, на которой располагаются обычно продавцы мороженого. Здесь стоял Казанский собор, построен-ный в 1630 году.
Наверно, вы знаете стоянку автомобилей там, где Сто-лешников переулок выходит на Петровку. На этом месте стояла церковь Рождества в Столешниках XVII века.
На Арбатской площади со стороны метро, где теперь совершенно пустое место, поднималась красивая церковь XVI века.
Напротив Военторга украшала Воздвиженку (проспект Калинина) церковь в стиле южнорусской деревянной архи-тектуры, построенная в 1709--1728 годах. Кстати, в этой церкви венчался великий русский сатирик Салтыков-Щед-рин.
На Гоголевском бульваре, где сейчас дешевенькие фа-нерные палатки, возвышалась церковь Покрова на Грязях, построенная в 1699 году.
Я продолжу перечень, но более схематично.
Церковь X VI века на углу улицы Кирова и площади Дзержинского. Сломана. Теперь пустое место.
Церковь Фрола и Лавра (1651--1657 годы) на улице Кирова, наискосок от почтамта. Сломана. Пустое, захлам-ленное место.
Церковь XVII--XVIII веков на углу улицы Кирова и улицы Мархлевского. Сломана. Пустое место. Фанерные па-латки.
Церковь 1699 года, в которой крестили Лермонтова. У Красных ворот. Сломана. Сквер.
Церковь XVI века -- угол Кузнецкого моста и улицы Дзержинского. Сломана. Стоянка автомобилей.
Церковь с шатровой колокольней 1659 года на Арбате против Староконюшенного переулка. Сломана. Пустое мес-то. Трава.
Шатровая колокольня 1685 года на улице Герцена. Сло-мана. Скверик. Церковь 1696 года на Покровке. Сломана. Сквер.
Церковь 1688 года на улице Куйбышева. Сломана. Сквер.
Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырехсот, так что я слишком утомил бы вас, если бы взялся за полное доскональное перечисление. Жалко и Су-хареву башню, построенную в XVII веке. Проблему объезда ее автомобилями можно было решить по-другому, пожертвовав хотя бы угловыми домами на Колхозной площади (универмаг, хозяйственный магазин, книжный магазин). Жалко и Красные и Триумфальные ворота.
Может быть, вы знаете, что многие уничтоженные па-мятники были незадолго перед этим (за два, за три года) тщательно и любовно отреставрированы? А, знаете ли, что площадь Пушкина украшал древний
Страстной монастырь? Сломали. Открылся черно-серый унылый фасад. Этим ли фасадом должны мы гордиться как достопримечательно-стью Москвы? От его ли созерцания увлажнятся глаза какого-нибудь нового Кнута Гамсуна? Никого не удивишь и сквером и кинотеатром "Россия" на месте Страстного монастыря.
(...)
Вспомнив о корнях, расскажу вам об одном протоколе, который посчастливилось прочитать и который меня по-тряс. Взрывали Симонов монастырь. В монастыре было фамильное захоронение Аксаковых и, кроме того, могила поэта Веневитинова. Священная память, перед замечатель-ными русскими людьми, и даже перед Аксаковым, конеч-но, не остановила взрывателей. Однако нашлись энтузи-асты, решившие прах Аксакова и Веневитинова перенести на Новодевичье кладбище. Так вот, сохранился протокол. Ну, сначала идут обыкновенные подробности, напри-мер:
"7 часов. Приступили к разрытию могил...
12 ч. 40 м. Вскрыт первый гроб. В нем оказались хоро-шо сохранившиеся кости скелета. Череп наклонен на пра-вую сторону. Руки сложены на груди... На ногах невысо-кие сапоги, продолговатые, с плоской подошвой и низким каблуком. Все кожаные части сапог хорошо сохранились, но нитки, их соединявшие, сгнили..."
Ну и так далее, и так далее. Протокол как протокол, хо-тя и это ужасно, конечно. Потрясло же меня другое место из этого протокола. Вот оно:
"При извлечении останков некоторую трудность пред-ставляло взятие костей грудной части, так как корень бе-резы, покрывавшей всю семейную могилу Аксаковых, про-рос через левую часть груди в области сердца".
Вот я и спрашиваю: можно ли было перерубать такой корень, ронять такую березу и взрывать само место вокруг нее?
Ужасная судьба постигла великолепное Садовое кольцо. Представьте себе на месте сегодняшних московских буль-варов голый и унылый асфальт во всю их огромную ши-рину. А теперь представьте себе на месте голого широкого асфальта на Большом Садовом кольце такую же зелень, как на уцелевших бульварах.
Казалось бы, в огромном продымленном городе каждое дерево должно содержаться на учете, каждая веточка до-рога. И действительно, сажаем сейчас на тротуарах липки, тратим на это много денег, усилий и времени. Но росли ведь готовые вековые деревья. Огромное зеленое кольцо (Садовое кольцо!) облагораживало Москву. Правда, что при деревьях проезды и справа и слева были бы поуже, как, допустим, на Тверском бульваре либо на Ленинградском проспекте. Но ведь ездят же там автомобили. Кроме того, можно было устроить объездные пути параллельно Садо-вому кольцу, тогда сохранилось бы самое ценное, что может быть в большом городе -- живая зелень.
ключевые слова -- культурный геноцид, солоухин, старая москва
иИ ПОЛУЧИЛИ СЕГОДНЯШНИЙ МАСКВАБАД !!!
Community Info