alexas21 (alexas21) wrote in rus_vopros,
alexas21
alexas21
rus_vopros

Потребность сохранить свою культуру у русских

Потребность осмыслить и сохранить свою национальную идентичность обостряется тогда, когда нация испытывает трагические потрясения.



Послереволюционная эмиграция стремилась сохранить «русскость», русскую культуру, приверженность русским культурным традициям, предотвратить угрозу денационализации, вполне реальную в условиях эмиграции. Особенно это касалось детей эмигрантов, которые в силу малого возраста или не сохранили воспоминаний о жизни на родине, или помнили только ужасы гражданской войны, гибель родных и трудности эвакуации. Опыт сохранения национальной идентичности эмигрантами первой волны обрёл ныне смысл и может быть весьма поучителен для нас, живущих на оккупированной Родине и возрождающих грядущую национальную Россию. Пристальное внимание к своей национальной идентичности свидетельство длительного духовного кризиса русского общества.

Русские философы-эмигранты, проникнутые страстным чувством «безграничной любви к русскому народу, русскому быту, русскому складу ума», понимали и осознавали глубину национального исторического наследия и духовного богатства. Они оперировали понятием «русскость», понимая под ним «душевный уклад русского человека, взлелеянный родной природой»[1, С.436]; синонимом которого в современной науке является понятие идентичность, впервые введённое в научный обиход американским социологом Д. Рисманом в 1953г. Идентичность формируется в процессе исторического развития этноса, под воздействием географических, демографических, религиозных факторов и включает в себя менталитет, национальный характер. Если этничность обусловлена происхождением, то национальная или культурная идентичность воспитывается в процессе под влиянием природно-климатического фактора, традиций, обычаев, религии, исторической памяти, которая составляет ядро и реализуется в сознательных и бессознательных проявлениях, обогащаясь жизненным опытом многих поколений людей. В понимании И.А. Ильина Родина – «это тот национальный строй и уклад души, который выстрадался и выносился нашим народом в его бытии и в его быту и который незаметно, но неизменно владеет и моею душою, её дыханием, и вздохом, и стоном, и жестом, и языком, и пляскою.» [1, С.438]

Русский, по Ильину, это говорящий по- русски и исповедующий православие. Русский народ, по И.А. Ильину, имеет «религиозно-живую, религиозно-открытую душу.» [ 1, С.421] Церковь в эмиграции, сохранившая доктринальное единство в условиях организационного раскола, стала одним из главных институтов сохранения национальной идентичности. Православно-христианские добродетели играли цементирующую роль, помогали выжить в изгнании.

Деятельность Запада целерациональна, направлена на получение результата, в России же преобладает ценностно-рациональная ориентация. Русскому типу сознания свойственно тяготение к духовному радикализму, стремление достичь Абсолюта единым порывом воли. Для русской сотериологической (направленной на спасение) культуры важными оказываются ценности сострадания, жалости, терпения и волевого смирения. Марксизм, пришедший с запада и чуждый русскому национальному сознанию, воспринимался как апофеоз буржуазности и мещанства, «угашение духа». [3, С215]. Высланным из страны в 1922 г. выдающимся религиозным философам идеологи революции инкриминировали не политическую деятельность, а их религиозно-философские воззрения, противопоставив аргументам силу не убеждения, но принуждения, тем самым признав истинный тезис: «сознанием определяется бытие, дух господствует над материей.». «Воздадим же хвалу духу», - писал Н. Лосский, выдающийся мыслитель русского зарубежья, изгнанный из страны в 1922г., - «и особенно восхвалим Того, Кто сотворил дух, наделил его творческой мощью и над властью и над материей». [ 4 С. 242]

Заимствовать западную культуру, по мнению И. Ильина, означает «погасить в себе силы сердца, созерцания, совести и свободы. Напротив, Западу есть чему поучиться у русского Востока, в истории которого есть непреходящая мудрость и доблесть.»

Сохранить «русскость» невозможно без патриотизма, который рождается гордостью свершениями своего народа и его вкладом в культурную копилку человечества. Нерасчётливый патриотизм спасал Россию в суровую годину. Только великие нации смогли выработать великие идеи, воодушевляющие народ и помогающие ему жить. Многие народы никогда не имели идеи, оправдывающей их существование в мире, кроме цели самосохранения. Русская идея концентрировалась вокруг богоизбраннической исторической миссии русского народа, а она, в свою очередь, виделась как страдание за других: «русская культура есть культура служения, самоотречения и жертвенности, веры и молитвы, храбрости и подвижничества. Как часто другие народы спасались нашими жертвами ,безмолвно и безвозвратно принимали наше великое служение…».[.1 С. 425] Русский византизм вылился в идею жертвенности русского народа – богоносца, призванием которого является достижение света правды Христовой по всей земле, а главное - защита слабых, угнетаемых собратьев по вере. [5,С. 63]. Таким представлялся смысл существования России во всемирной истории.

Чувство жертвенности, ставшее неотъемлемой частью мироощущения русского человека, сочеталось с глубоким религиозным переживанием, которое актуализировалось после трагического экзистенциального опыта. Для модели религиозного сознания актуально отношение «смертию смерть поправ», предполагающее отношение к физической смерти как к обретению бессмертия и возвращению к онтологическому источнику бытия – Богу. Отсюда – глубина и бесстрашие русской души, умение во всём идти до конца и не бояться смерти.[1,С.420.]

Ценности православия, научившего освящать молитвой каждый шаг земного бытия, неоспоримы; мыслители сокрушаются о разрушительном воздействии атеистического сознания на душу человека, как невыносимо тяжело и как мучительно живётся человеку в мире, лишённом Бога: «Что останется от нас, если мы развеем и утратим нашу способность к религиозной очевидности, нашу волю к религиозному мироприятию, наше чувство непрестанного предстояния?». .[1,С.422.]

Общественные деятели русского зарубежья осознавали необходимость воспитывать «молодёжь как живущую внутри национального целого, что сделает возможным выполнить и главную задачу - создать из нашей молодёжи подлинных граждан». [6,С.61.]

Сохранению культурного единства способствуют национальные праздники, когда прерывается текучесть обыденной жизни, происходит своеобразное зависание над временем, и сообщество воспроизводит традицию, вспоминает и как бы заново переживает предание, а значит, воспроизводит момент единства, так необходимый в эмиграции для сохранения целостности диаспоры. Дни Русской Культуры воспринимались как духовная присяга на верность Родине, которой при надлежат все помыслы, мечты, усилия и труды изгнанников. [1, С.434] Пушкин посвятил всю нацию в дворянское достоинство: его чувство свободы и чувство чести стало национальным достоянием. Однако эмигрантские дети, выросшие в нужде и не помнившие родины, не ощущали праздник как чудо, «когда позади как бы вырастают крылья, а на душе легко и светло». [7,С.38]

Мыслители русского зарубежья были убеждены в том, что главные мотивы поведения людей носят иррациональный характер и связаны с идеалами и движениями души. Великая цель может быть достигнута, если человек способен преодолеть эгоизм и проявить альтруизм, далеко выходящий за рамки краткосрочных рациональных расчётов.

Идеи философов русского зарубежья актуальны и сегодня. Семидесятилетнее атеистическое правление большевиков, а также процессы вестернизации и глобализации привели к сглаживанию православной идентичности России и к истощению русского мессианизма. Стараниями либеральной пропаганды формируется брезгливо-опасливое отношение к жертвенному, альтруистическому и аскетическому сознанию.

1. Ильин И.А. О России./ Русская идея. М., 2004

2. Ильин И.А. О русской идее./.Русская идея.М.,2004

3 Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. М., 1994

4. Лосский Н.О. Воспоминания. Жизнь и философский путь. СПб., 1994

5. Сургуладзе.В.Ш. Русская идея и отражение кризиса национальной идентичности в русской социальной философии. М., 2006.

6. Маклецов А.В.К вопросу о судьбах подрастающего поколения. /Русская школа за рубежом. Прага.Кн.1.1923.

7. Дехтерев А. Школьный год. Дневник воспитателя. /Русская школа за рубежом. Прага. 1927-1928. Кн. 28.

по материалам :

Родионова Н.А., к.и.н., доц.ГУ-ВШЭ.

ключевые слова : Философская мысль Зарубежья о сохранении  "русскости"


Tags: русские
Subscribe

promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments