sanych56 (sanych56) wrote in rus_vopros,
sanych56
sanych56
rus_vopros

Обретение Арктики, великолепный репортаж

"Обретение Арктики. 7 августа" by maxozhar in russkij_sever.
В начале 10-го утра «Сомов» отдал якорь у острова Ферсмана, и почти сразу вертолет улетел на Хейса.







Корабль вертится на кормовом якоре, и время от времени за иллюминатором оказываются Комсомольские острова (Большой и Малый). 
История их открытия не то, чтобы забавна, но довольно чудна. Еще можно было бы понять, если бы они не обратили на себя внимание Пайера. Объезжая только что открытый архипелаг на санях зимой 1874 года, он легко мог бы не заметить почти выровненные с поверхностью воды эти полоски суши. Но Пайер их как раз обнаружил и нанес на карту. Проглядел их почему-то двумя десятками лет спустя Болдуин и убрал с карты. Зато он обнаружил относительно высокий, по сравнению с Комсомольскими, остров, который непонятно почему не заметил Юлиус Пайер. Болдуин назвал его именем американского исследователя Канадского Севера Исаака Израиля Хейса. Удивительно, что на карте Пайера не было и острова Циглера, который во много раз больше Хейса. При этом между островами сравнительно небольшие расстояния – сейчас с корабля видны одновременно (разумеется, в разных местах) острова Хейса, Галля, Чампа, Винер-Нейштадта, Земля Вильчека, Солсбери и, возможно, Ла-Ронсьер. Это не считая мелких Ферсмана, Ньюкомба, Алджера и, естественно, Комсомольских. 
Переоткрыл в конце концов Комсомольские острова, как нетрудно догадаться, наш соотечественник, М.Н. Иванычук, сотрудник Арктического института. Во время санной экспедиции в тридцатых года он заметил несоответствие карты Болдуина реалиям и назвал заново обнаруженную сушу от всей души – Комсомольскими островами. Вот, наверное, у человека радости было!
Почти как у меня сегодня – поставил печати МАКЭ в книжку Паустовского «Муза дальних странствий» и в гумилевский «Огненный столп»! 

Не знаю, стоит ли рассказывать о Болдуине и вообще об американских экспедициях на эту сторону Арктики, хотя почему бы и нет. Тем более, что экспедиции американцев – единственные, наверное, из всех арктических экспедиций, которые оказались смешными. Я не имею в виду, что американские путешественники, отправлявшиеся в Арктику, сгибались ежечасно от хохота среди полярных льдов. Собственно, ничего веселого не было и в том, каким испытаниям пришлось им подвергнуться, многие серьезно рисковали жизнью. Просто по контрасту с исполненными драматизма и даже трагедий экспедициями европейцев и россиян пафосное начало и нелепое завершение штатовских вояжей рисуются мне окрашенными в комичные тона.
Начать, правда, следует не с Болдуина, а с Уолтера Уэлмана (на снимке он сидит справа), который передал эстафету Эвелину Бриггсу Болдуину, а уже тот, в свою очередь, Энтони Фиала. 
За несколько лет до начала нового века путешественник, журналист, директор газеты «Чикаго геральд» и вообще человек незаурядный, Уолтер Уэлман (на самом деле этот американец был немецкого происхождения и при рождении получил имя Вальтер Вельман – Walter Wellman) решил покорить Северный полюс. И был он, нужно сказать, не одинок в этом. В конце позапрошлого-начале прошлого столетий покорение полюсов было идеей фикс у многих авантюристов в позитивном смысле последнего слова.
Начал он с традиционных попыток добраться до 90-го градуса Северной широты пешком со Шпицбергена, но неудача преследовала путешественника с самого начала – льдами было раздавлено судно, доставившее экспедицию к архипелагу, после чего журналист со спутниками долго блуждал по этим самым льдам, таская по ним алюминиевые лодки, которыми в конце концов экспедиционеры воспользовались, чтобы доплыть до вышедшего на их поиск корабля. 
Ну, не повезло в этот раз, решил, судя по всему, Уэлман, повезет в следующий. И в 1898 году с метеорологом Э. Болдуином и геодезистом Г. Гарланом он предпринимает санное путешествие теперь уже с ЗФИ.
Цель была все та же – достичь Северного полюса, и никак не меньше. Но и в этот раз ему не повезло. Добраться удалось только до Земли Вильчека, где пришлось зимовать. Мало того, Уэлман провалился в ледяную трещину и сломал ногу. Этих «намеков» однако ему показалось недостаточно – журналист решил предпринять третью попытку.
Здесь следует сказать, что за год до этого, в июле 1897 года к Северному полюсу инженер из Швеции Саломон Август Андрэ отправился на… воздушном шаре. Андрэ вместе с молодым физиком Нильсом Стриндбергом и инженером Кнутом Френкелем поднялись в воздух с одного из островов Шпицбергена. 65 часов и 33 минуты шар находился в воздухе, после чего совершил вынужденную посадку на лед в 480 километрах от острова Дэйнс. Это случилось 14 июля и почему-то только через неделю (22 июля) аэронавты отправились на юг, к архипелагу. Они достигли острова Белый и там, увы, погибли.
Такой трагический исход Уэлмана не смутил, и добраться до полюса он тоже решил по воздуху. Нет, журналист не стал надеяться на попутный ветер, который определял направление движения воздушного шара, а выбрал для своих целей управляемый аппарат – дирижабль. Через газету ему удалось собрать значительные средства под проект «Уэлман Чикаго геральд полар экспедишн», которые и были направлены на создание аппарата с весьма подходящим названием «Америка». Правда, делал «Америку» талантливый французский конструктор Мальвин Ваниман в Париже. 
В разобранном виде аэростат был доставлен на Шпицберген, там собран и 2 сентября 1907 года с пассажирами на борту (кроме самого Уэлмана и Ванимана в экипаже был еще Феликс Райзенберг, доцент Колумбийского университета) полетел на север. Но далеко тоже не улетел – через два с половиной часа полета он потерял управление. Воздухоплавателям пришлось совершать аварийную посадку на ледник, после чего аппарат стал непригоден для дальнейших полетов.
И это событие не смутило Уэлмана, он стал готовиться к четвертой попытке – до чего же отчаянными были люди сто лет назад! 
За создание «Америки-II» взялся все тот же Ваниман. Интересно, что на стадии изготовления аппарата с Ваниманом познакомился русский журналист и воздухоплаватель Николай Евграфович Попов , оставивший записки о четвертой экспедиции Уэлмана. Попов сначала просто попросился рабочим к французскому инженеру, а потом был принят Уэлманом в состав экипажа. 
Очень важную роль в этой экспедиции сыграл гайдроп. Придумал его еще Андрэ. Это была тяжелая кожаная кишка, свисавшая с кабины воздушного шара, которая тащилась по снегу или воде и регулировала высоту полета. Ваниман сделал аналогичную кишку, которую к тому же догадался заполнить продуктами – почти 700 кг продовольствия было загружено в гайдроп, что существенно разгрузило гондолу.
Как только дирижабль был готов и испытан, путешественники немедленно отправились на парусно-паровой шхуне «Арктика» к Шпицбергену, и с этого момента неудачи просто становились в очередь, чтобы оказать знаки внимания Уэлману и его команде. Сначала сломался двигатель на шхуне, и до Шпицбергена корабль шел исключительно под парусами. Потом оказалось, что заранее выстроенный там ангар снесен ураганом. Пришлось его строить заново.
15 августа 1909 года (по новому стилю) Уэлман, Ваниман, Попов и Ляуд поднялись на дирижабле в воздух. И через некоторое время гайдроп оторвался от кабины. А вместе с ним и упакованная в него провизия. Все остались живы, но пришлось вернуться. Причем возвращение было до обидного нелепым.
У открытой воды дирижабль вдруг зацепился свисавшим на канате якорем за ледяной торос и завис. На его счастье неподалеку курсировало норвежское гидрографическое судно «Фрам», которое взяло на буксир дирижабль и доставило его к ангару на Шпицбергене.
Когда дирижабль спустился к поверхности моря, его канаты вдруг лопнули, после чего аэростат быстро понесло ветром по воде на север. «Фрам» не без труда догнал уплывавший дирижабль и снова уцепил его за канаты. При этом гондола успела наполовину наполниться водой. В конце концов все из нее перебрались на борт судна и уже опустевший аэростат доволокли до берега. Кажется, что такой каскад трюков возможен только в чрезвычайно эксцентричной комедии, которая должна завершиться какой-то эффектной сценой. И эта сцена не заставила себя ждать. Когда дирижабль стали вытаскивать на сушу, порыв ветра так его крутанул, что разломал на части, порвал весь такелаж, и наполненный газом шар вырвался на свободу. С жутким шумом гигантская амеба стала подниматься в небо на глазах обескураженных мореходов и воздухоплавателей. И, достигнув высоты порядка трехсот метров, вдруг лопнула с жутким треском. Бесформенная оболочка рухнула из-под небес в воду. Могу представить себе ту гремучую смесь отчаянья (сорвалась уникальная попытка добраться до полюса!) и радости (в момент взрыва шара все были уже на земле!), которую в этот миг выражали лица четырех аэронавтов.
Подробности этой истории в публикациях Николая Попова обнаружил Владимир Николаевич Сашонко, который написал повесть «Коломяжский ипподром. Документальная повесть о русском авиаторе Николае Евграфовиче Попове». Вот чем Уэлман меня окончательно покорил, так это тем, что он стал готовить пятую экспедицию, и она бы состоялась, если бы не одно но…
Последние из описанных событий случились, напомню, в августе, а в сентябре мир облетела весть о том, что еще в апреле полюса то ли достигли, то ли думали, что достигли, доктор Фредерик Кук и Роберт Э. Пири, которые посвятили остаток жизни тому, чтобы обвинять друг друга во лжи по этому поводу. Переоткрывать полюс больше не имело смысла.
Но я забрался слишком далеко вперед по времени с Уэлманом. Нужно теперь вернуться к Болдуину, в конец века XIX.
Побывавший во второй экспедиции Уэлмана метеоролог Эвелин Бриггс Болдуин во время зимовки времени даром не терял. Он предпринимал санные путешествия по архипелагу с острова Галя, где расположился базовый лагерь, и на востоке ЗФИ обнаружил большой остров, который назвал Грэм-Беллом.
Нужно сказать, что Болдуин рвался за полярный круг давно, и успел уже принять участие в экспедиции Роберта Пири в Гренландию в 1893-1894 годах. Надо полагать, именно для этого он занимался и метеорологией после окончания колледжа, а в 1892 году стал членом Метеобюро США. И нет ничего удивительного в том, что, найдя спонсора в лице миллионера Уильяма Циглера, Болдуин в 1901 году снова отправился в Арктику. Теперь уже в качестве руководителя американо-норвежской экспедиции к Северному полюсу. 
По тем временам миллион долларов был очень большими деньгами, а почти столько выделил Циглер на подготовку и оснащение экспедиции. Обеспеченные сверх всякой меры путешественники отправились на ЗФИ, которая рассматривалась в качестве «трамплина», на судне под названием… ну, конечно же «Америка».
Болдуин оказался неважным организатором и руководителем. К тому же между американцами и норвежцами постоянно возникали раздоры. В общем, уже в процессе экспедиции Циглер отстранил Болдуина от руководства, но перезимовать с 1901 на 1902 год путешественникам пришлось. Базировались они на острове Алджер, откуда совершили несколько санных поездок, чтобы создать запасные склады провизии. Воспользоваться этими складами им не пришлось, поскольку на следующее лето экспедиция была свернута, и недовольные друг другом ее участники разъехались по домам.
Разочаровавшись в Болдуине, Циглер не оставил попыток покорить полюс с помощью своих капиталов. Он нашел другого достойного руководителя экспедиции – Энтони Фиалу, который успел уже составить компанию Теодору Рузвельту в непростом путешествии по рекам Бразилии. И в 1903 году судно под названием, как вы уже догадываетесь, «Америка» отправилось через Британский канал прямо к полюсу. Но достигло только 82°14' с.ш. Дальше были сплошные льды, и «Америке» пришлось возвращаться в бухту Теплиц на о. Рудольфа (самый северный остров ЗФИ), где она и вознамерилась провести зиму. 
Фиала (забавная фамилия – Фиолетовый) недавно мне пришлось увидеть в кинокадрах на сайте Теодора Рузвельта, президента США, – там он снят в компании с полковником Рузвельтом в момент подготовки к экспедиции в Бразилию. А потом и на ютубе – и эта съемка была сделана уже в Арктике.



В кадре с Рузвельтом известно, где стоит Фиала – он крайний слева. А кто есть кто на видео из Арктики, непонятно – здесь все одинаковые какие-то. Но, прежде чем рассказать о неудачах Фиала, нельзя не сказать об одном событии, которое предшествовало поездке «Америки» на ЗФИ. В журнале одного из моих жж-френдов vaga_land я прочел о книге С.А. Селезнева «Первая русская экспедиция к Северному Полюсу», в которой описана встреча Георгия Седова с Энтони Фиала в Архангельске. Я, увы, не читал этой книги (она издана, судя по всему, не очень большим тиражом в Архангельске в 1964 году) и никогда не узнал бы о ее существовании, если бы не наткнулся на сообщение у vaga_land (http://vaga-land.livejournal.com/258681.html).
Собственно, эта встреча не была встречей двух знаменитых полярников. Фамилия Седова тогда еще вовсе не была на слуху – до его экспедиции должно было пройти целых девять лет. Просто на борт «Америки» в начале июля 1903 года (3 числа американцы прибыли в Архангельск для дозаправки, а 14-го, в полночь, вышли в море) Седов попал вместе с коллегами, служившими на гидрографическом судне «Пахтусов» флотилии Северного Ледовитого океана. На все сомнения русских офицеров в успешности достижения полюса (а они понятны, поскольку полюс еще не был покорен никем) Фиала ответил так: «Сердце экспедиции – чековая книжка мистера Циглера! Полюс будет наш!». Тем, кто непосредственно отправлялся к полюсу, американец предполагал платить по возрастающей: каждый пройденный градус удваивал прежнее вознаграждение. «Это – американская деловитость! – заявил самоуверенно Фиала. – Чек на оплату я буду выдавать ежедневно, прямо в пути. Да, деньги – путь к победе!».
Нужно сказать, что не только чеки планировалось выдавать по ходу дела. На борту «Америки» был станок, на котором собирались печатать ежедневную газету «Полярный орел», была и униформа для праздничных и выходных дней, этакий дресс-код: фраки с цилиндрами. 
Кстати, в 1907 году Фиала опубликовал книгу о своих путешествиях «Fighting the Polar Ice». О встрече с русскими офицерами он упомянул, но только в общих чертах, ничего конкретного. Зато не забыл пошутить по поводу различий в одежде. Гидрографы пришли на встречу в форме, при параде, а на нем была рабочая спецовка, так как приходилось участвовать в грузовых работах.
Итог экспедиции «заносчивой Вандербильдихи» вызывает саркастическую улыбку: «Америку» в бухте Теплиц лед прижал так, что судно протекло, и Фиала с товарищами высадились на берег. Но недолго оставалась «Америка» в плену – в январе ее унесло движущимся льдом неведомо куда. Фиала зимовал в бухте Теплиц, часть экипажа – в домике Болдуина все на том же острове Рудольфа, а часть вообще отправилась на юго-запад архипелага и расположилась в постройках Джексона на Нортбруке.
По окончании зимы Фиала предпринял отчаянную попытку пробиться к полюсу на собачьих упряжках, и отчасти ему это удалось.Путешественники прошли около ста километров к северу от острова Рудольфа, что, конечно же, несколько меньше, чем до полюса, но зато здесь все перессорились, потом подрались и, бросив оплаченное из чужого кармана снаряжение в ледяной пустыне, вернулись на архипелаг. Летом их спасла поисковая экспедиция Уильяма Чампа. 

Сразу после ужина стремительно распахнул дверь каюты Дрикер – через полчаса вылет на остров Чампа! Почти сразу за ним ворвался Дима – через десять минут вылет на остров Чампа! И тут же Хохлов – через минуту вылетаем!
Здесь всегда так, и никого вертолет ждать не будет. Кто опоздал – тот опоздал. Причем, как правило, вертолет возвращается довольно скоро, но попасть во второй рейс невозможно – он не присаживается, а грузится, зависая в воздухе над баком или вертолетной площадкой, куда матросы стаскивают груз вручную или кран-балкой. Вертолет будет летать туда-сюда до самого обеда или ужина, на время которых делается перерыв – пилотам тоже нужно кушать. Вот после обеда или ужина улететь можно. Но в данном случае полет был «одноразовый» – на Чамп и обратно. Опоздать сейчас значит опоздать навсегда.
Впрочем, сборы мои недолги, поскольку все заранее приготовлено – оружие, фотоаппарат со сменным объективом и видеокамера со сменными аккумуляторами в кофре, флаги и баннеры в рюкзачке, остается доложить туда только пару упаковок «Grizzon», и я готов к групповому вознесению на небеса.
На вертолетной площадке собрались капитан со своими помощниками, гидрографини, наша троица и несколько «боярских» (Вите, Роме и Никите Петр Владимирович дал отлуп скорее всего из-за недостатка места в машине – на Чамп хотели попасть многие).
Правду сказать, когда мы установили крест в бухте Уорда на Чампе, я уже махнул рукой на возможность посмотреть знаменитую долину круглых камней. Об этом месте пришлось читать несколько раз в интернете, и, как стало ясно потом, писали о нем люди, никогда эту долину не видевшие. Мне она представлялась какой-то ровной площадкой среди гор шириной не меньше километра и бесконечной протяженности, а на ее плотной и ровной поверхности, словно декорации к фантастическому фильму лежали идеальной формы каменные шары диаметром, как указывалось в описаниях, от 7-8 сантиметров до трех метров. Этакий гигантский бильярд в спящем города великанов.
Летели мы минут десять и сели на таком же мысу, как в бухте Уорда. 
Поначалу никаких круглых камней не было видно. 





Но Боярский уверенно направился к подножью медленно поднимающейся ввысь горы, и, сообразившись с его направлением, я их разглядел.







Нельзя сказать, что камни вызвали полное разочарование, но ни одно из моих видений даже приблизительно не соответствовало увиденному. Собственно, шары были и лежали они на склоне горы, сложенной из какой-то рыхлой породы и россыпи крепких камней. Шарообразных каменюг было несколько. 





Самый крупный действительно составлял не меньше трех метров в диаметре и был местами сильно обколот, так что больше напоминал череп. 



Но такой большой камень был только один. Штук пять-шесть примерно по метру лежали в разных местах на склоне. И, наконец, мелкие, размером от горошины до футбольного мяча обнаруживались среди прочих каменюг самой разной формы. Большинство шарообразных камней состояло из чего-то такого многослойного, словно из спрессованного песка, неоднократно принимавшегося обволакивать в свое время некое плотное ядро. Далеко не все они были сферическими. Некоторые напоминали формой сердце, почки, были среди них «пальцы» и прочие анатомические аналоги. 
Объяснить, почему только в одном месте, и только на этом острове архипелага образовались такие камни, пока никто внятно не может. Зато известно, что ЗФИ не единственная на планете кладовая камней со сферической или близкой к ней поверхностью. Их обнаруживают в Южной Америке и в Северной Европе. В лесах Коста-Рики при вырубке деревьев под банановые плантации каменные шары находили регулярно. Их часто находят в Мексике. На плато около Мангышлака есть несколько урочищ с шарообразными камнями. 
Позже я прочел о том, что шары Чампа состоят из песчаника, а ядро их сформировано из органического вещества. Связующее вещество (и хорошо, кстати, связующее!) – минерал марказит, образующийся в результате химического соединения железа и серы. Так что без дьявола тут явно не обошлось.



У самого уреза воды камней почти нет – сплошной песок. По виду – просто чудный песчаный пляж, на котором дотаивают выброшенные волной льдинки. 













Немного сюрреалистическое возникает ощущение при виде песчаного пляжа в непосредственной близости от обсеченного по линейке края сползающего в море ледника.





На том пяточке острова, где встречаются как раз круглые камни и куда возят иностранных туристов, мы пробыли часа полтора. Или даже больше. Рядом возвышалась скала с птичьим базаром, но птицы на ней были очень высоко, и попытка Пасичника подобраться к ним поближе ничем не кончилась. 
Народ как-то ловко разбился на группы и пары, демонстрируя друг другу те или иные симпатии. Я бродил большей частью в одиночестве и снимал фантастической красоты панорамы, плавающие почти у самого берега льдины и айсберги, да и тот же народ, который, будучи занятым друг другом, на замечал или почти не замечал нацеленного на них объектива.













Вечером в каюте я закончил рисунок с поморником и бухтой Тихой. 



И дописал статью об острове Вайгач. А теперь еще высохла чистая натянутая на подрамник бумага, и спать я укладывался в предвкушении нового рисунка. 
«Кайра на фоне Рубини Рок».

Обретение Арктики - Оглавление
(Часть I. Год 2009.)

Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments