alexas21 (alexas21) wrote in rus_vopros,
alexas21
alexas21
rus_vopros

Русские в Сербии, казаки

"Казаки в Сербии" by [info]duchesselisa in [info]rovs_nz.





Прибытие
в Королевство СХС казачьих военных подразделений с Дона, Кубани и
Терека, небольших групп Астраханских, Уральских казаков и калмыков, а
также административных и учебных заведений, как и гражданских лиц с Юга
России, было связано с эвакуацией Русской Армии ген. П Н. Врангеля из
черноморск их портов в Крыму поздней осенью 1920 года, а позднее - из
сборных лагерей в Турции и Греции. Оценивается, что в новосформированной
балканской стране обосновалось около 5000 казаков, из которых примерно
3500 Кубанских. В мае 1921 года началась переправа казаков в Болгарию и
Сербию. В первом эшелоне, через Салоники и сербский пограничный пункт
Гевгели, 1 июля 1921 года прибыли саперные полки Донского и Кубанского
корпуса (вместе с полком Первого армейского корпуса, всего 4000 бойцов).
Они были причислены к штату Министерства строительства и направлены на
постройку стратегических дорог: Вранье Бoсилеград (впоследствии эта
коммуникация стала называться "Русский путь"), Гостивар- Дебар, Косовска
Митровица -Рашка, Штип -Кочане. С 1926 года этот эшелон казаков получил
работу на шахтах пирита в окрестностях г. Доньи Милановап, на руднике
"Кленовик" возле г. Пожаревац, затем работал на стройках железных дорог
Кральево-Рашка и Мала Крсна-Топчидер. Донские казаки строили железные
дороги в Бихаче, Босанска Крупе, а позднее, вместе с Кубанскими -
железную дорогу Ормож Лютомер-Птуй (в Словении).
Во втором транспорте, 9 июля 1921 года, прибыли основные части Кубанской казачьей
дивизии, чины Генерального штаба и Гвардия ген. Врангеля (состояла из
80-ти гвардейцев - Донских казаков и по одному эскадрону Кубанских и
Терских). Запорожский казачий эскадрон при 3 -м полку Кубанской дивизии
прокладывал железную дорогу Ниш-Княжевац, эскадроны Кубанцев -гвардейцев
собирали трофеи на полигонах битв Первой мировой войны вблизи г. Битоль
и некоторое время служили в составе пограничных войск страны.
По секретному заданию Военного  министерства Королевства СХС в декабре
1924 года вооруженные и хорошо обмундированные казачьи отряды, вместе с
офицерами-добровольцами Русской Армии (,всего несколько сот бойцов под
командованием полковника Миклашевского), провели успешное военное
вторжение в Албанию, из направления Дебар, Призрен и Джаковица. Таким
образом, они приняли непосредственное участие в свержении Фан Ноли в
Тиране и вступлении Ахмета Бек- Зогу на албанский престол. До 1920 года
Штаб Кубанской дивизии, во главе с ген. май. Виктором Эрастовичсм
Зборовским, был расквартирован в г. Вранье, а затем переехал в г.
Пожареьац. Размещенные в отдаленных пунктах, части дивизии оставались
сплоченными между собой; эта дивизия оставалась единственным военным
формированием Русской Армии в изгнании, вплоть до 1941 года сохранившем в
Королевстве Югославии не только свою монолитность но и казачьи военные
традиции, боеспособность и форму. Некоторые роты и духовой оркестр
дивизии в 20-30 годы принимали участие в парадах и торжествах страны.
В отличие от основной массы гражданских лиц эмиграрации, создавшей во
всех у уголках страны "русские колонии" (в соответствии с государсвенным
"Положением о русских колониях", принятым в 1922 году), казаки,
проживавшие вне казачьих военных подразделений, не пожелали подчиняться
комитетам русских колоний. Они создавали "казачьи станицы",
самостоятельно избирая своего представителя - атамана. Такие станицы,
хутора и курени были трех видов: чисто кубанские, донские и терские,
"общеказачьи" (смешанные), и полуподпольные - "вольно-казачьи",
возникавшие в 30-е гг. как политические группировки. С годами станицы
реорганизовывались, объединялись или прекращали свое существование
Названия они получали по месту расквартирования или по округам.
Некоторым присваивалось имя выдающегося (походного) атамана - Булавина,
Некрасова, Краснова, Кухаренко, Шкуро... Самое большое сосредоточение
казачьих станиц было в хлебородной области Воеводина.


Казачьи части на постройке дорог в Сербии
Среди казаков проживавших в станицах были развиты солидаризм, патриотизм,
лояльность к приютившему их государству и дружеские чувства к местному
населению. Если вблизи станицы оказывалась русская колония или другое
казачье поселение, царили сотрудничество и терпимость друг к другу.
Образованные казаки принимали участие в культурной жизни русской
эмиграции. В деревнях много казаков-священников оказалось на службе
Сербской церкви; казаки были регентами церковных или любительских хоров,
учителями начальных школ. Традиционно привязанным к земле, казакам на
чужбине редко удавалось приобрести собственный участок и заниматься
хлебопашеством. Гордость и жизнь в кругу станичников отталкивали казака
батрачить в периоды полевых работ. В деревнях и на хуторах охотнее всего
они занимались ремеслами или создавали артели- задруги: изготавливали
кефир, сыр, пекли хлеб. Казаки со средним образованием, оказавшиеся в
воеводинских селах с преобладавшим населением из национальных меньшинств, получили места государственных чиновников, становились писарями, землемерами.
Необходимо отметить, что до 1941 года Сербия
являлась центром Кубанского и Терского казачества на чужбине. Тут жили
кубанский походный атаман ген. май. Вячеслав Григорьевич Науменко (1883
-1979) и терский - ген.лейт. Герасим Андреевич Вдовенко (ок.1865-1945). В
Белграде находились "канцелярии" Кубанского и Терского правительств.
Председателем Кубанского правительства был полк. Михаил Соломахин, а
Терского - военный инженер Евгений Александрович Букановский. Кубанская
Краевая рада (парламент) в 20-е годы заседала в Нови-Саде или в
Белграде. В Сербии проживал походный атаман Астраханского Казачьего
Войска ген. май, Николай Васильевич Ляхов. Донской атаман ген.-лейт.
Африкан Петрович Богаевский (1872-1934) короткое время жил в Белграде, в
1923 году уехал в Париж., ставший, наряду с Прагой, политическим
центром Донского казачества.


Терская казачья станица в Белграде

Политическая деятельность
В течение всех побед и поражения "белых" на Юге России возникали трения
между Добровольческой Армией (позднее - Вооружен ные Силы Юга России, а
еще позднее - Русская Армия), с одной стороны, и казачьих правительств,
парламентов и атаманов казачьих войск, с другой. Недоразумения
существовали и после Крымской эвакуации, вопреки факту, что еще 22 июня
1920 года все казачьи атаманы признали верховную военную власть за ген.
П.Н.Врангелем. Случалось, представители Объединенного совета Дона,
Кубани и Терека игнорировали договоренность с Главнокомандующим Русской
Армии, который в рядах казаков пользовался уважением и которому бойцы
полностью доверяли. Перед отправкой первых транспортов с острова Лемнос,
ген. Врангель обратился к казакам письмом-заявлением, в котором заверил
их в том, что относительно них будет проявлена та же забота, что и о
всей Русской Армии.
Постепенно, среди казаков все более регулярно
распространяется казачья печать, поступающая из Праги, Софии, Парижа и
Белграда. С 1921 года в городке Вранье (Южная Сербия) выпускался
бюллетень "Кубанец", в Белграде - "Ку банский зарубежный вестник"
(1923), бюллетень Кубанской канцелярии "Вольная Кубань" (1925), орган
Терского правительства "Терский казак на чужбине" (1926) и другие.
Установлено, что в Югославии выходило более 20 ти казачьих периодических
изданий, всего более 340 выпусков. Все эти издания писали о событиях в
казачьих станицах и в центрах, публиковали приказы и призывы атаманов,
трактовали политическую жизнь эмиграции, полемизировали с казачьими или
военными изданиями различных ориентаций. В середине 30 х годов
политическая жизнь казаков на чужбине достигла своего апогея.
Выкристаллизовалось пять политических течений, не считая двух- трех
молодежных, являющихся казачьими филиалами русских политических партий,
возникших в эмиграции.
Культурная деятельность
Культурную деятельность Казачества на чужбине можно рассматривать из двух планов -
как работу видных одиночек: ученых и работников культуры
(националистической казачьей или всероссийской направленности), и как
работу казачьих организаций и одиночек, ориентировавшихся исключительно
на изучение истории и самобытной культуры Казачества. В первые годы в
Королевстве СХС преобладал этот второй вид деятельности. В 1921 году из
Константинополя в Белград переехал Донской казачий архив, в полном
объеме с историческим материалом периода гражданской волны на Дону. В
марте 1923 года была создана Донская историческая комиссия, задачи
которой состояли в сборе, изучении и публикации архивных материалов. С
этого года стали выпускаться периодические сборники "Донская летопись" ,
Донской архив, вместе со своей Комиссией в феврале 1925 года переехал в
Прагу. Подобные исследования проводились и при Кубанской канцелярии,
обосновавшейся в Белграде. Их труды публиковались в казачьей и
российской военной периодике, а в виде отдельных выпусков печатались
тексты патриотической направленности. При этой канцелярии создана и
Делегация по охране кубанских военных регалий, знамен и военных трофеев,
которые были отданы на временное хранение в Военный музей на
Калемегдане. Председателем делегации состоял ген. лейт. Петр Иванович
Ковунко. Ряд казаков военных ветеранов писали и публиковали свои
исследования и воспоминания, связанные с участием казачьих отрядов в
битвах Мировой и Гражданской войн.




Два вида художественной деятельности казаков сохранили о себе живую память
до наших дней. Это джигитовки - акробатические выступления на лошадях
группы бравых казаков, происходившие на городских ипподромах и
деревенских лужайках. Вооруженные казаки облаченные в военную форму,
исполняли и национальные танцы, чаще всего кавказские. Второй вид
деятельности - мужские казачьи хоры. До наших дней всё еще не
исследована литературная деятельность казаков, осевших в Югославии, а
она представляет литературно-историческую ценность . Прозу и поэзию
создавало молодое поколение - выпускники русских средних учебных
заведений и студенты. В этой среде выделялся безвременно скончавшийся
студент Белградского университета Борис Александрович Кундрюцков
(1903-1933). Опубликован был его роман "Кожаные люди"(намек на
большевиков) и юмористическая повесть "Казак Иван Ильич Гаморкин" .
Поэзию в Белграде писали: Павел (Павло) Сергеевич Поляков (1904-1981),
состоявший редактором литературно-политического журнала "Казачья лава"
(1937), балерина Людмила Михайловна Костина (1908-1974), Николай
Федорович Букин, Николай Николаевич Воробьев (1903 -1989) Александр
Николаевич Туроверов.
Две донские казачьи станицы в воеводинской
области Банат были единственньми в мире. Свое название они получили не
по местам, в которых обосновались на чужбине, а сохранили изначальное -
Есауловская и Верхне -Курмоярская, Второго Донского округа,
соседствующие и в Банате - в селах Томашевац и Сакуле (общей
численностью до сотни казаков) Из своих станиц казаки двинулись в поход
во главе со станичными атаманами, правлением, казной, административными
книгами и печатью. Есауловская имела бурную историю и была одной из
самых многочисленных на Дону. Из нее Пугачев высватал себе жену - Софью
Недюжину. Перед мировой войной станица имела 37 поселений с общим
населением свыше 30-ти тыс. душ. Большинство станичников погибло в войну
и революцию. Под натиском большевиков 29 декабря 1919 года казаки
покинули родное пепелище. По пушистому глубокому снегу, беспрерывной
цепью, длиною в восемь верст, растянулся транспорт отступающих
станичников. Арбы, телеги, сани, запряженные лошадьми и волами, по бокам
верховые; многие шли пешком с сумками за плечами. Печальны, угрюмы были
лица отступающих, понурив головы, по колена в снегу, шли Есауловцы в
изгнание, по временам оборачиваясь на свою родную станицу крестясь и
посылая ей молчаливый прощальный привет. На выезде из станицы стоял
глубокий старик с длинной до пояса белой бородой, участник еще
Кавказский войны, сподвижник Бакланова. Когда проходили мимо него
последние, снял он шапку, перекрестился - и покатились слезы по длинной
бороде, замерзая на концах ледяными сосульками...
С января 1921 года есауловцы поселились в селе Томашевац - вместе со станичным
атаманом Василием Архиповичем Алферовым и полным составом правления. С
местным населением свыклись, породнились. Почувствовали себя тепло -
благо, и доктор в селе был русским, и в сельском правлении чиновник
оказался уроженцем Ростова на Дону, и учитель сербской школы - свой же,
донской казак. Так в 30 е годы об Есауловской станице писал парижский
журнал "Иллюстрированная России".
В 1956 году на седьмом десятке своих лет атаман В. А. Алферов писал казачке Нестеровой в Швецию: "Многоуважаемая Мария Александровна!
Уведомляем Вас, что письмо Ваше, писанное 11 го апреля, мы получили 16 апреля...
Мы живем по- старому в том же селе Томашевац. Старший сын Георгий там же
у нас в селе, служит в сельском правлении бухгалтером, а жена его
сербка учительница. Живут от нас отдельно, детей не имеют. Второй сын
Александр, инженер архитектор, находится в Южной Америке, в Аргентине.
При нем жена русская и сын 10 ти лет. Сергей окончил Белградский
университет и сейчас служит ветеринарным врачом при трех деревнях
недалеко от Бечкерека - Лазарево, Эчка и Деспотовац (ранее:
Эрнестиново), еще не женат. Четвертый сын Алексей находится при мне, так
же не женат. При мне и две дочки - Вера и Надежда. Занимаются шитьем
женской одежды, как модистки, еще не выданы замуж.
Мы с женой уже в преклонном возрасте и по старости лет к труду мало способны, но
помалу работаем, имеем свой домик. Все наши русские из Томашеваца
распылились. Остался я один с семьей, да еще один Кубанец в Уздине.
Кроме Симона хромого, кажется, никого там нет. Степан Григорьевич и
Мария живут в Сакуле, но давно я их не видел. Илья Филиппович Темарев из
Орловата года три как умер, а Феня, его жена, купила дом и живег одна.
Было, выдалась замуж за одного старика и разошлась. С Дона писем никаких
не получаем. Кто знал нас - одни состарились, другие поумирали, а
молодежь не знает нас. Да и много изменилось там, в особенности в наших
краях. Образовалось Цымлянское море, от станиц Котельниково до Нижне
-Чирской. Все хутора: Чапурный, Березки, Галабанский, наша станица - все
затоплены, остались только на горе Ремесленная и Острог. Образовалось
море из за того, что в Цымлянской станице построили гидроцентраль, Дон
загородили, и уровень воды поднялся на 25 метров. Передавайте наш привет
дочке Вашей, кажется Таней звать, и зятю. Думаю, он Службу тогда имел в
Гардиновце.
Итак, бывайте здоровы
В. Алферов".
Атаман Есауловской скончался в 1961 году.





Есауловская станица, 1931 г.

Любовь и верность казаков своей второй родине, в которой они чувствовали себя
как дома, запечатлены в стихотворении бывшего белградца, Павла
Сергеевича Полякова (1904-1981), написанном под конец жизни, в Мюнхене, в
его новой эмиграции:

Музе
Пришла ты для последней встречи,
Что ж... вновь с тобою запою
Про скалы дикие Билечи,
Про маjку Cербиjу мою.
Меня ты научила петь
О нашей и о сербской славе
И ставил я рыбачью сеть
В Дунай, на Тиссе, на Мораве.
Цветков лазоревых огни
У нас не устрашались бури
Цветут и в Сербии они
Зовут их - косовски божуры.
Где кровь лилась в боях с врагом
Веленьем Праведного Бога,
Дл я нас и сербов их ковром
Покрылась райская дорога.
Вот этой родине второй
Поставлю памятник навеки -
Я там изведал, молодой,
Добро в хорошем человеке,
И много раз проверил я
Словцо казачье - братушка -
Мне лили сербские друзья
Не в рюмку ракию, а в кружку.


"Русские в Сербии"
Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments