sanych56 (sanych56) wrote in rus_vopros,
sanych56
sanych56
rus_vopros

Categories:

Сравнение смертности заключенных в пенитенциарных системах РИ и СССР :Тюремная реформа 1879г

"Сравнение смертности заключенных в пенитенциарных системах РИ и СССР :Тюремная реформа 1879г." by [info]corporatelie.

Предыдущие части очерка:

Сравнение смертности заключенных в пенитенциарных системах Российской Империи и СССР :вступление.

Сравнение смертности заключенных в пенитенциарных системах РИ и СССР :источники, структура работы


Смертность заключенных в тюрьмах индустриальных стран XIX-XX :оценочный фон для сравнения с РИ


Тюремная реформа 1879 года:общий обзор ситуации в пенитенцарной системе в исследуемый период для более четкого осознания динамики смертности заключенных., ч.I.



Проблема реформирования тюремной системы в 1870-х годах стояла перед государством очень остро. Общественные, социальные, экономические отношения, cвобода печати и общественное движение достигли такого уровня развития, что не поспевавшая за ними пенитенциарная система 1870-х казалась наиболее прогрессивной части российского общества страшным и требующем немедленных радикальных реформ “проклятым местом”.

Безусловно, архаичная тюремная система Российской Империи 1870-х, c ее телесными наказаниями, громоздкой системой управления, убийственными пешими этапами в Сибирь и ветхими, десятки лет не ремонтировавшимися тюремными помещениями требовала срочной модернизации не только по соображениям гуманности, но и потому, что банально не соответствовала стоящими перед ней задачам

К чести царского правительства, оно это прекрасно осознавало и достаточно откровенно констатировало плачевное состояние пенитенциарного дела и системы в Российской Империи к концу 70-х годов XIX века даже в официальных отчетах и внутриведомственной переписке. Накануне тюремной реформы 1877 года один из высокопоставленных чиновников министерства юстиции писал, что выполнение поставленных перед тюремной системой Империи задач осложняется «полною дезорганизациею и безусловно неудовлетворительностью современного тюремного дела в Империи и совершенным отсутствием на местах органов, способных прийти в этом отношении на помощь центральному установлению» (ГАРФ, Ф. 122, Оп. 1, ч. 1, Делопроизводство 1, Д. 6592, л. 116).

 

Photobucket
Николай Валерианович Муравьёв (1850—1908),- пятнадцатый министр юстиции Российской Империи, генерал-прокурор. В бытность его министром юстиции было закончено осуществление судебной реформы 1864 года ,  было  учреждено 3 новых судебные палаты (Иркутская, Омская и Ташкентская) и 23 окружных суда, издано уголовное уложение 22 марта 1903 года , значительно подвинуты работы по составлению гражданского уложения.

Министр юстиции России Н. Муравьев , один из основных идеологов реформы, писал в 1878г., что «русская тюрьма не является и не может быть тем, чем ей быть следует, то есть институтом внутренней политики для борьбы с преступностью. Она, напротив, поддерживает и вновь зарождает преступления, ибо арестант выходит из тюрьмы испорченный и беспомощный, деваться ему некуда, строгая и трезвая дисциплинированная жизнь ему не знакома, работать он не привык, не умеет или не хочет. За отсутствием в остроге честной и законной работы, в нем неустанно кипит работа преступная, точная, неуловимая» (Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М., 1990 г. Стр. 71).

Назначенный в 1885 году иркутским генерал-губернатором граф Игнатьев, посетив местный тюремный замок, нашёл его «грязным и переполненным, воздух невыносимым, вообще всё в самом непривлекательном виде». После этого посещения он первым делом распорядился предоставить городу 100 арестантов для ремонта иркутских мостовых. Часть доходов от арестантских работ должна была пойти в пользу тюрьмы, другая часть – в казну. Заключённым тоже должны были выдать часть средств – 4/10 от суммы доходов.

Примером описания состояния дореформенных мест лишения свободы является "Обзор деятельности Главного тюремного управления за 1879—1889 гг.", опубликованный в 1889 году. В названном обзоре помещен "Очерк положения тюремной части в конце 70-х годов".

Характерно то, что чиновники без всякой демагогии и прикрас достаточно откровенно констатируют: "Не говоря уже о том, что часть тюрем была устроена в наемных домах, дурно или совсем не приспособленных к размещению арестантов, или же в казенных зданиях, сооруженных для иных потребностей, даже специальные тюремные здания в большинстве своем отличались ветхостью, сыростью, недостатком света и воздуха, неудобством внутреннего устройства помещений, отвратительным состоянием отхожих мест". К этой характеристике нужно прибавить признание самого ведомства, что некоторые тюрьмы находились в состоянии полного разрушения, отсутствовали бани, кухни, прачечные и пр.

Иными словами, необходимость реформы пенитенциарной системы совершенно определенно назрела — об это открыто писали правительственные круги.

 

 

 Необходимость тюремной реформы была вызвана также рядом сопутствующих обстоятельств, таких как потребность общества в гуманизации жизни и постоянное участие России в международных тюремных конгрессах. Стремление поддерживать международный престиж стимулировало тюремные преобразования в России.

Любая тюрьма всегда была и будет порочной системой. В разные времена условное количество “плохого” в пенитенциарных системах, естественно, разнится, но оно есть в рамках любой системы исполнения наказаний.

В 1870-е-1900-е годы во многих тюремных системах даже стереотипно передовых европейских стран оставалась еще масса архаичных полуфеодальных пережитков, которые с позиции сегодняшней морали, и уж тем более норм юстиции, выглядят жестоко и дико. Прежде всего это относится к практически повсеместному распространению в уголовных кодексах Европы такого не слишком приятного явления, как телесные наказания. Телесные наказания во второй половине XIX — начале XX века сохранялись в уголовных кодексах самых развитых и передовых стран — в Германии (как мера тюремно-дисциплинарная вплоть до 1917 года), Франции (восстановлены в 1890 году), Швеции, Дании (по кодексу 1866 года для несовершеннолетних), Норвегии и т.д.

 

 Но постепенно, шаг за шагом, наиболее прогрессивные общественные деятели, печать, а также более дальновидные чиновники министерств внутренних дел и юстиции способствовали отмиранию этих неприглядных явлений. Российская Империя здесь не была исключением из общемировых тенденций реформирования тюремной системы.

Этими тенденциями являлись гуманизация наказания, его увязка с целями исправления, упрощение порядка наказания, учет особенностей отдельных категорий заключенных, обеспечение возможностей реализации принципа частичной самоокупаемости пенитенциарной системы и т.д.

 Например, сильнейшее движение против телесных наказаний, которые в российском обществе с 1860-х годов постоянно вызывали бурю негодования и массу протестов, привели к тому, что даже оппозиционеры социалистического толка к концу XIX века вынуждены были признать: “И все-таки телесным наказаниям подходил конец. Общественная борьба оказала свое влияние, и правительству пришлось уступить… общественное движение против телесных наказаний, хоть и не сразу, сказалось сильно на сокращении их; имеющиеся у нас данные по нескольким губерниям за 1893 и 1900 годы показывают, что число телесных наказаний в них сократилось в 2-4 и даже более раз.” (Цит. по Д. Н. Жбанков "Когда прекратятся телесные наказания в России".)

За время правления Александра II царское правительство все яснее начало осознавать необходимость кардинального улучшения тюремной системы Империи. Серьезность намерений правительства доказывает тот факт, что в 1860-е и 1870-е им были созданы 5 основных межведомственных комиссий, деятельность каждой из которых являлась этапом в процессе проработки тюремной реформы: 1) 1862 год — комиссия К. И. Палена; 2) 1869 — ко­миссия А. Б. Лобанова-Ростовского; 3) 1872 — комиссия В. А. Соллогу­ба; 4) 1873 — комитет П. А. Зубова; 5) 1877 год — комиссия К. К. Грота.

 

В процессе подготовки к тюремной реформе происходило изучение и обобщение пенитенциарного опыта США, Ирландии, Англии, Швейцарии, Бельгии, Германии, Франции, Австрии, Швеции, Дании и Турции. В организационно-управленческом плане наиболее сильное влияние на становление уголовно-исполнительной системы России оказала шведская модель пенитенциарной системы.

Сложность и многоаспектность (международного и внутреннего пра­вового, управленческого, финансового, кадрового и др. характера) стоящей перед государством задачи, усугубляемой одновременной реализацией ря­да других масштабных проектов, сделали невозможным одномоментное проведение тюремной реформы в 1860-х годах. В начале 1860-х была выделена первоначальная задача (наименее затратная) — обновление уголовного и уголовно-исполнитель­ного законодательства (Су­дебные уставы, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных), которая решалась в период с 1864-1866 по 1890 год. Одновременно с этой работой, к середине 1870-х был определен второй сегмент реформы — целый комплекс практических мер, самых затратных.

Если говорить о самых основных, то их можно перечислить по пунктам:

1)        Реформирование административного устройства тюремной системы в масштабах Империи — обеспечение единства, эффективности и унифицированности карательной практики на всей территории Империи;

2)        Обновление ветхого архитектурного фонда пенитенциарной системы (программа по строительству новых тюрем с отоплением, канализацией, лазаретами и банями);

3)        Интеграция в тюремную систему Империй актуальных на тот момент общемировых концепций пенитенциарного дела в соответствии с европейским стандартом;

4)        Отмена бесчеловечных пережитков архаичной феодальной тюремной системы прошедших веков в соответствии с подписанными общеевропейскими конвенциями и стандартами;

5)        Снижение смертности заключенных.
 

1.Реформирование административного устройства тюремной системы в масштабах Империи.

Одной из основных задач тюремной реформы в России стало совершенствование системы управления местами заключения, повышение роли центрального органа тюремного ведомства в осуществлении контрольных функций, обеспечении единства карательной практики на всей территории империи. Дореформенная система управления местами заключения не представляла единого, гармоничного механизма.

До 1879 года в России не было единого тюремного управления: существовало 15 ведомств, которым подчинялись тюрьмы. Поэтому создание в 1879 году Главного тюремного управления положило начало принципиально новому этапу тюремной реформы в России — практическому воплощению теоретических положений реформаторского характера, сформулированных ранее, но так и не примененных на практике.

Проблему административного усовершенствования управления местами заключения, по мнению реформаторов, возможно было решить передачей тюрем в ведение Министерства юстиции. Тем самым, во-первых, вводилось единоначалие, во-вторых, появлялась возможность для формирования штата профессиональных надзирателей, которые могли не просто осуществлять охрану, но и воздействовать на осужденных с целью исправления, и в-третьих, внутренние войска освобождались от влияния преступников. Таким образом, предполагалась реорганизация системы управления пенитенциарными учреждениями на всех рассмотренных уровнях. Вследствие этого административное реформирование проводилось в трех основных направлениях.

Первое направление предполагало создание нового центрального ведомственного органа. Так, 27-го февраля 1879 года при Министерстве Внутренних Дел было учреждено Главное тюремное управление, перешедшее 13-го декабря 1895 года в ведение Министерства Юстиции.

Второе направление административного реформирования заключалось в изменении системы управления на губернском уровне. С этой целью предполагалось введение государственной тюремной инспекции, а также ограничение полномочий Общества попечительного о тюрьмах и полиции.

Третьим направлением в реформировании системы управления была реорганизация должностей смотрителей в начальников и создание штата профессиональных надзирателей. Для начальника предполагалось повышенное содержание (оклад, пенсия, обеспечение казенной квартирой), что позволяло закрепить кадры.

Закон от 11-го декабря 1879 года "Об основных положениях, имеющих быть руководством при преобразовании тюремной части и при пересмотре Уложения о наказаниях" свел все места заключения империи к четырем основным видам: каторжным тюрьмам, исправительным домам, тюрьмам (губернским, уездным) и арестным домам. «Универсальные» каторжные тюрьмы должны были заменить прежнюю систему каторги с разделением работ на рудничные, крепостные и заводские. Общая реформа каторги предполагала два направления: создание новых, более отдаленных, зон для высылки преступников (например, остров Сахалин) и расширение числа постоянных каторжных тюрем, в которых преступники отбывали бы весь срок наказания.

Тюремные замки должны были разделяться на три изолированные друг от друга отделения с различным режимом содержания: срочное, следственное и пересыльное. Эта реорганизация проводилась только в центре (в частности, в Санкт-Петербурге) и не коснулась отдаленных губерний даже при постройке новых тюрем.

 Следующим направлением в реформировании было создание исправительных арестантских отделений, которые должны были заменить исправительные роты, работные и смирительные дома, а также иные устаревшие, бесчеловечные и жестокие пенитенциарные учреждения. В них отбывали срок заключения мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, годные к тяжелым физическим работам. Еще одним направлением в реорганизации мест заключения было строительство арестных домов, предназначенных для временного содержания нарушителей общественного порядка.

 В процессе тюремной реформы оформился еще один вид исправительно-трудового учреждения — колония для несовершеннолетних преступников. Эта заведения давали воспитанникам начальное образование и навыки земледелия, скотоводства и ремёсел, с целью образовать из них сведущих сельских работников и ремесленников и тем обеспечить им средства к существованию.

Несовершеннолетние преступники по закону были полностью изолированы от взрослых арестантов. Хотя при колонии не было своей церкви, воспитанники посещали не тюремный храм, а одну из городских церквей. Заболевших детей специальным указом помещали в университетскую клинику или в местную больницу, а не в тюремный госпиталь. Кроме этого, при препровождении в колонию, при вызове в суд или в иных подобных обстоятельствах они следовали отдельно от арестантских партий, под надзором отдельно командированных чинов полиции. Считалось, что внутренняя жизнь колонии не должна отличаться от быта небогатых крестьян и ремесленников, поэтому все хозяйственные работы выполняли сами воспитанники.
Photobucket
Женщины-заключенные в женской тюрьме с детьми. 1900-е.

Воспитатели, как родители, жили вместе с воспитанниками. Дети младшего возраста находились изолированно от старших, а наиболее "трудные" подростки помещались в отдельную семью, которой руководил самый опытный воспитатель и которая находилась под постоянным наблюдением врача. В случае систематического нарушения дисциплины подростки переводились на более жесткий режим содержания, включая наказания, предусмотренные для взрослых осужденных. (Детков М. Г. Наказание в царской России. Система его исполнения. М., 1994 г. Стр. 65.)

 В конце XIX в. в Саратовской губернии был создан приют и для детей арестантов (от 6 до 14 лет). Их обучали чтению и письму, арифметике, посильному труду. Изготовленные ими вещи продавали, а вырученные средства поступали на счёт приюта. Дети были ухожены. Ежедневно на питание одного ребёнка тратили 11 коп., что было больше, чем расход на взрослого арестанта.(ГАВО. Ф. 161. Оп. 1. Д. 40. Л. 19; Ф. 290. Оп. 1. Д. 11. Л. 3-4; Д. 32. Л. 12-15.)

 Обновление ветхого архитектурного фонда пенитенциарной системы,- программа по строительству новых тюрем с отоплением, лазаретами и банями

 К 1895 году в соответствии с законом от 11 декабря в России было построено 59 новых тюрем, семь из которых были рассчитаны на содержание заключенных в одноместной камере.

Если в 1870-е тюрьмы практически не имели собственных больниц, то к концу века было развернуто активное строительство лазаретов и больниц: в 1900 году 67% тюрем имели собственные больницы. Остальные пользовались гражданскими городскими больницами.(Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.). 2-е изд. СПб, 2000. Т. 1.-2)

 К 1917 году треть российских заключенных имели по отдельной и вполне комфортабельной камере, площадью не менее 8 квадратных метров, хотя проблему с переполнением тюрем государству так и не удалось решить. Особенно усугубилась проблема переполнения мест заключения в период 1907-1913 гг, т.е. во время подавления революционных выступлений. Но правительство делало все возможное для «разуплотнения» тюрем — новые тюрьмы продолжали строиться вплоть до 1917 года, причем не только в крупных городах, но и в мелких уездных центрах. Строили, как это было принято до революции, «на века». Так, только при строительстве в 1884-1886 годах уездной Царицынской тюрьмы Саратовской губернии было использовано более двух миллионов керамических кирпичей дляя доставки такого количества кирпича в современных условиях по­требовалось бы около 1.000 грузовых КамАЗов. — Подсчитано  по: ГАВО. Ф. 161. Оп. 1. Д. 2. Л. 3; Д. 3. Л. 5; Д. 4. Л. 6; Д. 5. Л. 2; Д. 6. Л. 4; Д. 7. Л. 3; Д. 8. Л. 3; Д. 9. Л. 3; Д. 19. Л. 1-2 об.), что позволило возвести внешние стены 3-этажной тюрьмы шириной в 3 кирпича (75 см), а внутренние — в 1,5 кирпича. Это способствовало не только усилению режима охраны, но и сохранению тепла в зимнее время и прохлады в летний период. Интересно, что губернский архитектор не стес­нялся в заказе качественного материала для тюремного замка и оплате строителям их добросовестного труда.

Самой крупной стройкой в программе преобразования тюремной части в Российской империи, осуществлённой Главным Тюремным Управлением Министерства Внутренних Дел стали знаменитые петербургские «Кресты». Тюрьма называлась образцовой: в ней устроены система автономного водоснабжения, вентиляция, центральная отопительная система, прачечная и даже (впервые в российских тюрьмах) электрическое освещение от собственной электростанции.

 «Кресты» стали типовым проектом. Чуть позже по их образцу были построены тюрьмы в Саратове и Самаре. Сооружения оказались настолько добротными и комфортными, что в Самаре местные власти в 1923 году переоборудовали местную тюрьму в общежитие медицинского института. В этом качестве оно функционирует до сих пор.

На основе её проекта в России возведено 28 тюрем, но меньших размеров. Разберем постройку такой типовой «новой» тюрьмы в российской глубинке.

 Полная стоимость тюремного комплекса в Самаре достигла 900.000 рублей — суммы, доселе невиданной в деле возведения казенных зданий в российской провинции.

Самарский тюремный замок стал гран­диознейшим сооружением своего рода, не имеющим себе равных в рамках российской провинции, а по условиям содержания заключенных — одной из наиболее комфортных тюрем в России. Показательно, что в то время в Самаре подобные бытовые удобства имели лишь единицы из числа ее свободных жите­лей. Зато заключенным здесь были предостав­лены электричество, водопровод, вентиляция, паровое отопление и даже канализация.

 Одно лишь сооружение электросистем в са­марских «Крестах» обошлось казне в громад­ную по тем временам сумму 41.000 рублей. При этом необходимо отметить, что даже само по себе устройство электрического освещения в тюрьме в конце XIX века многие современники считали настоящим чудом. 

Кроме того были устроены и другие неви­данные для того времени удобства: принудительная вентиляция во всех помещениях, паровое отопление от собственной котельной, водопровод и автономная сис­тема канализации. В начале XX века все эти устройства по праву называли «чудом тюремной техники». Правда, административное здание, а также дома, где жили на­чальник тюрьмы, охрана и прочие тюремные чиновники, в отличие от главного корпуса, в холодное время года обог­ревались с помощью печного отопления.

 Что касается водоснабже­ния, то в главном здании был свой самостоятельный водопровод, питавшийся от подземного источника. На всех четырех этажах основного корпуса были устроены специ­альные кипятильники в виде медных колонок для снабжения арестантов кипятком. Местная же канализационная сис­тема и вовсе считалась гордостью самарской тюрьмы. Она состояла из керамических труб, проходивших внутри всех зданий, а затем по всему тюремному двору, чтобы в итоге гряз­ные воды стекались в один колодец глубиной в 24 сажени, снабженный фильтром.

В течение 1913-1914 годов весь тюремный комплекс заново отремонтировали, оборудовали электросигнализацией и телефонной сетью, а также расширили больницу для заключенных. В 1914 году ремонтные работы проводились в основном в зданиях женского отделения тюрьмы. Од­новременно была начата постройка новой женской больницы. Перед революционными событиями 1917 года здесь успели установить дезинфекционную камеру японского производства и запустить собственную мельницу для мукомольных работ.

 


Photobucket
Несмотря на явные и яркие успехи в деле модернизации российских тюрем, нужно отметить, что, особенно учитывая специфику гигантских расстояний и чрезвычайное многообразие конкретных региональных условий, многие тюрьмы вплоть до 1917 года всё ещё оставались в крайне запущенном и ветхом состоянии.

Отмена каторги на Сахалине и резкое увеличение числа осуждённых в годы революции 1905-1907 гг. переполнили места лишения свободы. Тю­ремная система, стабильно функционировавшая в спокойные периоды, да­вала сбои в нетрадиционных ситуациях. К сожалению, в последующие годы в стране не произошло изменения имперской строительной политики. Фи­нансирование строительства тюрем шло по остаточному принципу и не могло кардинально решить всех вопросов, как это было сделано в США, Германии и Англии. В конечном итоге проблема обеспечения всех заключённых нор­мальными камерными условиями по лучшим мировым стандартам так и не была решена в Российской империи, хотя к этому были сделаны многие очень серьезные шаги.

 

Постепенная интеграция в тюремную систему Империи актуальных на тот момент общемировых концепций пенитенциарного дела.

Для начала просто перечислим эти концепции:

а) приоритетное содержание заключенных в отдельных камерах для повышения санитарно-гигиенического уровня тюремной системы;

б) вовлечение их в трудовую активность (борьба с праздностью, провоцировавшая болезни);

 в) отмена бесчеловечных пережитков архаичной феодальной тюремной системы прошедших веков (телесных наказаний, а также таких действий, унижающих человеческое достоинство, как бритье половины головы для каторжных, приковывание к тачке и т.д.) в соответствии с подписанными общеевропейскими конвенциями и стандартами;

г) поощрение деятельности органов гражданского контроля за тюремной системой и администрацией, создание попечительских тюремных комитетов, работа которых выражалась в материальной и продовольственной помощи заключенным во время заключения, надзоре за соблюдением законности в тюрьмах и предотвращении произвола со стороны надзирателей, а также последующего содействия трудоустройству заключенных после освобождения.

Теперь рассмотрим реализацию их в Российской Империи.

 

Приоритетное содержание заключенных в отдельных камерах для повышения санитарно-гигиенического уровня тюремной системы. 11 декабря 1879 года Государственным Советом России был принят Закон “Об основных положениях преобразований тюремной системы”. Чтобы оценить этот документ по достоинству, мы должны напомнить, что рекомендация помещать заключенного в отдельную камеру (хотя бы на ночь) впервые появилась в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых ООН аж в 1955 году. В России же не рекомендация, а Закон предусматривал: каждому заключенному — отдельная камера. И не на ночь, а на круглые сутки. Таким образом, за 80 лет до принятия Минимальных стандартных правил Россия — одной из первых стран в мире — сделала шаг к цивилизованной пенитенциарной системе.

 

Вовлечение заключенных в трудовую активность (борьба с праздностью, провоцировавшая болезни). 21 августа 1879 года ГТУ издало любопытный циркуляр. В нём обобщался опыт некоторых тюремных замков, где было «обращено внимание на разведение собственных огородов». Такие работы «в значительной мере служат к увеличению средств тюремных замков», решая проблему не только «получать собственные овощи на удовлетворение необходимых потребностей по продовольствию арестантов», но даже иметь избытки для продажи. Здесь же отмечалась польза от мастерских при тюрьмах, поскольку «в некоторых тюрьмах одежда, бельё, обувь производятся обыкновенно через арестантов». В связи с изложенным в циркуляре предлагалось собрать по всем российским тюрьмам сведения, касающиеся работ, на которых задействуются их обитатели, с целью изучения опыта и его дальнейшей пропаганды во всех местах лишения свободы.

Уже в 1886 году был принят первый законодательный акт, призванный организовывать производство за решёткой: «Высочайше утверждённое мнение Государственного совета о занятии арестантов работами и о распределении получаемых от сего доходов».

Мнением была признана необходимость использования труда заключенных с прогрессивной системой оплаты этого труда. Обязательному занятию трудом по назначению администрации подлежали осужденные к ссылке на каторжные работы (ссыльно-каторжные), осужденные к ссылке на поселение (ссыльно-поселенцы), отданные в исправительные арестантские отделения, осужденные к ссылке на проживание в Сибири, осужденные к заключению в тюрьме за кражу, мошенничество, присвоение или растрату чужого имущества, а также за прошение милостыни и за некоторые другие преступления
За свой труд они получали, в зависимости от категорий, от одной десятой до четырех десятых доходов (за вычет стоимос тиматериалов). Из оставшихся сумм одна половина обращалась в доход государственного казначейства, а другая в пользу тюрьмы. Так, на строительстве Амурской железной дороги с мая 1910 по январь 1916 года использовался труд 2500-3000 заключенных. Их общий заработок за этот период составил более 4,2 млн. рублей Согласно закону, принятому 6 января 1886 года, 50% заработанных денег получали арестанты, 15% отчислялись в казну, 35% уходили на нужды тюрьмы.

Арестанты в тюрьмах и исправительных арестантских отделениях привлекались к портняжным, сапожным, плотницким работам, выделке кирпича, пилке дров для городской управы, расчесыванию старого каната на пеньку.. Привлекались арестанты и к труду по хозяйственному обслуживанию своего учреждения (хлебопеки, кашевары, квасники, прачки, конюхи, ламповщики, трубочисты, белильщики).

 

Например, высококачественные изделия слесарной мастерской ЯрИАО в 1887 г. были отмечены малой серебряной медалью Рыбинской торгово-промышленной выставки и бронзовой медалью Министерства финансов. Попечительский совет над ЯрИАО (примечателен и сам состав этого совета, куда вошли, с одной стороны, «власть имущие», с другой — предприниматели-профессионалы: вице-губернатор Рек (председатель совета), губернский инженер, купцы Вахрамеев и Гороховников, директор Тюремного комитета Папанов) предложил целую программу промышленного развития отделения. Известный специалист по кузнечному делу купец Гороховников согласился возглавить реорганизацию кузнечного производства за решёткой, причём совет обязал «вменить начальнику отделения Преображенскому действовать по указаниям г. попечителя Гороховникова». Была предложена программа по развитию кузнечного производства, давшая великолепные результаты. Когда в 1903 г. в Ярославле проходила «выставка Северного края» — выставка промышленных достижений семи северных областей Европейской России — ЯрИАО выставило там 59 образцов «слесарно-кузнечного мастерства»: велосипеды, кровати, инструменты, детали механизмов. Именно в ЯрИАО в 1907 году был зафиксирован беспрецедентный случай за всю истории империи, шокировавший губернатора: арестанты зарабатывали больше, чем тюремные надзиратели, которые их охраняли (ГАЯО. Ф. 337. О. 1. Д. 303. Л. 247).

Продолжение следует.




Метки: РИ тюремная реформа 1879г, тюрьма, русский вопрос.
Subscribe
promo rus_vopros september 1, 2016 14:25 2
Buy for 100 tokens
НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, в 5-ти частях часть 1 https://www.youtube.com/watch?v=_WdHPM-2dfI часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=hgpZmCy1k-4 часть 3 https://www.youtube.com/watch?v=jKQrrIC0-sY часть 4 https://youtu.be/yndaF4mHaao часть 5…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments