anton21 (anton21) wrote in rus_vopros,
anton21
anton21
rus_vopros

Систематизация неравенств и государственного насилия

автор и источник — http://ivbeg.livejournal.com/447233.html
Итак:

«В прошлом году я ( Иван Бегтин — мое прим.) дважды обращался к теме сословности в России и социальном разделении. Это было в посте "Анализ и визуализация сословной структуры Российской Федерации" и в заметке "Привилегии, ограничения, льготы и возможности".

Как справедливо отметил Борис Львин (ЖЖ bbb), все описанные мной формы социальных разделений являются разными видами неравенств существующих в обществе, но далеко не всегда озвучиваемых явно.

Продолжая размышлять над этой темой я пришёл к выводу что для полного её понимания она требует систематизации тех понятий которые здесь присутствуют и то как эти понятия могут быть технически представлены в конечном итоге.

Итак, я предлагаю начать рассуждения с фиксации основных понятий.



Оговорюсь сразу, поскольку лично у меня в голове всё ещё идёт "утряска" этих понятий в голове я вполне допускаю что эта итерация с их описанием является не последней.

Социальное неравенство — форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей (из Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальное_неравенство).

В предыдущих заметках я приводил примеры следующих социальных неравенств: льготы, привилегии, ограничения (дискриминации) и возможности.

Социальная группа - это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами (определение из Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_группа)

Нормативный документ - официальный документ устанавливающий условия реализации неравенства (неравенств). Может быть в форме закона, постановления правительства, приказа президента и иных формах.

Правоустанавливающий документ - документ подверждающий принадлежность гражданина к той или иной категории граждан или иже содержащий информацию о признаках позволяющих определять принадлежность гражданина к социальной группе. Эти документы могут быть как долговременные документы вроде паспорта, так и документы в формате выписок/справок из учетных систем.

Учетная система - государственная система (информационная и организационная) по регистрации прав и обязанностей социальных групп на реализацию неравенств и по учету ранее применённых неравенств к конкретному гражданину.

Правоустанавливающие признаки - это совокупность характеристик гражданина закреплённых в его правоустанавливающих документах и учетных системах позволяющих идентифицировать его как принадлежащего к определённой социальной группе.

Примеры подобных признаков в различных документах:

- паспорт: дата рождения(возраст), территориальная принадлежность (регистрация), брачный статус, наличие и статус судимостей, наличие и возраст детей, пол

- свидетельство о рождении: дата рождения (возраст)

- водительское удостоверение: дата рождения (возраст), категория прав, территориальная принадлежность

- справка об инвалидности: дата рождения, группа инвалидности, степень ограничений

- удостоверение судьи: дата выдачи, номер удостоверения, место работы, судебная должность и так далее.

Если систематизировать правоустанавливающие признаки, то можно увидеть что многие из них являются значениями выражаемые числами, другие булевыми значениями формата: да/нет или да/нет/неизвестно, третьи определять список признаков к которым относится гражданин.

В свою очередь эти признаки можно разделить на те, что присутствуют в самих правоустанавливающих документах и тех что могут быть получены из учетных систем на основе этих документов.

Информацию в самих документах, кстати, можно разделить на ту что определяет права или обязанности гражданина и ту что позволяет подтвердить подлинность документа по учетной системе.

В реальной практике это происходит следующим образом.

Государственная структура (гос.орган) принимает нормативный документ, например, закон в котором закрепляет существующее или новое неравенство, например, налоговую льготу для физических лиц. Для того чтобы определить кому именно она предоставляется в  законе описываются детальные характеристики той социальной группы для кого она предназначена, например, инвалиды Великой отечественной войны и другие социальные группы (пример - http://www.rg.ru/2008/12/03/nalog.html). Для того чтобы понять принадлежность гражданина к той или иной группе в законе описываются правоустанавливающие документы которые он должен предоставить для подтверждения своего статуса.

Понятно, что этот пример, лишь один из большого множества и в реальности их гораздо больше. Плюс, ситуация усугубляется весьма сложным делением на эти самые социальные группы, огромным числом законов и других регламентирущих документов,  закрытостью части привелигированных социальных групп и механизмов распределения благ внутри них.

Например, мигалки на автомобилях - это, однозначно, привилегия выдаваемая ограниченному кругу лиц. Однако точные критерии того как и кому они предоставляются мы не знаем. Максимум что знаем - это распределение данного "ресурса" по ведомствам в 737 постановлении правительства http://www.rg.ru/2006/12/05/specsignaly-dok.html

Другие примеры - это распределение служебных квартир, что на публику видно только через документы и системы целевых программ (пример - http://faip.vpk.ru/cgi-bin/uis/faip.cgi/G1/ol/2010?subfcp=2), но непублично как распределение происходит внутри ведомств.

Таких примеров множество. И их прозрачность для остальных граждан сильно варьируется, однако, я считаю что будет некорректно отказываться от анализа подобного только исходя из недостаточности информации. Недостаточность информации - это один из предметов исследований и степень её недостаточности также необходимо оценивать и вводить рейтинги непрозрачности неравенств.

Но главное, самое главное во всём этом, то что полная картина неясна никому. Она частично есть в:

- нескольких трудах вроде книги Симона Кордонского: "Сословная структура постсоветской Росси», http://www.hse.ru/data/601/786/1238/Сословная%20структура%20....pdf,

- порталах государственных услуг федерального (epgu.gosuslugi.ru) и региональных, но только очень отчасти и не касающееся сословного распределения ресурсов, например, государственной услуги по выделению мигалки вы там не обнаружите, сами догадываетесь почему

- в онлайн проектах вроде Льготы.инфо (http://lgoti.info/) - интересный проект, но охватывающий только социально-незащищённые группы населения. Кстати, в США есть похожий проект Benefits.gov где собраны и систематизированы льготы самым разным социальным группам в США.

А далее вопрос взгляда на то как систематизировать эту информацию и зачем она может быть нужна.  В зависимости от интереса взгляд на неё может быть весьма разный.

Систематизация государственных обязательств перед гражданами.

Это формат Льготы.Инфо и Benefits.gov. Фактически - это ближе к проекту Госвыгода/Госпреимущества о котором я писал ранее. Это вполне актуальный формат для любого социалистического государства с большим объёмом публичных обязательств. То что до сих пор никто в Правительстве или правящей партии не озаботился созданием подобного проекта охватывающего все возможности что могут получить граждане от государства.

Основа для развития государственных услуг:

Собственно это то что уже отчасти происходит в рамках портала госуслуг, но довольно медленно. Это систематизация, опять же, неравенств в форме обязательств и прав с точки зрения правоустанавливающих документов, учетных систем и предоставления их через государственные услуги. Это путь по оптимизации неравенств путём снижения административных издержек. В нем может быть интерес у тех из государственных лиц кто может быть заинтересован в управлении распределением средств между "распределителями неравенства" и понимании социальных групп, однако у главных выгодоприобретателей от такого ресурсного распределения могут быть интересы недопустить такой систематизации. Что, кстати, как я подозреваю и является одной из причин сложностей во внедрении государственных услуг в России. Впрочем об этом в другой раз подробнее.

Систематизация неравенств и государственного насилия" и "Понятное государство:

Другой формат - это систематизация не только обязательств, но и сословий включая титульные. Это самый интересный формат социологически и самый сложный в виду того что он будет попыткой привести к понятности ту область общественных отношений которая неспроста находится в общественном подсознании. Как и любые другие попытки систематизации того что обычно описывается "у нас так заведено" и "это система", эта попытка не будет всеобъемлющей, но может дать картину сильно способную дать совсем другой взгляд на многие происходящие политические процессы.

Иначе говоря - этот проект получается общественно-политическим. Поскольку стратификация по неравенствам, в первую очередь, поднимет вопросы о социальной справедливости при распределении благ и насилия, к явному проговариванию того что сейчас понятно лишь интуитивно.

В этом случае систематизация учетных систем и правоустанавливающих документов вторичны, а вот систематизация неравенств и социальных групп - первичны и особенно интересны.

Как у меня выпадет свободное время, я постараюсь схематично набросать как это может выглядеть.

А в завершение пара примеров:

Госдума рассмотрит законопроект о соцгарантиях сотрудникам полиции

http://ria.ru/society/20110505/371205174.html

Обратите внимание на то, комментарий Гудкова по поводу инфляции и "монетизации льгот". Инфляция это один из публично озвучиваемых доводов сохранения льгот различным сословиям. И это одна из причин почему снижение инфляции выгодно далеко не всем, для многих её реальное снижение до 3-5% вызовет изменение не только структуры, но и форм распределения ресурсов и последующей "монетизации льгот" со снятием сословного статуса. 

Конституция Российской Федерации

http://constitution.kremlin.ru/

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Можем ли мы сказать что это справедливые требования, а не эйджизм и принудительные требования по проживанию?

Если это требования по интеллектуальному развитию, то почему нет верхней возрастной планки.

Если требования по проживания демонстрирующим связь президента со страной, то почему 10 лет, а не 20 или не 30?»

Самое интересное — это этнически-социальное неравенство, в РФ-ии оно выражено очень ярко …

Примеров -тьма ...

Решения имеют сугубо волюнтаристический характерс явным криминальным оттенком геноцида, - пока автор об этом и не догадывается!!!

Метки: e-governmentegovоткрытое государстворазмышленияэлектронное государство

Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments