Константин Геннадьевич Черепанов (kcherepanov) wrote in rus_vopros,
Константин Геннадьевич Черепанов
kcherepanov
rus_vopros

РУССКИЙ ВОПРОС: БЕСЕДА С КОНСТАНТИНОМ ЗАТУЛИНЫМ

Понять, осмыслить, осознать

 

На наши вопросы отвечает депутат Государственной думы РФ, директор Института стран СНГ Константин Затулин 

Спящий пастушок с картины Венецианова наглядно передаёт нынешнее сознание русского народа. Не пора ли ему проснуться? С января 2003 года «Литературная газета» регулярно выпускала материалы под рубрикой «Русский вопрос». Здесь неоднократно печатались писатели и учёные современной России, наиболее сведущие в проблемах русского народа. Сегодня они объединяют свои усилия в рамках отдельного одноимённого приложения. 

– У многих само существование русского вопроса вызывает вопросы и сомнения. Тем не менее он есть и становится всё острее. В чём его суть? Каковы исторические причины его возникновения? 

– Русский вопрос в широком смысле, – это особый путь огромной части пространства Евразии, определившийся вследствие многих исторических, географических и других причин. Ключевой из них стало развитие в пространстве-времени национального самоопределения русского народа. Роль объединителя этого пространства совсем не обязательно должна была закрепиться за русскими. Достаточно вспомнить монголов времён Батыя и Чингисхана или польские попытки в более поздние – для России «смутные» – времена. Ещё знаменитый западный историк А. Тойнби отмечал, что Тимур, дай ему судьба время и силы, построил бы государство примерно в границах СССР, но со столицей в Средней Азии. 

Но история распорядилась по-другому. И к ХIX веку, т.е. времени зарождения того, что ныне принято называть гражданским обществом, у наших предков возникла потребность в объяснении, в самоидентификации. Через стихи Пушкина и письма Чаадаева, спор западников со славянофилами, «Россию и Европу» Данилевского, всю великую русскую литературу второй половины века красной нитью проходит эта попытка самопознания, поиска ответа на русский вопрос. И всё же подлинной глубины и масштаба русский вопрос достигает в ХХ веке с его войнами, революциями, с угрозами распада России, во многом воплотившимися в жизнь. 

«Суждено ли России выстоять и вернуться в ином, более современном и привлекательном, виде?» – вот как сегодня звучит русский вопрос. 

Возвращаясь к изначальному, призовём в свидетели Ивана Ильина: «С первых же веков своего существования русский народ оказался на отовсюду открытой и лишь условно делимой равнине… Возникая и слагаясь, Россия не могла опереться ни на какие естественные границы. Надо было или гибнуть под вечными набегами то мелких, то крупных хищных племён, или давать им отпор, замирять равнину оружием и осваивать её». 

«Замирение» и «освоение» было условием выживания русского этноса, а российское государство стало его результатом. Поэтому и нельзя разорвать русскую нацию и российское государство, как форму и содержание (в философском смысле этих понятий), без катастрофических последствий для каждого из них. 

Точно так же нельзя разорвать и противопоставить русские интересы и интересы других народов России. Одной из главных особенностей русского подхода к государственному строительству было вовлечение в него на равных правах представителей других народов, в том числе и силой покорённых. Это в корне отличает нашу политическую культуру от западноевропейской. Такая уникальная особенность нашей страны объясняется не только спецификой русского стереотипа поведения в области межнациональных отношений, но и тем, что объединение в единое государство было и остаётся жизненно необходимым всем этносам страны. 

– Что такое русский вопрос сегодня? Каковы его основные составляющие? 

– Русский вопрос, как кассетную боеголовку, можно разделить на четыре более конкретных подвопроса: 

– современное состояние русского народа (духовный, экономический и демографический аспекты);

– русский народ и российское государство;

– русский народ и другие народы России;

– феномен разделённости русского народа и новой русской диаспоры за рубежом. 

Пора признать, что значительное количество острых проблем, накопившихся в каждой из этих четырёх инкарнаций, делает необходимой и оправданной постановку русского вопроса в современной России. Причём как вопроса общегосударственного, непосредственно касающегося всех этносов страны.

 Никакого выпячивания своих проблем, этнического эгоизма и стремления «перетянуть одеяло» в такой постановке русского вопроса нет. Не может быть крепкой и процветающей Российской Федерации при вымирающем русском этносе. Вообще не может быть России без русского языка и русского народа. Без взаимной поддержки между Российской Федерацией и её соотечественниками за рубежом крайне затруднено их выживание по отдельности. И, наконец, распад СССР доказывает, что благополучие народов России проблематично без твёрдой, успешной и единой государственности. 

Это замкнутый круг, замкнутый самой историей, а не чьим-то хотением и волеизъявлением. 

– Какую роль сыграл распад СССР в обострении русского вопроса? 

– В результате распада СССР русская нация стала крупнейшей в мире разделённой нацией. Много веков основным вектором (или, как сейчас модно говорить, трендом) развития русского этноса было стремление к объединению, воссоединению. В полной мере оно свершилось совсем недавно – только в середине XX века все ветви русского этноса собрались в одном государстве. Для достижения этого результата потребовались века, колоссальные человеческие жертвы, предельное напряжение народной воли и энергии. «Крупнейшая геополитическая катастрофа XX века» всё это перечеркнула. Украина и Белоруссия теперь отдельные от России государства. 

Более того, оказалась разделённой и великорусская ветвь русской нации – более двадцати миллионов её представителей в одну ночь стали гражданами второго сорта новых независимых государств. Ничего подобного не было со времён Василия III. Как мне кажется, в полной мере значение такого тектонического сдвига в жизни русского народа до сих пор не осознано. 

В результате распада СССР впервые за два последних века русские стали абсолютно численно доминирующим этносом Российской Федерации. Русских в России сейчас больше чем этнических французов во Франции или этнических немцев в Германии. Такое радикальное изменение этнодемографического баланса является серьёзным вызовом, который надо правильно понять и осмыслить. Некоторые ультранационалисты поспешили выступить с идеями отказа от вековой традиции «имперской» государственности, от необходимости строить РФ по принципам национального государства. Их почему-то, при всей показной националистичности, не смущает то, что «национальное государство» – это такой же продукт ненавистной им западной цивилизации, как и либерализм, причём продукт позавчерашнего дня. Однако, не вдаваясь в дискуссию по данному вопросу, надо признать, что изменение этнодемографического баланса в результате краха СССР сделало русский вопрос ещё более актуальным в России, хотя принципиально его и не изменило. 

В отличие от доперестроечного периода резко изменились традиционные формы этнического контакта между народами России. Произошло массовое «перемешивание» народов страны – ничего подобного по масштабам ни в Российской империи, ни в СССР мы не знали. Эти процессы уже привели к вспышкам межнациональных конфликтов. Простыми призывами жить дружно, делением на плохих и хороших, здесь ничего не решишь. Готовых рецептов сейчас ни у кого, наверное, нет. Однако важно понять, что это тоже новый и крайне серьёзный вызов российскому государству, русскому этносу и всем народам страны. Миграционная политика не может рассматриваться в отрыве от русского вопроса. 

– Что можно сказать о положении русской нации в сегодняшней России? 

Хотя количество русских в Российской Федерации неизмеримо выше, чем их удельный вес в Российской империи или Советском Союзе, их положение не назовёшь привилегированным. В целом ряде российских регионов, прежде всего в национальных республиках, русские порой вынуждены бороться за равноправие, а центральной российской власти, из высших соображений единства и целостности страны, приходится закрывать на это глаза. 

Тем не менее способность русского народа, в отличие порой от его государства, не перегибать в национальных вопросах, требуя для себя исключительного положения, всё ещё сохраняется, несмотря на целый ряд чувствительных ударов, нанесённых этому природному интернационализму неблагоприятными условиями жизни, большими и малыми конфликтами. В конечном счёте долготерпение и толерантность русского народа в национальных отношениях – наше главное «приданое» в любой новой попытке реинтеграции на постсоветском пространстве. 

– Могут ли культура, искусство, литература сыграть здесь свою роль? 

– Как всегда, роль их чрезвычайно важна. Вместе с наукой они могут запутать или, наоборот, прояснить любое дело. В 1946 году Константин Симонов, например, написал пьесу «Русский вопрос», которая не имеет к этому вопросу никакого отношения, она преследовала совсем иные цели. Для многих миллионов наших бывших сограждан в новых независимых государствах русская культура и искусство, совершенно точно, остаются родными и поныне. Такие русофобы, как Ющенко, Саакашвили и другие, даже взявшись за руки, не в силах перевесить их на чаше весов. 

Беседовала Ирина ОРЛОВА 

Комментарий: Это беседа с человеком и политиком, мыслящим по-настоящему государственно, с широтой кругозора и хорошим пониманием специфики целого ряда проблем. Поражает, что спокойно и совсем не резко изложены целый ряд острейших вопросов. Отметим наиболее принципиальные обобщения:

1) нельзя разорвать русскую нацию и российское государство, как форму и содержание (в философском смысле этих понятий), без катастрофических последствий для каждого из них;

2) Нельзя разорвать и противопоставить русские интересы и интересы других народов России, что в корне отличает нашу политическую культуру от западноевропейской;

3) Необходимость постановки русского вопроса как общегосударственного, непосредственно касающегося всех этносов страны;

4) Не может быть процветающей Российской Федерации при вымирающем русском этносе;

5) В результате распада СССР русская нация стала крупнейшей в мире разделенной нацией – геополитическая катастрофа XX века, значение которой до сих не осознано;

6) После распада СССР русские стали абсолютно численно доминирующим этносом Российской Федерации;

7) Идея национального государства – это такой же продукт западной цивилизации, как и либерализм, причем продукт позавчерашнего дня;

8) В отличие от доперестроечного периода резко изменились традиционные формы контакта между народами России – произошло массовое «перемешивание» народов страны, ничего подобного по масштабам ни в Российской империи, ни в СССР – мы не знали. Эти процессы уже привели к вспышкам межнациональных конфликтов. Готовых рецептов сейчас ни у кого, наверное, нет;

9) Миграционная политика не может рассматриваться в отрыве от русского вопроса;

10) Положение русских не назовешь привилегированным. В целом ряде российских регионов, прежде всего в национальных республиках, русские порой вынуждены бороться за равноправие, а центральной власти, из высших соображений единства и целостности страны, приходится закрывать на это глаза;

11) Тем не менее способность русского народа, в отличие порой от его государства, не перегибать в национальных вопросах, требуя для себя исключительного положения, всё ещё сохраняется.

Такая система обобщений, сделанная Константином Затулиным, объемная и адекватная, отвечает самому главному требованию, которое время ставит перед русской интеллигенцией и ее сегодняшнему способу мышлению: умению осознавать проблемы и ставить политические вопросы, то есть выводить за пределы опыта. Этого трезвого самосознания критических для страны проблем как раз не хватает правительству Путина, которое занимается прожектерством и погоней за призрачными западными ценностями: рынком, иностранными инновациями, гражданским обществом и т. д. Характерно, что при столь точной и емкой проблематике Затулин ни слова не говорит о русской идее, о способах решения проблем, да и о самосознании говорит в прошедшем времени: славянофилы – западники, Чаадаев, Данилевский. Позиция Затулина – это система взглядов умного и трезвого политика, который трезво осознает неспособность нынешней философии и идеологии ответить на вызовы времени. Но именно такая позиция позволяет в полной мере развернуть аргументацию русской идеи. Во-первых, осознавая единство содержания и формы – русского народа и других народов России и государства, а также современную трагедию России, Затулин тем не менее не фиксирует несоответствие нынешней формы государства и нации, а также проблему столкновения внутри России двух цивилизационных форм жизни и деятельности – центростремительной формы Востока (сельская цивилизация – единство на основе власти - ОБЩНОСТЬ или идеология ЦЕЛОГО) и центробежной формы Запада (городская цивилизация – единство на основе ЗАКОНА – ИНДИВИДНОСТЬ или идеология МНОЖЕСТВА). Не фиксирует, потому что это философская глубина русской идеи, которая предлагает синтез Востока и Запада, села и города, общности и индивидности, идеологии ЦЕЛОГО и идеологии МНОЖЕСТВА в третьем – РОССИИ, социуме, синтезе, идеологии ЕДИНСТВА.

Здесь самое время вспомнить манифест «Региональная идея России» http://www.kcherepanov.narod.ru/Manifest.htm, где говорится, что идея России является не этнической, не национальной, а региональной и пояснить идею России как РЕГИОНА и состоящей из регионов. Регион – это идея триединства или гармонии властей, где власть отвечает за территорию (общность), закон или общество – за экономику или производство (индивидность), а президент – за жизнь и деятельность социума в целом (социальность).

Идея социума возникла из проблемы несоответствия для России – восточного способа жизнедеятельности (этнического), ибо централизация в масштабах и условиях России, приводит к несоответствию центра для периферии, и несоответствия  западного (нынешнего) способа жизнедеятельности (национального), ибо децентрализация приводит к несоответствию периферии для центра (иными словами, к распаду огромной страны и государства на части). То есть сельский способ жизнедеятельности не способствует развитию городской промышленности и экономики (проблема не осознанная и не решенная Столыпиным – ЦЕЛОЕ без частей или множества), а городской способ жизнедеятельности разрушает сельское хозяйство, уничтожает коренное население (миграция) и подрывает традиционную основу и культуру России (МНОЖЕСТВО или части  без целого).

Триединство властей в России и внутри каждого региона позволяет не только уравновесить центростремительность сельского и центробежность городского способов жизнедеятельности в единый социальный, но и позволяет создать новое социальное качество: ЦЕЛОЕ + МНОЖЕСТВО (части) = ЕДИНСТВО, что означает дифференциацию России на части (регионы), но и взаимодействие регионов как частей социума России как в теле человека взаимодействуют внутренние органы жизнедеятельности. Этот триединый принцип позволяет каждому региону иметь собственную территорию (сельское хозяйство), совмещать его с городской экономикой местного центра (городская промышленность), достигая при этом третьего качества (адекватности села и города природе, инфраструктуре и социуму региона. От взаимодействия регионов быстро крепнет и развивает единство России: а развитие местного краеведения и самосознания социума приводит к решению на местах социальных проблем: коррупции будет невозможна в местном пространстве социума, где все друг друга знают и работают на общую цель, миграция будет ассимилироваться в местном социуме, как это происходило в СССР, где было обеспечено взаимодействие народов и этносов, разрыв между народом и интеллигенцией будет преодолен сначала регионально, а затем и в масштабах страны, ибо абстрактная наука и промышленность Петербурга и Москвы будут подпитываться конкретикой регионов, и наоборот конкретные проблемы регионов дадут толчок национальным процессам становлению России, в том числе и экономике. Легко заметить, что сама Россия при таком типе внутреннем самоорганизации обретает третье качество: она является не закрытой страной, как восточные страны, но и не растворяется в экономической общности западных стран. Более того, пример России и ее русская идея позволят в будущем разрешить противоречие между традиционным Востоком и новационным Западом, обеспечивая единство и гармонию жизнедеятельности планетарно-единого человечества. Русская идея позволяет самореализоваться русскому народу, и всем этносам страны, даже самым малым, ибо все имеют свою территорию, свою экономику и едины в общем социуме России. 

«Литературная газета», №32, 5 августа 2009 г., Адрес статьи http://www.lgz.ru/article/9844/

 

Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments