anton21 (anton21) wrote in rus_vopros,
anton21
anton21
rus_vopros

Слово Русского офицера (к 125-летию со дня рождения военного лётчика П.Н. Нестерова)

Оригинал взят у pereklichka в Слово Русского офицера (к 125-летию со дня рождения военного лётчика П.Н. Нестерова)
Примерно месяц назад в телевизионной передаче «Как стать миллионером» прозвучал вопрос – «Кто из русских военных летчиков впервые в мире совершил таран?» Предлагались ответы: Мациевич, Уточкин, Ефимов, Нестеров. Игроку, врачу по профессии, на вид было не менее сорока лет. Он некоторое время размышлял, потом использовал подсказку «Позвонить другу». Друг после раздумий ответил: «Мациевич. Да, Мациевич!»

Игрок сошел дистанции. Потому что Лев Макарович Мациевич погиб за четыре года до события, о котором был задан вопрос.

…Я не знаю, как изучал историю врач, желающий стать миллионером. Однако любой уважающий себя школьный учитель и сегодня, рассказывая о Первой Мировой войне, не преминет вспомнить о знаковых событиях того далекого времени: таране Нестерова и Брусиловском прорыве. Не будем про прорыв, названный именем царского генерала, впоследствии перешедшего на сторону большевиков. Но героизм Петра Николаевича Нестерова, совершившего ярчайший подвиг в самом начале той далекой войны, сегодня не оспорит никто.

И сегодня, когда российская история отмечает 125 лет со дня рождения этого выдающегося авиатора стоит вспомнить о том, ЧТО же совершил Нестеров и почему его должны помнить не только историки авиации, но весь российский народ.

Петр Николаевич Нестеров родился 15 (28) февраля 1887 года в Нижнем Новгороде, в семье воспитателя кадетского корпуса Николая Федоровича Нестерова. Вскоре отец умер, на руках вдовы штабс-капитана Нестерова Маргариты Викторовны осталось четверо детей. Правда, о вдове позаботилось корпусное начальство – дети не были оставлены без внимания. Третий ребенок, Петр, как и старший брат Николай, поступил в Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус, который успешно окончил в августе 1904 года. По окончании корпуса Петр Нестеров поступает в Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге. В 1906 году едет на службу во Владивосток, в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду, шефом которой был Великий Князь Михаил Николаевич.

Начало двадцатого века – бурное развитие авиации во многих цивилизованных государствах. После успехов американцев братьев Райт, чей самолет смог продержать в воздухе целых 59 (!) секунд, Прекрасная Дама Авиация стала покорять целые страны и континенты. Не осталась в стороне и Россия с ее бескрайними просторами и с ее талантливыми и смелыми людьми.

Таким талантливым и смелым был Петр Нестеров. На Дальнем Востоке он знакомится с офицерами-воздухоплавателями. Как артиллерист он видит, что аэростат можно использовать не только для изучения местности, но и как наблюдательный пункт для ведения стрельбы. Опыт корректирования стрельбы с аэростата дали хорошие результаты.

А в столице, Санкт-Петербурге, других больших российских городах все чаще и чаще устраивались полеты авиаторов, проходили авиационные праздники, все больше русских ученых обращало свое внимание на теорию и практику самолетостроения.

Мысли о небе все больше и больше овладевают Петром Нестеровым. Он неустанно следит за тем, что происходит в авиационной жизни России и даже сам пытается делать свои проекты самолетов. Нестеров знакомится со знаменитыми летчиками – Уточкиным, Васильевым, изучает труды ученых по аэродинамике.

Будучи в отпуске в своем родном Нижнем Новгороде, Нестеров строит свой планер и даже проводит его испытания на поле за Петропавловским кладбищем.

Однако он понимает, как не хватает ему технических знаний. И добивается своего зачисления в Офицерскую воздухоплавательную школу (ОВШ) в Санкт-Петербурге. (Здания школы сохранились – ул. Парковая, 5-7 – и до настоящего времени.) Со свойственным ему упорством пытается понять тонкости пилотирования и сам продолжает изучать возможности самолета и «поведения» машины в воздухе.

Обучение шло с невероятным напряжением: Нестеров окончил ОВШ по двум специальностям – пилот-аэронавт и пилот-авиатор. А в октябре 1912 года сдал полный экзамен на военного летчика. Из характеристики, полученной в Офицерской Воздухоплавательной школе: «Поручик Нестеров: летчик выдающийся, технически подготовлен отлично. Энергичный и дисциплинированный офицер. Нравственные качества очень хорошие. Офицерскую воздухоплавательную школу окончил по первому разряду. Достаточно подготовлен к должности начальника отряда».
Нестеров научился летать на гоночном «Фармане» и боевом «Ньюпоре», освоил глубокие виражи, планирующий спуск, научился парировать скольжение на крыло и на снос. Пережил аварию в воздухе – загорелся бензин в карбюраторе, сам Петр Николаевич остался невредим. Однако этот драматический опыт лишь закалил его характер и волю. За успехи в учении в связи с окончанием школы Нестеров получил орден Святой Анны 3-й степени.

…В начале двадцать первого века нас не удивляют космические полеты и прогулки по Луне. Время, насыщенное бесконечными мобильными связями, разучило нас восторгаться. Между тем, все каких-то сто лет назад человек, летящий по воздуху в маленьком самолете не такой уж большой высоте и не такой уж большой скорости, был в самом деле героем. Героем, посягнувшим разгадать тайны неба – бесконечного пространства, которое дотоле было для человечества одновременно и страшным и необыкновенно манящим. Летчик связывал обычных, «земных», людей с открытием тайны. Вот почему летчики входили в когорту избранных, избранных свыше. К своей избранности первые авиаторы относились по-разному. Нестеров, безусловно, воспринимал это как особый дар, за который нужно платить… честной неустанной работой.

В апреле 1913 года Петр Николаевич для прохождения службы прибыл в Киев. Там, над Сырецким военным аэродромом, он выполнил наконец-таки давно задуманную и рассчитанную им фигуру высшего пилотажа, которую потом назовут «петлей Нестерова». Вот слова из протокола, увековечивающего это историческое событие. «27 августа 1913 г. в шесть часов десять минут вечера поручик Нестеров, поднявшись на «Ньюпоре» на высоту 1000 метров, остановил мотор, начал планировать почти вертикально вниз. На высоте 600-800 метров от поверхности земли летчик включил мотор, выровнял рулем глубины аэроплан, поставил его носом кверху, повернул на спину и, опять переведя в вертикальное положение носом вниз и замкнув таким образом кривую в вертикальной плоскости, выключил мотор и нормальным планирующим спуском аттерировал на стартовой площадке того же Сырецкого военного аэродрома. Весь поворот в вертикальной плоскости проведен без перегибов плавной кривой в течение 6-8 секунд». Среди авиационного начальства и в печати появлялись самые разные мнения о беспримерном полете Нестерова. Одни отрицали практическую ценность так называемой «мертвой петли», другие считали подобные «трюки» неоправданным риском. Однако военные летчики, соратники Нестерова, и сам Петр Николаевич видели в «мертвой петле» одну из важнейших фигур высшего пилотажа, которая поможет бойцу в небе решать самые неожиданные задачи. Время доказало, как прав был Нестеров.

С начала Первой Мировой войны штабс-капитан Петр Николаевич Нестеров возглавляет 11-й корпусной авиационный отряд Юго-Западного фронта. Боевые действия на фронте разгорались с каждым днем все сильнее. Командованию необходимы были все новые сведения о действиях противника. И здесь авиация должна была сыграть главную роль. Хотя тогда далеко не все российские военачальники понимали, сколь велика эта роль в новой, планетарной войне и какой опасности подвергается русский летчик, который был оснащен, несомненно, более «скромно», чем противник. Вот отрывок из воспоминаний Виктора Георгиевича Соколова, сослуживца П.Н. Нестерова. «Мы выходили из отдела разведки и в вестибюле встретили Бонч-Бруевича, остановившего нас.

Начавшийся разговор быстро принял обычное направление: Бонч-Бруевич стал нас упрекать в недобросовестном отношении к нашей работе, в том, что мы выдумываем всевозможные предлоги, чтобы не летать, в то время как австрийцы летают ежедневно. Мы, зная, что командующий армией генерал Рузский нашей работой доволен, — о чем он неоднократно говорил, — отмалчивались, но Петр Николаевич не выдержал и стал возражать. Во время спора генерал Бонч-Бруевич, указывая на регулярные полеты австрийца — это был Розенталь, — сказал:
— Вот летает, а вы только ушами хлопаете и на него смотрите.
— А что же мы можем сделать?
— Напасть на него!.. Дать бой!.. Мы на войне, не на маневрах!
— Но у нас нет оружия, что сделаешь с одними пистолетами Маузера?
— Это все отговорки!.. Надо придумать способ атаки. А вы просто боитесь! Не хотите рискнуть!
Нестеров вспылил:
— Хорошо! Мы примем меры и остановим полеты австрийца.
— Какие же это вы меры примете? — насмешливо спросил Бонч-Бруевич. — Ведь это одни слова и втирание очков. Так я вам и поверил!
— Я даю вам честное слово русского офицера, ваше превосходительство, что этот австриец перестанет летать! — воскликнул глубоко оскорбленный Нестеров.
— Это как же? Что же вы думаете предпринять?.. Помните, капитан, честным словом русского офицера нельзя бросаться легкомысленно!
— Я, ваше превосходительство, никогда не давал повода обвинять меня в легкомыслии. Разрешите идти?
— Ну, ну, посмотрим... Хорошо. Можете идти!»

Слово русского офицера Нестеров сдержал. 26 августа (ст.ст.) 1914 года он, заметив в воздухе над городом Жолкиев неприятельский аэроплан, производивший разведку, по личной инициативе поднявшись на своем аппарате «Моран», протаранил двухместный неприятельский аэроплан «Альбатрос», который упал около деревни Воля-Высоцка.

Штабс-капитан Нестеров погиб. Это был первый воздушный таран, показавший всему миру трагедию небесного боя и величайшую отвагу военного летчика. За этот подвиг Петр Николаевич Нестеров был награжден орденом Святого Георгия IV степени.

Похоронен П.Н. Нестеров в Киеве.

В Санкт-Петербурге есть лишь одно место, свидетельствующее о пребывании П.Н. Нестерова в Северной Столице, – здание бывшей Офицерской Воздухоплавательной школы, где в честь 100-летия П.Н. Нестерова была установлена мемориальная доска. Здание куплено коммерческим предприятием. Доступа к этому памятнику сегодня нет.

Марина Кротова, член Союза журналистов Санкт-Петербурга.

P.S. В "Киевском Телеграфе" опубликована памятная статья штабс-капитана И.Родина (начальника 2-го Отдела РОВСа)
Tags: элита
Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments