civil_disput (civil_disput) wrote in rus_vopros,
civil_disput
civil_disput
rus_vopros

Была ли Европа Азией?

Оригинал взят у civil_disput в Была ли Европа Азией?
Если Европа являет собою
Нимфу, Неаполь есть глаз бирюзовый;
Сердце – Варшава, Париж с головою
Я бы сравнил; в теле острый, терновый
Шип – Петербург; Лондон – тесный крахмальный
Воротничок; Рим же – крест погребальный.


Юлиуш Словацкий


Идея этой записи появилась благодаря комментарию.
В серии «От Мифа к Логосу» я поместил эту карту, назвав ее картой Европы.




http://civil-disput.livejournal.com/1180.html

Я, правда, уточнил, что на карте Европы не хватает… Европы, и европейцев.
Мой комментатор этого юмора не понял и написал:
wbz09: «Насколько я понимаю в географии это не карта Европы, а карта Азии».


Вполне справедливая критика. Странно даже, что только один человек это заметил.

Сегодня весь показанный здесь регион мы называем «Ближним Востоком», придавая этому понятию некие политические и культурные смысловые значения. Но совпадают ли сегодняшние смыслы с теми, которые были уместны до 500 г. до н.э.?

А главное, когда Европа стала Европой?

Мне кажется, что этот вопрос интересен сам по себе.

Понятно, что горы, реки, пустыни и береговые линии имен, данных им природой, не имеют. Имена придумывают люди.




По мнению некоторых историков, миф о Европе связан с похищением критянами дочери финикийского правителя. Финикия – это Ливан, Азия, а где находится Крит? Нигде. В море.

В путешествии Европы на спине быка можно усмотреть мифическую связь нарождающейся цивилизации, у которой еще нет имени, с «титульной» культурой Востока.

Греки не называли себя «европейцами», потомками Европы. Они были эллинами и отличали себя как от восточных, так и от западных варваров, т.е. людей, говоривших на непонятных языках.
Но восточные земли им были известны лучше. При этом Восток считался древним и культурным. Финикийцу Кадму, брату Европы, путешествующему в поисках сестры, приписывалась заслуга принесения в Грецию письменности.
С другой стороны, Запад представлялся греческим мореплавателям загадочным и неисследованным. На Западе обитали страшилища, а за Геркулесовыми Столпами мир вообще кончался.
Согласно другой распространенной этимологии этого слова, Европой греки называли все, что к западу от Эгейского моря. Но не самих себя!

Рассуждая о цивилизациях, мы привычно связываем их происхождение с сушей.
Но Фернан Бродель говорит о европейской цивилизации, как о цивилизации Средиземного моря. Он резонно замечает, что «на окраинах таких разных и удаленных друг от друга стран, как Греция, Испания, Италия, Северная Африка, расположены одинаковые или очень похожие друг на друга миры, которые дышат одним воздухом и безболезненно обмениваются своим достоянием и своими жителями. Они не просто украшают море своим сходством, но являются залогом его целостности».

Бродель ставит перед историками непростой вопрос. Должны ли мы считать греко-римскую цивилизацию европейской или, все же, должны о ней думать, как о «средиземноморской». Вопрос не лишен политического смысла. В границы европейской цивилизации не принято включать такие современные страны как Армению, Египет, Тунис или Алжир. Но в границы средиземноморской цивилизации (и в политические границы Рима и Византии!) все они попадают. Зато Германия целиком оказывается за скобками вопроса.

По Броделю границы средиземноморской цивилизации совпадают с зоной распространения оливковых и пальмовых рощ, и виноградников. Верхняя граница на рисунке – виноградники, нижняя – пальмы/оливки.




Римляне не определяли себя как европейцев. Все, что попадало в границы Рима, было Римом, а дальше жили варвары.
Христианская церковь провозгласила, что «нет ни эллина, ни иудея», и назвала Европу Христианским миром. С точки зрения средневековой геополитики, ключевым вопросом было не то, в какой части света находится Иерусалим, а является ли этот город в данный момент христианским. Исходя из этого, принимались политические решения.

Так когда же Европа стала не только именем финикийской принцессы, но еще и целостным культурно-политическим понятием? Утрехтский мир 1713 г. все еще ссылается на respublica Christiana, т.е. на содружество христианских государств.
Норман Дэвис пишет, что водоразделом стала деятельность просветителей XVIII в., которые сочли религиозную догматику неуместной и стали называть Европу просто Европой.

Споры вокруг имени Европы не утихают.
В одном из своих культурно-просветительских проектов Еврокомиссия исключила из европейской истории не только славян, но и греков. С другой стороны, такие страны как Турция, Израиль, Грузия и Армения настаивают на признании их национальных культур европейскими.


Литература:
Н. Дэвис, История Европы.
Ф. Бродель, Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/brodel/index.php


Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments